Экономика

Пена кризиса

Пивоваренная отрасль в России пребывает в состоянии транса

Крупнейшая в России пивоваренная компания «Балтика», входящая в датскую группу Carlsberg, с мая закроет 2 из 10 своих заводов. Об этом сообщается на ее сайте. Заводы закрываются в Челябинске и Красноярске, и совокупные производственные мощности Carlsberg в России снизятся примерно на 15 процентов.

«Балтика» не первой пошла на столь радикальный шаг — в прошлом году были закрыты два российских предприятия глобального Anheuser Busch InBev («САН ИнБев») и турецкой Anadolu Efes. Кроме того, «Балтика» еще в октябре законсервировала более половины своих производственных линий на основной площадке в Санкт-Петербурге. Производство на закрывающихся сейчас заводах на Урале и в Сибири осенью тоже было законсервировано.

Изначально предполагалось, что выпуск пива в полном объеме возобновится, когда рынок начнет восстанавливаться. Однако декабрьское падение рубля и резкий рост учетной ставки с соответствующим удорожанием кредитования серьезно ухудшили ситуацию. «Рецессионные ожидания в экономике, санкционный груз и снижение доходов россиян побудили компанию принять непростое решение», — говорит Дмитрий Лепешкин, директор по инвестициям QB Finance.

Как следует из отчета Росстата, в целом по рынку производство пива в России за год сократилось на 8,6 процента, причем только в декабре — на 16 процентов.

Завод «Балтика» в Красноярске Фото: Илья Наймушин / Reuters Спад рынка

В бедах отрасли пивовары винят не только сложную макроэкономическую обстановку. Падение рынка началось еще до ввода санкций и девальвации рубля. Если после кризиса 1998 года пивная отрасль восстановилась одной из первых — зарубежные бренды открывали в России заводы, скупали имеющиеся и наращивали производство, демонстрируя тем самым отличный пример импортозамещения, то кризис 2008-го сказался на пивном рынке не лучшим образом. К таким негативным факторам, как снижение потребительского спроса, повышение цен на сырье и оборудование, впоследствии прибавились существенные ограничений по рекламе и торговле.

В период с 2009 по 2014 год ставка акциза на пиво была увеличена в шесть раз — с 3 до 18 рублей за литр. «В последние годы пивоваренная отрасль России испытывает серьезное давление», — говорится в сообщении на сайте компании. Законодательные ограничения, такие как запрет продажи пива в нестационарных торговых точках, запрет на продажу пива и табачных изделий в ларьках, действующие в России с 1 января 2013 года, а также «непропорционально увеличившаяся налоговая нагрузка, привели к неизбежному падению рынка». По мнению представителей компании, законодательное и налоговое регулирование пивной индустрии в России относятся к числу самых несбалансированных в мире.

Сыграло свою роль и снижение потребления пива россиянами. Во-первых, этому способствовала демографическая ситуация: по данным отраслевого агентства ЦИФРРА, с 2008 по 2013 год на рынок вышло не более 7,5 миллионов новых потребителей пива, в то время как ранее за такой же период приходило по 12 миллионов человек.

Во-вторых, четыре года назад премьер-министр Владимир Путин подписал концепцию по сокращению к 2020-му потребления алкоголя в два раза. Пивную рекламу убрали с телевидения. В результате потребление пива на душу населения за последние пять лет снизилось на 15-20 процентов.

По данным Росстата, с 2008 по 2014 год рынок пива в России сократился более чем на 30 процентов. Пивоварни оказались загружены лишь наполовину, и игроки, дабы сократить затраты на их содержание, стали закрывать заводы. Всего закрылось 10 крупных и несколько средних и малых предприятий. Пять — у компании «Сан ИнБев»: в Санкт-Петербурге (в 2010 году), в Курске (в 2012-м), в Hовочебоксарске (в 2013-м), в Ангарске и в Перми (в 2014-м).

Пивоваренное производство в Красноярске Фото: Илья Наймушин / Reuters

На данный момент еще 33 завода крупных производителей продолжают работать в разных регионах страны при загрузке, далекой от максимальной.

Мутное будущее

В этом году ситуация в отрасли только ухудшится. С одной стороны, у игроков есть пара хороших новостей: на экраны вернут рекламу пива в ночное время, плюс обсуждается возможность возобновления продаж пенного напитка в уличных ларьках.

Но с другой стороны, регулирование продолжит ужесточаться. Как сообщили «Ленте.ру» представители сразу нескольких производителей, обсуждаются новые инициативы, способные оказать дальнейшее негативное воздействие на отрасль. Так, Госдума собирается распространить на пивоваров Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно одобренному правительством законопроекту, производство пива должно подключиться к ЕГАИС с 1 июля 2015 года. Сами пивовары уже заявили, что это требование может привести к коллапсу в отрасли, поскольку они не успеют в сжатые сроки установить и отладить необходимое оборудование.

Кроме того, предлагается ограничить крепость пивоваренной продукции, продаваемой в пластиковой таре. Уже прошел первое чтение законопроект, ограничивающий ПЭТ-тару для пива в 0,5 литра, а крепость напитка — в четыре градуса. По мнению пивоваров, это фактически введет запрет на всю их продукцию в «пластике», доля которой составляет примерно половину всего объема производства.

Фото: Валерий Титиевский / РИА Новости

Игроки рынка ожидают в этом году дальнейшего падения продаж на 7-10 процентов. Неизбежны сокращение персонала, снижение зарплат, закрытие заводов.

Однако сторонние аналитики не видят в этом большой беды. «Ситуация кажется плачевной только если не брать в расчет, что раньше потребление пива в нашей стране было пугающе высоким, в том числе за счет несовершеннолетних, чему активно способствовало отсутствие каких либо ограничений в рекламе, — говорит Дмитрий Лепешкин из QB Finance. — Сейчас мы видим то, что называется эффектом высокой базы, когда продажи снижаются относительно заоблачных высот прошлых лет, и, повторюсь, ничего страшного в этом нет».

В остановке пивоварен действительно, наверное, не было бы ничего плохого, если бы не одно «но» — без работы в непростое время остается много людей, ранее занятых в отрасли. Так, «Балтика» уже сообщила, что в результате закрытия двух своих производств, она будет вынуждена сократить 560 человек.

 

Инесса Паперная

Источник: lenta.ru

Leave a Comment