Культура

Князь Владимир против Бориса Годунова

Вместо «Бориса Годунова» сезон в Новосибирском театре оперы и балета может открыть церковная оратория «Святой Владимир», об этом актеры театра рассказывают местным активистам, выступающим в поддержку «Тангейзера» и против нового директора Владимира Кехмана. Ораторию написала жена местного священнослужителя, руководителя отдела культуры епархии Ираида Сальникова. Саму оперу «Борис Годунов», обещанную новым директором в открытие, по слухам, перенесли и вовсе на зиму.

В театре эти новости не подтверждают, но и не опровергают. Известно лишь точно, что Владимир Кехман пообещал митрополиту Тихону Большой зал театра для «Святого Владимира – Крестителя Руси» как раз 4 октября – в рамках празднования тысячелетия преставления крестителя Руси. Теперь активисты группы «За Тангейзер. За свободу творчества», которую в соцсетях уже поддерживает около 8 тысяч человек, предлагают отправить письма министру культуры с требованием снять Кехмана с поста директора театра.

В митинге 5 апреля в защиту бывших директора театра Бориса Мездрича и режиссера оперыТимофея Кулябина, организованном ими весной, участвовало почти 3 тысячи человек. В марте состоялся менее массовый митинг православных, «оскорбленных» постановкой Кулябина. По словам участницы оргкомитета группы «За Тангейзер», преподавателя НГПУ Олеси Вальгер, ядро так называемых православных активистов составляет секта «Исход».

Олеся Вальгер и ее соратники возмущены: Кехман лишил театральную общественность Новосибирска двух месяцев оперы и балета, инициировал без общественных слушаний реконструкцию театра, которая, кстати, еще толком и не началась, «Бориса Годунова» не репетируют, зато учат церковную ораторию – и все это перед сентябрьскими выборами:

 

– Несколько дней назад я разговаривала с сотрудниками театра, которых не могу называть, потому что для них это будет означать репрессии: мне было интересно узнать, что сейчас происходит в театре. Напомню, сезон у нас в Новосибирске закрылся досрочно 22 мая, хотя обычно закрывается в конце июня – начале июля. То есть мы были лишены оперного фестиваля, значительной части спектаклей. Сменился директор, часть сотрудников ушла, мы потеряли главного дирижера Айнарса Рубикиса, гениального человека, который сделал столько для города – он решил с новым директором не сотрудничать. Была заявлена реконструкция театра, это нас сильно беспокоит до сих пор. Кехман на этом настаивает, но реконструкция так быстро не согласовывается – это памятник архитектуры, главное городское здание, необходимы специальные согласования и разрешения, нужно подобрать фирму, которая этим займется. Этот процесс еще не начат, а без него реконструкция незаконна. Вроде бы она и не началась: хотя гримерки артистам сказали освободить, стройматериалы еще не вносили.

Из того, что рассказали артисты, больше всего взволновал перенос оперы «Борис Годунов». Изначально ее отложили на осень, теперь говорят о зиме, и сезон ею не откроют. Это очень обидно, в Новосибириске сильное оперное сообщество, «Годунова» давно ждали, люди постоянно ходят в театр. Что удивительнее: митрополит Тихонпопросил Кехмана предоставить в октябре ему театр, большой зал на 1700 человек, для празднования церковного праздника –тысячелетия преставления Владимира. В рамках празднования они предложили поставить музыкальное произведение с большим количеством речитатива – церковную ораторию «Святой Владимир – Креститель Руси», которую написала малоизвестная местная женщина-композитор, одновременно являющаяся женой священника, возглавляющего отдел культуры епархии. Проблема в том, что это не та музыка, что предназначена для большого зала оперы. Предполагается, что поскольку сезон открывается позже, то и открываться он будет с этой оратории.

​– Это утверждают актеры? Потому что в пресс-службе нам не подтверждают и не опровергают.

– Они вообще удивлены, откуда все узнали об этом. Кехман просил не говорить, видимо. Сюрприз будет. Я знаю, что хор репетирует эту ораторию, достоинства ее весьма сомнительны: очень много заимствований. Это не уровень нашего театра.

– То есть эту ораторию Ираиды Сальниковой могут включить в репертуар? (Ираида Сальникова, супруга Дмитрия Сальникова,преподаватель НГПУ, ее оратория о Сергии Радонежском «Заступник земли русской» ставилась в театре, но не была включена в репертуар. – РС).

 

– Думаю, что нет. У нас в городе нет такого числа православных, которые могут себе позволить ходить в театр постоянно, билеты не дешевы, а у нас около 10 тысяч православных верующих. Нас лишили месяца оперы и балета летом, теперь весь сентябрь уходит. Для города открытие театра – всегда большое событие, люди ждут, красиво одеваются, это праздник. А получается, вместо открытия сезона, вместо торжественного события предлагается такое вот мероприятие. Это захват театра другой аудиторией. Мы потрясены.

– Большая у вас поддержка?

– У нас около 8 тысяч человек только в группах в соцсетях, это основное театральное сообщество, люди, которые постоянно ходят в театр.

– Вы добиваетесь того, чтобы как можно больше людей направили письмо в Министерство культуры с требованием сменить Кехмана?

– Да, мы хотим, чтобы все самостоятельно, своими словами изложили ситуацию Мединскому(министр культуры Владимир Мединский. – РС), попросили отставки Кехмана. Мы предложили образец, чтобы люди примерно знали, что можно написать. Мы статистики не знаем, но, например, письмо депутатам Заксобрания отправили 150 человек по тому же принципу. Эффекта не было: они предпочли проигнорировать это письмо, касавшееся поведения главы фракции «Единой России».

– Вы имеете в виду Панферова?

– Да, он на митинге православных радикалов весной сказал фразу: «Эти скабрезники будут болтаться на фонарях» – видимо, про уволенных директора и режиссера театра, либо по поводу людей, их поддерживающих. Самое парадоксальное: он заместитель мандатной комиссии, занимается этическими вопросами. («Имена этим людям – скабрезники и поганцы, по-другому не скажешь! Они думают, что то, что происходит на Украине, где гибнут наши соотечественники в том числе, что их обойдет эта кара. И первые, кто будет болтаться на фонарях, когда придет сюда фашистская дрянь, это будут они», – цитата  Андрея Панферова.)

– Вы театральный любитель, вы давно следите за театральной жизнью?

– Более пяти лет, я не пропускаю премьер. К тому же я преподаю иностранный язык, всегда привожу иностранцев в наш театр, это первое в расписании всех конференций, когда приезжают гости в город.

– Как изменилась за время пребывания Кехмана на посту директора опера и как сам город его встретил?

– Я не ходила на показы тот месяц, мне было очень неприятно. В первую неделю после приезда Кехман много высказывался в СМИ и успел оскорбить всех. Сказал, что у нас нет театра музкомедии. («Какая у вас музкомедия? Не смешите!» – сказал Кехман на пресс-конференции в апреле. – РС). «А что у вас тут за парк Горького?» – тоже насмешил весь город. Зачем ты приехал в наш город, если не можешь посмотреть, как называется центральный парк? Сказал, что все театры низкого уровня, заявил, что из нашего театра надо сделать хороший. Успел сказать на юбилей, что хочет опровергнуть мнение, что Новосибирск – это ссылка. Очень мило, освежил риторику двухсотлетней давности. Был инцидент с ним еще один: дебоширил в местном кафе, кричал, что не знает, кто такой Новосибирск, вы тут все никто, «мне один начальник Мединский». Это было в первые две недели. Потом, видимо, ему сказали молчать. Он игнорирует запросы прессы.

– Вы были одним из организаторов митинга весной в поддержку «Тангейзера»?

– Я была в оргкомитете, он был очень большой – 28 человек.

– Параллельно весной прошел митинг православных, собралось людей чуть меньше. Расскажите о церковном сообществе в Новосибирске. Не активизировалось ли оно после Pussy Riot и истории с Лоскутовым или «Тангейзер» спровоцировал?

– Это, скорее, местный процесс. Там была группа маргинальных людей, которые с 2008 года пытались бороться с рекламой, которая им не нравилась, – митинги организовывали те же люди. На государственном уровне стали усиливать мнение о том, что консерваторов большинство и нужно защищать традиционные ценности. Они в это поверили. Плюс у нас митрополит, который легко поддается соблазну вмешаться в политику. Это не в первый раз уже происходит. Он вмешивался в ситуацию, когда ему не нравился вице-мэр Иван Стариков. В сентябре еще выборы в Заксобрание, в горсовет. Их не было пять лет, а на выборах в Думу «Единая Россия» получила всего 24 процента – они в ужасной ситуации, они пытаются любой ценой всех испугать и поднять рейтинг, убеждают, что надо государство поддерживать.

Несколько депутатов прямо занимались финансированием этих религиозных митингов. А что самое удивительное, оргкомитет этих православных митингов, скажем так, странные православные. Первый их громкий митинг за отмену концерта Мэрлина Мэнсона организовывала харизматическая секта «Исход», новые пятидесятники, они признаны сектой. Потом выяснилось, что один из организаторов еще одного митинга  – уволенный за взятку милиционер Лобов. Недавно об этом узнали местные журналисты. Буквально неделю назад еще какие-то православные активисты участвовали в какой-то перестрелке в области, местные СМИ назвали их бандитами.

– Сколько их?

– Ядро – человек шесть-семь. Очень расчетливые люди, имеют влияние определенное на митрополита. Им, мне кажется, покровительствует один местный священник Александр Новопашин, настоятель храма Александра Невского. Очень харизматичный умный человек, но одержим идеей того, что все вокруг как наркоманы: им надо все запрещать ради их же пользы. Вокруг храма Александра Невского и сформировалось, как мне кажется, ядро православных бойцов, бывших наркоманов, вышедших из тюрьмы.

– Вам удавалось поговорить с обычными гражданами, выступающими против «Тангейзера»?

– Они оскорбились видео, которое распространяли эти активисты. Юмор в том, что видео – нарезка разных, действительно оскорбляющих верующих моментов: крест спиливают, на паперти танцуют, куски из зарубежных постановок, не имеющих отношения к нашему «Тангейзеру». Все это сопровождается закадровым голосом. Постер показывают еще вне контекста. Православные оскорблены не «Тангейзером», которого не видели, а роликом этих радикалов.

– Вы за смену митрополита, если это возможно?

– Мне не важно, останется он или нет. Главное, чтобы вел себя прилично.

​– У вас очень активная группа, вы постоянно шлете письма представителям власти, отчасти, видимо, успешно, вы говорили как-то, что не считаете себя проигравшей стороной в конфликте вокруг «Тангейзера»? Чего вы добиваетесь кроме отставки Кехмана и чего вы опасаетесь больше всего сейчас перед выборами?

– Да, ведь никто не в тюрьме. Была реальная угроза уголовного дела. Того, что так возмутилась общественность, никто не ожидал. Судья на первом заседании, видно было, склонялась к другому решению. А в конце вдруг оправдала всех.

А мы хотим сбалансированной культурной политики в стране. Сейчас у нас продиктованы основы культурной политики – они консервативные. У нас ведь в Новосибирске очень сильное современное искусство. У нас есть светская опера и театры. Мы хотим сохранить право на светские театры даже в такие тяжелые кризисные времена, когда государство пытается за счет раскаления настроений заставить людей забыть об экономических проблемах. А самое страшное – все может случится. Обострение перед выборами – да, но не факт, что со стороны православных активистов. Логичный шаг нашей администрации – создавать отряды на их базе, которые будут мешать людям. Все как в Москве.

– Вы же преподаватель иностранных языков, давно ли вы занимаетесь активистской деятельностью?

– Я еще в 2007 году в университете занималась экологией, мы организовывали уборку берегов – 200-250 человек. У меня до сих пор бумажные фото лежат, интернета не было еще такого. Потом мне казалось нужным развивать профсоюзное общество на факультете. А после думских выборов 2011 года была такая волна возмущения: почему нас так обманывают, почему так нагло натягивают большинство «Единой России»? – тогда нельзя было остаться равнодушным.

​– Как вы оцениваете настроение жителей города? Как люди относятся к протестным движениям сейчас?

– Я не могу говорить за весь город, но за счет того, что в Москве сконцентрировано слишком много ресурсов и огромная конкуренция, что люди сначала борются друг с другом, у нас все гораздо приличнее. Например, КПРФ более низовая, не зюгановская. «Гражданская платформа» была очень серьезной партией до смены руководства. «Яблоко» сильное. Партия прогресса неплохая, хотя незарегистрированная. Все активисты вышли из движения «За честные выборы», у нас неплохие отношения, хотя взгляды мы не разделяем, но и не противостоим. У нас из-за этого и неплохие результаты: 24 процента на выборах в Думу за «Единую Россию» – это же потрясающий результат! Такого нигде в стране не было.

 

Динара Сетдикова

Источник: svoboda.org

Leave a Comment