Культура

The Jesus And Mary Chain: социофобы, ставшие легендой

фото: Николай Нерестов

Дерзкое название горело синими буквами поверх красных. Сцену, окутанную дымкой так, что лиц музыкантов было не разглядеть, пробивали сверху вниз яркие лучи света, похожие на иглы — острые, как звучание композиций JAMC (аббревиатура названия группы – прим. авт). В атмосфере их песен как будто воскресает Курт Кобейн и, помня о гаражном роке, все же отпускает себя в сторону новых экспериментов, хотя фактически Nirvana появилась на сцене позже, в 1987, а год рождения шотландской группы – 1983. Она была создана братьями Джимом и Уильямом Рейд. Что может показаться неожиданным – под влиянием шестидесятнического попа (основатели всегда признавались в любви к американской девичьей группе The Ronettes, Beach Boys и Филу Спектору) и… постпанка, что кажется чуть более очевидным, судя по творчеству команды. Стена гитарного звука – мощный отсыл к The Velvet Undeground периода «White Light/White Heat» и первых пластинок Игги Попа и и The Stooges.

Если артисты и не были первыми, кто стал играть шугейзинг: это направление в альтернативном роке, в котором исполнители ведут себя на площадке крайне отстраненно и постоянно смотрят себе под ноги (отсюда и название: «shoe» — «ботинок», «gaze» — «глазеть, пялиться»), то они точно оказали самое большое влияние на его развитие. Их дебютный альбом 1985 года «Psychocandy» считается самой значимой работой в истории жанра. Коллеги и критики оценивают и вклад группы в развитие нойз-рока. Например, Блэк Фрэнсис, фронтмен нойз-роковой команды Pixies постоянно поет дифирамбы JAMC, а лидер Nine Inch Nails Трент Резнор вообще не устает говорить о том, что его коллектив обязан своему появлению исключительно этим шотландцам. Братья, улыбаясь, спустя годы вспоминают «тощенького паренька из Огайо», которого они как-то взяли к себе на разогрев и тем самым принесли Nine Inch Nails мировую популярность.

фото: Николай Нерестов

Им, конечно, и в голову не приходило, что они станут лидерами сцены со знаменем в руках, которые поведут за собой толпы поклонников и другие группы. Их поведение и мировоззрение вообще не типично для звезд. Их менеджер Алан Макги вспоминает: «Братья Рейд были самыми несчастными рокерами в мире. Они постоянно пребывали в депрессии. Уильям заявлял, что хочет быть убитым на сцене, и при его характере странно, что этого так и не случилось. Если бы они выиграли в лотерею, то восприняли бы это как самое ужасное событие в жизни». За 35 лет в профессии ничего не изменилось: Уильям все такой же социофоб, а Джима трясет перед каждым выходом на сцену, которой он на самом деле панически боится. Кроме того, непонятно, как они еще не придушили друг друга. В 1998 после того, как Уильям выпал из автобуса по дороге на концерт в Лос-Анджелесе, а уже на шоу Джим был так пьян, что не смог вспомнить слов ни одной песни, команда распалась и воссоединилась только спустя 9 лет. «После каждого тура мы хотели друг друга убить, — говорит Джим, — после финального реально попробовали это сделать». В прошлом году они выпустили первый за 9 лет альбом «Damage and Joy».

Группу любят голливудские режиссеры и актеры. В 1994 «Snakedriver» стал саундтреком к фильму «Ворон» с Брэндоном Ли. В 2003 композиция «Just Like Honey» (с того самого венценосного первого альбома) прозвучала в финале «Трудностей перевода» Софии Копполы со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Вместе с актрисой музыканты исполнили ее на фестивале Coachella, и с тех пор Йоханссон называет себя фанаткой The Jesus And Mary Chain.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru

Leave a Comment