Общество

Греки наши тяжкие

В прошлом году, после шести жутких лет падения и перестройки, греческая экономика показала, наконец, рост.

В результате правительство реформаторов Самароса было сметено в минувшее воскресенье на досрочных выборах. Ничто так не характеризует состояние умов греческого электората, как эта дикая история.

Впрочем, такое уже случалось в Европе, что-то подобное стряслось в Великобритании с Черчиллем в 1945-м — спаситель отечества и победитель нацистов с треском проиграл выборы сразу после того, как отзвучали последние салюты.

Вопрос в том, подобные ли это ситуации, оказалась ли Греция сейчас победителем в войне с собственным перманентным экономическим кризисом? Макроэкономика утверждает, что это так: предшественники СИРИЗА проделали блестяще грязную, тяжёлую и неблагодарную работу, добившись почти невозможного.

Все мы знаем об огромном внешнем греческом долге. Почти 320 миллиардов евро, 317 — если быть точным до миллиарда евро. Из них, кстати, более 65 миллиардов — немецкие. Эти цифры кочуют из заголовка в заголовок даже в таблоидах. Но ни один таблоид не расскажет, что этот государственный долг (в основном накопленный перед частными кредиторами) был с помощью всё той же нелюбимой в Греции Ангелы Меркель реструктурирован в 2012 году и замещён обязательствами перед МВФ, странами ЕС и структурами Евросоюза.

Сейчас европейские структуры владеют примерно двумя третями из 317 миллиардов долговых обязательств Греции.

Это значит, что вместо множества озабоченных кредиторов-частников, только и думающих о собственных интересах и доходах, Элладу теперь кредитуют могучие бюрократии, ориентированные на поддержание европейской экономики и почти безразличные к доходам от эксплуатации долга.

Но и это далеко не всё. Срок погашения займов (предоставленных с 2010-го по 2012 год) был продлён до 2041 года, а ставка по ним снижена с примерно 1,55-2,75% годовых до 0,55 процента (не буду утомлять читателя сложной схемой её формирования, но в конечном итоге она такова).

Так ведь и это ещё не конец сказки. По инициативе той же Германии и под её нажимом в 2012 году Грецию освободили на 10 лет от оплаты и этих ничтожных процентных платёжей.

Повторю, с 2012 года греки не платят за большую часть своего внешнего долга! Не платят вообще и ещё восемь лет платить не будут.

В результате этих небывалых поблажек длинные сроки погашения и крайне низкие ставки делают влияние внешнего долга на экономику Греции меньше, чем, к примеру, в Португалии или Италии. При том, что сам долг страны гораздо больше. И вот теперь к власти пришли люди, которые требуют списать с них даже те долги, за которые они не платят.

Что тут скажешь? Греки выдумали трагедию, но греки же — и прародители комедии. Сейчас, кажется, настал её черёд.

Больше трёх лет тому назад, в мае 2011-го, когда Греция, как и сегодня, была на устах даже у воспитательниц детских садов, я написал заметки под названием «Пытка Грецией» и завершил их таким вот прогнозом: «В подлинной греческой трагедии всегда побеждает судьба. Не исключено, что и наши горести судьбоносны. В конце концов израненный неурядицами евро опустится до того курса к доллару, о котором втайне мечтают все здравомыслящие европейские экономисты (что-то в окрестностях 1 к 1,15), европейский экспорт станет фантастически конкурентоспособен, долгожданно вырастет инфляция, экономика Германии пойдёт вверх походкой спортсмена и со временем вернёт нам те десятки миллиардов евро, которые мы потеряем вместе с Грецией».

Чертовски приятно, что всё так и случилось: и экономика наша поднялась на небывалые высоты и давно уже отработала те самые 65 миллиардов, что ссудила неблагодарным грекам; и евро помягчел до нужных кондиций и обещает нам новые рекорды экспорта; и только Греция всё грозит и грозит Европе драматическим уходом. Но Европа привыкла и лишь меланхолично вздыхает в ответ: ох, греки наши тяжкие…

Арсений Каматозов

Источник: rg-rb.de

Leave a Comment