Экономика

Бюджет Украины. Деньги кончаются, недовольство растёт

По старой, но далеко не доброй традиции, конец прошлого года и начало нынешнего, стали для украинского парламента периодом «битвы за бюджет». На сей раз, она проходила в особо драматичных обстоятельствах, и всё свидетельствует о том, что принятие бюджета, состоявшееся в ночь с 28-го на 29-е декабря, станет лишь началом новых проблем, а не решением старых.

Написание проекта бюджета Украины на 2015-й год проходило в крайне неблагоприятной обстановке. Прощупывая почву на предмет возможности максимального сокращения социальных выплат, правительство Яценюка запустило в СМИ список расходов, от которых оно намерено было отказаться в новом году.

Среди прочего там значилось полное упразднение стипендий для некоторых категорий студентов, резкий перевод медицины на платную основу, отмена всех основных льгот, предоставленных пенсионерам, а также, упразднение надбавок к зарплатам научных сотрудников и госслужащих. Кроме того, в некоторых публичных выступлениях, премьер-министр Украины намекал на очередное повышение пенсионного возраста (для женщин до 65-ти лет).

Но список губительных для населения нововведений не ограничивался проектом нового бюджета. Помимо него, правительство подготовило ряд законов, принятие которых сделало бы и без того небогатое существование большинства украинских граждан вовсе невыносимым. Самым ярким из них, пожалуй, являлся законопроект, предполагавший введение налога на недвижимое имущество вне зависимости от его площади, включая хозяйственные постройки.

Разумеется, подобные намерения были восприняты широкими массами населения вполне однозначно, так как, в случае их реализации, сказались бы отрицательно на благосостоянии каждого гражданина (а особенно – представителей беднейших слоёв общества).

При этом волна недовольства сокращением «социалки» и введением новых налогов совпала с акциями протеста, возникшими на почве снижения курса гривны.

Дело в том, что с обвалом стоимости национальной валюты по отношению к доллару, граждане, выплачивающие валютные кредиты, оказались в весьма плачевном положении. Некоторые из них брали займы, когда курс американской валюты ещё колебался в районе отметки 5 грн. Теперь им приходится выплачивать втрое большие суммы в счёт погашения кредитов. Зарплаты, в свою очередь, остались прежними (а в бюджетной сфере даже сократились).

Недовольство обладателей валютных кредитов и работников отраслей, финансирование которых решено было сократить до минимума, росло с начала ноября. К середине декабря оно достигло критической точки и выплеснулось на улицы.

В этот период центр Киева не знал ни дня без митингов. Основными инициаторами акций протеста выступали граждане, недовольные падением курса гривны, приведшим к повышению ежемесячных сумм выплат по валютным кредитам. Самоорганизовавшись, они образовали объединение под названием «Кредитный майдан».

Главным требованием активистов этой организации является принятие закона, фиксирующего курс иностранной валюты в кредитных сделках на уровне, на котором он находился в момент их заключения.

В своей публичной риторике представители «Кредитного майдана» довольно часто обращаются к утверждениям о том, что результатом безграмотной политики государства в финансовой сфере стали сотни смертей граждан, отчаявшихся из-за невозможности выплатить кредит и покончивших с собой.

Кроме того, объединение, в своих лозунгах, выходит за рамки кредитной проблемы и заявляет о необходимости бороться против банковского произвола. Последний, по их мнению, выражается, в частности, в неразрывной связи крупнейших банков страны с отдельными представителями властных структур.

Нетрудно заметить, что риторика «Кредитного майдана» может быть легко подхвачена широкими массами населения. По своей сути, она имеет всё тот же антиолигархический и социальный характер, которым, в своё время, заманивали народ на «майдан» нынешние руководители страны.

В двадцатых  числах декабря стало понятно, что социальные проблемы волнуют людей всё больше, а протесты начали перерастать уровень и специфику «Кредитного майдана». На митинги поочерёдно стали выходить учителя и научные сотрудники. Именно на их благосостоянии сильнее всего скажется отмена надбавок к зарплатам бюджетников.

Тут стоит отметить, что в некоторых бюджетных отраслях надбавки составляют до половины месячного жалования сотрудников.

К акциям протеста присоединялись все, кто испытывал недовольство теми, или иными решениями властей. Были замечены на них и активисты «Правого сектора» (правда, их было немного) и бывшие «майдановцы».

Некоторые из митингов обернулись столкновениями с милицией. Так, во время своих акций, представители «Кредитного майдана» несколько раз пытались прорваться в здание Верховной Рады, что привело к потасовкам с правоохранителями. В анонсе акции, намеченной на 28 декабря, участники движения и вовсе грозились сжечь здание парламента, ввиду того, что он неспособен обеспечивать интересы граждан. Правда, тогда обошлось. Эти слова так и остались очередным сотрясанием воздуха.

Но подобная активизация протестных настроений позволяет нам сделать вывод о том, что украинское общество с каждым днём теряет былую готовность мириться с финансовыми трудностями, в угоду «великой идее», насаждаемой правящим режимом.

Разумеется, пока пропагандистские призывы сплотиться перед лицом «внешнего врага» ещё действуют на большинство населения. Но вера в них слабнет с каждым днём под напором непрестанно падающего уровня жизни.

Для правительства Арсения Яценюка это – тревожный сигнал.

И реакция на него не заставила себя долго ждать. Некоторые предполагаемые нормы основного финансового закона страны на 2015 год были существенно смягчены.

Так, вместо немедленной отмены всех льгот, теперь правительство предлагает упразднить лишь часть из них, и то – не сразу, а постепенно. Например, бесплатный проезд для пенсионеров на общественном транспорте будет отменён лишь летом, а не с начала года.

Норму о бесплатном школьном образовании также решили оставить без изменений. В первоначальном проекте бюджета планировалось сократить период бесплатного школьного обучения до девяти классов.

Пенсионный возраст тоже решили пока не повышать.

Что же до налога на недвижимость, тут планку также несколько повысили, установив, что облагаться им будут лишь квартиры площадью свыше 60 квадратных метров и дома, площадью свыше 120-и.

Такие поправки помогли несколько снизить социальное напряжение, и утро 29 декабря Украина встретила уже с бюджетом. Граждане погрузились в традиционную подготовку к праздникам, в результате чего акции протеста пошли на спад.

Но соратникам Яценюка рано пить шампанское. Даже того урезания «социалки», которое заложено в новый бюджет, вполне достаточно для возникновения бунтов.

Основной вопрос, вызывавший недовольство работников бюджетной сферы так и не был решён. Речь идёт о надбавках к их зарплатам, которые всё-таки были отменены.

С налогом на недвижимость дела тоже обстоят не так гладко, как бы хотелось правительству. Против него начали активно высказываться не где-нибудь, а в базовом регионе нынешних властей – на Западной Украине. Сразу после принятия закона, мэр небольшого городка Рава – Русская, что в львовской области, заявила, о том, что новый налог уже весной может привести к голодным бунтам. По словам чиновницы, во вверенном ей населённом пункте большинство частных домовладений превышают площадь 120 кв. м. При этом, скромные доходы местных жителей вряд ли позволят им оплачивать новый налог.

Подобная ситуация наблюдается в большинстве населённых пунктов Украины. Таким образом, введением нового налога правящий режим настроил против себя ещё и сельское население, ранее бывшее основой электората всех правящих партий, ввиду своей политической безграмотности и повышенной восприимчивости к пропаганде.

Другой «драконовской» нормой, заложенной в новый бюджет, стала отмена бесплатной медицины. В рамках подобного «реформирования», систему здравоохранения Украины решено было перевести на основу платного страхования. Иными словами, в скором времени, не имея страхового полиса, оплаченного из собственного кармана без помощи государства, ни один гражданин не сможет получить квалифицированную медицинскую помощь. И если в случае лечения простых заболеваний, вроде простуды, такая система ещё может худо-бедно работать, то дорогостоящие операции, необходимые при лечении тяжёлых болезней, станут не по карману подавляющему большинству жителей страны.

Но, пожалуй, наиболее возмутительным в недавно принятом бюджете является то, что сами депутаты отказались поддержать режим «тотальной экономии». Свои зарплаты они урезать не стали, вопреки ранее данным обещаниям. Такое решение председатель парламента Владимир Гройсман мотивировал законодательной невозможностью. По словам спикера, решение о снижении зарплаты народных депутатов не соответствует конституции.

Из всего вышеперечисленного следует, что название «бюджет за счёт бедных», данное новому документу в прессе, является абсолютно справедливым. «Режим экономии» сделает бедных ещё беднее и никак не отразиться на богатых (особенно – тех, кто связан с действующей властью).

Но даже само принятие бюджета, состоявшееся в ночь с 28-го на 29-е декабря, вызывает немало вопросов.

На следующий день ряд депутатов выступили с резким осуждением принятого бюджета. Поводом для этого послужило то, что перед голосованием они даже не получили на руки распечатанного проекта документа. Поправки, внесённые в него, премьер-министр А. Яценюк зачитывал с парламентской трибуны (и то – не все), в результате чего депутаты попросту не могли нормально их осмыслить.

Пожалуй, самая резкая критика голосования по бюджету – 2015 прозвучала из уст народного депутата Парасюка (в недавнем прошлом – сотника «майдана»). Он обвинил Яценюка, а также партию «Народный фронт» в получении карт-бланша для написания такого бюджета, который был бы им выгоден.

По словам Парасюка, 29 декабря Верховная Рада вместо бюджета утвердила «чистый лист», на котором действующий премьер волен писать всё, что ему заблагорассудится. Депутат отметил, что такое положение вещей чревато возникновением новых коррупционных схем, с целью личного обогащения членов правительства Яценюка.

С подобной критикой в адрес бюджета выступил и скандально известный депутат Константин Гришин (псевдоним – Семён Семенченко), прославившийся в качестве командира «добровольческого» батальона «Донбасс».

По его словам, принятие бюджета форсировал лично президент Пётр Порошенко, мотивируя это тем, что документ должен быть одобрен до приезда очередной миссии Международного валютного фонда. Но после этого стало известно, что делегация МВФ посетит Украину лишь в январе. В связи с этим Семенченко задался вопросом о том, что же послужило причиной столь поспешного принятия бюджета без согласования и внесения в него конкретных цифр.

Разумеется, подобная критика принятого 29 декабря документа вполне обоснована. Его утверждение, в самом деле, происходило в авральном режиме при активном давлении со стороны президента и правительства. Большинство депутатов, присутствовавших в зале, вообще не проявляли никакого интереса к обсуждению документа. На следующий день газеты пестрили фотографиями спящих народных избранников, а некоторые очевидцы сетовали на стойкий запах алкоголя, ощущавшийся в сессионном зале. Всё это свидетельствует о том, что депутаты просто, по предварительной договорённости, в нужный момент нажали кнопки и отправились по своим делам.

Но так ли искренни Парасюк и Семенченко в своей критике нового бюджета?

Разумеется, нет. Достаточно просто внимательно изучить недавнюю биографию этих деятелей, чтобы понять, чем на самом деле являются их «разоблачения».

Оба персонажа имеют достаточно специфический электорат. У Парасюка он сформировался в ходе выступлений на «майдане», а у Семенченко – после прославления его в качестве «великого полководца».

Их избиратели настроены довольно радикально. Вместе с тем, они очень решительны и деятельны. Учитывая это, данные депутаты просто не могли упустить возможность «пропиариться» на теме недоработок, допущенных в ходе принятия бюджета.

Весьма вероятно, что это привлечёт в ряды их последователей новых людей, недовольных ухудшением социально-экономической обстановки. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что нежелание урезать депутатскую зарплату играет против них не менее, чем против других народных избранников.

Возня вокруг основного финансового документа страны на 2015 год осложняется ещё и тем, что его критикуют сразу с двух позиций. Помимо уже упомянутого нами недовольства процедурой принятия документа и личными интересами премьера, заложенными в нём, новый бюджет критикуют и за его «чрезмерную социальную направленность».

Как бы парадоксально это не звучало, в условиях сокращения расходов на основные социальные программы, такая точка зрения тоже имеет место.

Первым озвучил её бывший министр финансов, а ныне – депутат от фракции Блока Петра Порошенко, Виктор Пинзеник. Уже 30 декабря, на следующий день после принятия документа, он заявил, что бюджет в его утверждённом варианте: — «Не имеет права на жизнь».

Аргументируя свои слова, депутат указал на то, что дефицит нового бюджета может превысить 200 миллиардов гривен, вместо заложенных правительством 63,6 миллиардов. Такая разница объясняется тем, что подопечные Яценюка «забыли» включить в документ средства для погашения долгов «Нафтогаза Украины», а также, суммы, необходимые для выплат в соответствии с решениями Европейского суда по правам человека.

Кроме того, Пинзеник посетовал на то, что сумма расходов нового бюджета составляет 2/3 годового ВВП страны.

По его словам, нет никаких сомнений в том, что решение проблемы бюджетного дисбаланса должно лежать в ключе сокращения расходов.

Иными словами, это означает, что и без того урезанные расходы на «социалку» необходимо сократить ещё больше.

Позицию Пинзеника разделяет и бывший советник Владимира Путина, а ныне – ярый сторонник «майдана» — Андрей Илларионов. По его словам, если в течение нескольких недель Верховная Рада не примет меры по утверждению новой редакции бюджета – 2015, Украину ожидает неизбежный экономический, а вслед за ним, и политический кризис.

 Причиной тому Илларионов называет чрезмерные расходы, заложенные в украинский бюджет. При сохранении текущей редакции документа, он предрёк Украине неизбежный дефолт в течение двух, или трёх месяцев.

Не сократив запланированные объёмы расходов, страна окажется неспособной платить по внешним займам уже очень скоро.

Несмотря на явную антисоциальную направленность подобной критики нового бюджета Украины, следует признать, что она является вполне обоснованной.

Всё дело в том, что производственный сектор украинской экономики, за прошедший год значительно «просел» из-за разрыва торгово-промышленных связей с Россией, и вследствие войны на Донбассе. Это означает, что доходная часть украинского бюджета значительно сократилась за счёт резкого спада экспорта промышленной продукции. Учитывая то, что данное направление было основным источником доходов украинской экономики, теперь средств не хватает даже на самое необходимое.

В таких условиях страна не может позволить себе содержать весь набор социальных благ, доставшихся ей по наследству от Советского Союза. Полное переведение медицины и образования на коммерческие рельсы, а также отказ от льгот для некоторых категорий граждан – это только первые шаги.

Что же касается дефолта и неизбежно последующих за ним социально-политических потрясений, то мы писали об этом уже неоднократно. Такой сценарий развития событий был и остаётся одним из наиболее вероятных для Украины в сложившейся ситуации.

Вряд ли украинские парламентарии в ближайшее время станут пересматривать бюджет (как советовал Илларионов). Похоже, некоторых из них, нынешний вариант документа вполне устраивает, так как даёт обширную «свободу манёвра» для разворачивания коррупционных схем.

Кроме того, стоящий перед ними выбор не изобилует количеством вариантов. Если украинские власти решат урезать расходы на «социалку» сейчас, это почти гарантировано обернётся для них немедленным бунтом и (возможно) свержением. А в случае сохранения нынешней редакции бюджета, у них будет ещё несколько месяцев (до полугода) на «зарабатывание» денег.

А там, глядишь, и МВФ кредитных средств подбросит (что, впрочем, маловероятно).

В заключение отметим, что нынешний бюджет, как и все громкие «дебаты», разгоревшиеся вокруг его принятия, довольно отчётливо передаёт суть украинской политической системы.

Депутаты и министры с миллиардными состояниями пытаются как можно дольше удержаться при власти, оплачивая своё пребывание там из карманов беднейших слоёв населения. При этом, они даже не стесняются своего положения временщиков, активно используя каждый шанс для личного обогащения за счёт доверчивых и политически безграмотных избирателей. Кроме того, на эти самые беднейшие слои общества они возлагают тяжкое бремя ведения войны за интересы своих американских хозяев.

Сами же нерадивые политики, «сочинители» и «критики» бюджетов, при первой опасности покинут страну, оставив по себе лишь недобрую память, и безбедно (ну, или, кому как повезёт) будут доживать остаток жизни за рубежом.

Даниил Богатырёв

Источник: zavtra.ru

Leave a Comment