Российские ученые обнаружили обезболивающее, не вызывающее привыкания

Обезболивающее вещество выделили из морских анемон (актиний), самых древних хищников, ученые Института биоорганической химии РАН со своими коллегами из других институтов.

Как сообщили «МК» в ИБХ РАН, актинии обычно впрыскивают яды своим жертвам — рыбам или полипам — через щупальца, похожие на лепестки цветов, и таким образом парализуют добычу, которую потом втягивают в себя и переваривают.

Исследования двух видов морских анемон показали, что некоторые белки их ядов, а именно Ms9a-1 и Ueq 12-1, способны даже обезболивать, блокируя работу рецепторов TRPA1. Эти рецепторы располагаются на поверхности нервных и других клеток человека и животных, отвечающих за развитие воспалительной реакции, чувствительность к холоду и боли.

Проведенные тесты на мышах показали, что введение этих белков внутривенно давало значительный анальгетический и противовоспалительный эффект и не вызывало зависимости, как опиоидные анальгетики. При этом молекулы при введении не вызывали ни болевых ощущений, ни тепловой гиперчувствительности. Ученые надеются, что в будущем на основе открытых пептидов можно будет создать новый тип анальгетиков — пептидные блокаторы болевых рецепторов.