Общество

«Я верю в исцеление народа»

В прошлом году православный люд отмечал десятилетие присвоения статуса Лавры (9 марта 2004 г.) древней Свято-Успенской Святогорской обители, возрожденной два десятилетия назад. Святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и знаменитый историк и исследователь древностей, в свое время писал: «Спрашивается: с чего горы, лежащие на Донце, на стороне Татарской, называли в 1547 г. и следующих годах Святыми горами? Понятно было название их Донецкими горами… Почему же Донецкие горы названы Святыми?». И объясняет название тем, что к тому времени место давно было прославлено подвижниками русского православия.

Сегодня все донецкое Святогорье отмечает 20 лет, как Святогорской лаврой управляет в должности наместника архиепископ Арсений (Яковенко). 20 января 1995 г., «исполняя решение Священного Синода, епископ Алипий (Погребняк), возглавлявший Горловско-Славянскую епархию, утвердил нового наместника Святогорского монастыря — возвел иеромонаха Арсения (Яковенко) в сан игумена с вручением жезла. Спустя три месяца, к празднику Святой Пасхи, состоялось возведение игумена Арсения в сан архимандрита».

Воистину, «за эти годы, благодаря решительному и неутомимому владыке наместнику, с помощью умножившегося братства (30 насельников в 1995 г. — 130 насельников в 2014 г.) и усердием благотворителей, началось деятельное возрождение Святых гор».

Напомню, что всего на Руси пять лавр. Две, Свято-Троицкие, находятся на территории Российской Федерации — Свято-Троице-Сергиева (в Подмосковье, г. Сергиев Посад, лаврой является с 1744 г.) и Свято-Троице-Александро-Невская (в Санкт-Петербурге, лавра — с 1797 г.), и три, Свято-Успенские, — на территории Украины.

Наша большая, общая православная Русь, как завещали святые отцы, является уделом Божией Матери. Не случайно и Киево-Печерская (лаврой является с 1598 г.), и Почаевская (с 1833 г.), и Святогорская лавры — посвящены Богородице, нашей заступнице.

К слову, на устроенной Лаврской площади не столь давно воздвигнута 12-метровая мраморная скульптура Царице Небесной «Игумении» — покровительнице Святых гор.

30 июля 2009 г., в день почитания чудотворной иконы Богородицы «Святогорская», Лавру во время пастырского визита на Украину посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, словно завершив дело, которое по болезни не довелось совершить годом ранее его предшественнику, Патриарху Алексию II, при содействии и благословении которого обитель и была во многом восстановлена и возвышена. Встречать Патриарха Кирилла и совместно помолиться собрались в Святогорской лавре тогда многие тысячи людей. «Я верю, что Господь приклонит милость к Украине, вразумит власти, вразумит и тех, кто по неведению, забвению и окамененному нечувствию пребывает в расколе, — сказал Его Святейшество. — Я верю в исцеление народа, в исцеление национальной жизни Украины. И как Патриарх в том числе и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад».

В 2013-м лаврский сентябрьский праздник начался с крестного хода, которым братия Лавры встречала икону «Собор Небесных покровителей Лавр Святой Руси», написанную по благословению Патриарха Кирилла. Дело в том, что Церковь 12 июля 2008 г. прославила небесных покровителей Лавры — состоялась канонизация преподобных отцев, во Святых горах на Донце подвизавшихся. А икона была преподнесена Лавре в дар Международным Центром Развития социально значимых проектов «Святые лавры Руси Православной» (Москва). Примечательно, что за хоругвями шли три пары старшеклассников в национальных костюмах Украины, России и Белоруссии и с государственными флагами трех стран.

Святогорская лавра, как и все пять Святых лавр Руси является символом единения братских славянских народов в деле общего духовного возрождения и единения на основе братской любви и Божиих Заповедей. По слову ее настоятеля архимандрита Арсения, «она стала местом, куда будут стремиться православные Украины, России, Беларуси, чтобы черпать духовные силы и поддержку Силы Господней в деле единения и возвращения на пути святости и благочестия, которыми ходила и да будет идти Святая Русь».

Владыка Арсений является неизменным проводником идеи русского единства.

Об этом знают и враги, и мы помним, какому нашествию нацистов была подвергнута Святогорская Лавра летом минувшего года, в период героической обороны Славянска, который находится в трех десятках километров от Святогорска.

В обители молодчики искали «сепаратистов».

Кто-то скажет, дескать, сегодня пока весьма далеко до «воссоединения». Но это еще как посмотреть! Быть может, как раз напротив, мы к нему именно теперь и движемся. Правда, через кровь и войну.

* * *

Что касается созидательных трудов владыки Арсения, то напомним, что в 1995 г. в ведении монастыря находился всего лишь один храм — собор Успения Пресвятой Богородицы (1859-1868), который подлежал полному восстановлению и реставрации, а также несколько ветхих корпусов на хоздворе. Однако братией были восстановлены практически все храмовые и жилые здания. Сегодня это 50 зданий и сооружений. Кроме того, у Лавры имеется 6 скитов со всеми необходимыми службами. Всего на территории обители и в ее скитах насчитывается 17 храмов и 8 часовен.

Отмечают, что только за последние годы по проекту архиепископа Арсения были возведены часовня водосвятная (2004), часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009), часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013). В 2013 г. воссоздана Кирилло-Мефодиевская лестница, берущая свое начало от площадки Успенского собора и тянущаяся по верху меловой горы к Святой Скале. В 2014 г. у входа на территорию Лавры начато строительство храма святого Иоанна Русского.

Идет лаврское строительство как в округе обители, так и в окрестных селах.

Отметим лишь скит святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в селе Адамовка, на месте дома семьи Максимовичей, в котором родился святитель. Здесь построен двухэтажный храм в честь святителя Иоанна, с нижним храмом в честь чуда архистратига Михаила в Хонех.

А есть еще полностью восстановленные гостиницы для паломников, духовенства и архиереев, комплексы монастырских келий, церковные лавки, трапезная для братии (получившая благодаря проекту святогорского наместника вид базилики в византийском стиле), трапезная для паломников, разнопрофильные мастерские и даже гаражи для лаврского автопарка.

Прихожане благодарны монастырю за многолетнее окормление общеобразовательных школ с. Долины, с. Богородичного, г. Святогорска, общеобразовательной городской школы-интерната, детского реабилитационного Центра «Изумрудный город», в котором старанием обители была устроена часовня Святогорской иконы Божией Матери. Всем этим учебным заведениям Лавра оказывала и оказывает как духовную, так и материальную помощь.

Нельзя не видеть и выстроенное нынешней братией Лавры не только на земле, но и в духовной сфере. Секретарь Святогорской лавры архимандрит Лазарь (Терещенко) рассказывает, что в монастыре все новейшие годы «возрождалась практика тех старых богослужебных традиций, которые существовали в Святогорской обители до ее разорения. Кроме пения по подобным, было установлено богослужение с канонархом; в связи с умножившимся числом поющей братии хор разделен на правый и левый клиросы, которые в определенные моменты богослужения собираются на сходку в центр храма для исполнения песнопений. Была возрождена древняя традиция — совершение за богослужением лаврскими иеродиаконами каждения с сионами. В обители стало совершаться непрерываемое чтение неусыпаемой Псалтыри. Лаврские звонари освоили древние и создали современные колокольные звоны, которых насчитывается более 20 видов. Были изданы в трех томах Патерик преподобных отцев Святогорских, фотоальбомы, многочисленные буклеты; сняты несколько документальных фильмов духовно-нравственного содержания, рассказывающих об истории обители, ее благодатных подвижниках. Ряд литературных изданий переведены на иностранные языки: английский, греческий, румынский, сербский. Записано несколько аудиодисков с богослужебными песнопениями. Созданы и функционируют в интернет-сетях православные сайты обители».

Вспомним историю славной обители.

Святогорская Успенская общежительная пустынь — мужской православный монастырь, появилась на меловых отрогах этой реки в XVI в. К середине XIX в. это был уже крупный духовный центр Слободской Украины и Донского казачества, принимавший до 15–20 тыс. паломников из всех губерний Российской империи во время церковных праздников и до 80 тыс. ежегодно. Тогда в нем обитало 300 монахов.

В своем путевом наброске «Перекати-поле» А.П. Чехов писал о Святогорске, который теперь находится почти на границе Донетчины и Харьковщины: «Тропинка от монастыря до скита, куда я отправился, змеей вилась по высокому крутому берегу то вверх, то вниз, огибая дубы и сосны. Внизу блестел Донец и отражал в себе солнце, вверху белел меловой скалистый берег и ярко зеленела на нем молодая зелень дубов и сосен, которые, нависая друг над другом, как-то ухитряются расти почти на отвесной скале и не падать. По тропинке гуськом тянулись богомольцы. Всего больше было хохлов из соседних уездов, но было много и дальних, пришедших пешком из Курской и Орловской губерний; в пестрой веренице попадались и мариупольские греки-хуторяне, сильные, степенные и ласковые люди, далеко не похожие на тех своих хилых и вырождающихся единоплеменников, которые наполняют наши южные приморские города; были тут и донцы с красными лампасами, и тавричане, выселенцы из Таврической губернии».

В наши дни на одном из корпусов санатория «Святые горы» в Святогорске установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1887 г. жил великий русский писатель Антон Павлович Чехов».

А в недальнем Славянске по ул. К. Маркса в 1955 г. был установлен бюст писателю. Наверное, это ответ дончан на такие его проникновенные строки: «Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку».

«Город — нечто вроде гоголевского Миргорода; есть парикмахерская и часовой мастер, стало быть, можно рассчитывать, что лет через 1000 в Славянске будет телефон. …Дома выглядывают приветливо и ласково, на пример благодушных бабушек, мостовые мягки, улицы широки, в воздухе пахнет сиренью и акацией; издали доносится пение соловья, кваканье лягушек, гармоники….» — писал Чехов.

Интересно, цел ли бюст Чехова сейчас, после ада, устроенного киевской властью в Славянске, когда погибло немало немало и «благодушных бабушек», и дедушек, и молодых женщин, и детворы…

Природа Святых гор очаровала Чехова. В письмах к родным он писал с восхищением: «Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу реки Донца у подножия громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх… Сосны буквально висят в воздухе и, того гляди, свалятся. Кукушки и соловьи не умолкают ни днем, ни ночью…».

О святогорской поездке Чехов заключил: «Напоэтился я по самое горло: на пять лет хватит».

В Святых горах человека посещает благоговейное чувство того же свойства, что на Соловках, Валааме, на киевских берегах Днепра.

«Занимая бесспорно одну из прекраснейших по красотам природы местностей южной России, обитель эта немало также замечательна древностью своего основания, восходящей ко временам основания христианского подвижничества в нашем отечестве», — писал А.Ф. Ковалевский.

Святогорская обитель высится над равниной как град нездешнего мира — величественная, сохранившая следы недавней трагической истории. Она словно вырастает из скал; внутри них, в меловых пещерах, соединенных длинными галереями, расположились подземные храмы и кельи. Там течет жизнь, сокрытая от глаз посторонних. Большая часть монастыря расположена в толще гор, где проводили свою жизнь подвижники и молитвенники.

Г. Кулжицкий в книге «История Святогорской Успенской общежительной пустыни в Харьковской губернии», изданной в 1884 г. в Харькове, рассказывал: «Южные губернии России, лежащие между Каспийским морем и реками Днепром и Доном с их притоками, уже в первые века по Рождестве Христовом были заселены разными народами, и уже в III веке на этом громадном пространстве красовались обширные города, переполненные произведениями искусства и наук. Города те были древнее столиц настоящей Европы. Но волею Божией все те города исчезли с лица земли, остались только реки — свидетельницы минувшей жизни этого края, да холмы и курганы, будто могильные памятники бывших здесь суетных величия и славы человеческой».

На берегах Северского Донца происходили события, описанные в знаменитом «Слове о полку Игореве». Неподалеку отсюда в 1223 г. состоялась судьбоносная битва на Калке (ныне р. Кальчик), после которой пришла на Русь «тьма великая», как именовали русские летописи татарское иго.

После разгрома Крымского ханства (XVIII в.) донецкие земли, имеющие стратегическое значение на подходах к Азовскому морю, были присоединены к Российской империи. Одна часть вошла в состав Екатеринославской губернии, другая отошла к Харьковской.

Покоящийся в Святогорской лавре преподобный Иоанн Затворник Святогорский, — это уроженец Курска Иван Крюков. Дочь поэта Тютчева Анна, побывавшая в Святогорье в 1861 г., в своем бесхитростном стихотворении «Святые горы», отредактированном отцом в 1862 г., назвала святого «чудный инок».

Подвижник жил в начале XIX в. (родился в 1795 г.), а вот к лику святых был причислен недавно, 24 августа 1995 г. — Украинской православной церковью.

Сооружение храма св. Николая Чудотворца на меловой горе, куда ведут 326 ступеней, относят ко времени явления чудотворного образа святителя, известного уже в 1540 г. Алтарь храма был высечен в скале из мела, а вся церковь построена из кирпича. В 1859 г. храм был возобновлен на средства Е.В. Шабельской и освящен Филаретом, архиепископом Харьковским. В 1874 г. изюмский купец И.П. Извеков устроил в нем золоченный резной иконостас из берестового дерева. Ныне Николаевская церковь, словно вырастающая из меловой скалы над Донцом, — символ Святогорья, наиболее интересный и древний наземный памятник монастырского комплекса.

Одна из версий историков относит возникновение обители к глубокой древности, а именно — к VIII—IX вв., что вполне согласуется с пещерским характером обители (мы помним, что все первые, самые прославленные наши обители, начинались с пещер) – отнесем ли мы это к подвижникам Антонию и Феодосию из Киева или к молитвенникам, пришедшим, как говорит вторая версия, со святой горы Афон.

Почивший в 1859 г. здешний знаменитый архимандрит Арсений погребен в пещерной усыпальнице. Рядом с ней, согласно воле усопшего настоятеля, была устроена пещерная церковь во имя Алексия, человека Божия (до пострижения в монашество Арсений носил имя Алексей). Настоятеля почитали как «мужа святой жизни, обладавшего высоким даром рассуждения», при жизни своей не раз имевшего возможность собеседовать с преподобным Серафимом Саровским, ведшего переписку с преподобным Моисеем Оптинским и Святителем Филаретом Московским, с которым они были очень близки по духу.

Летом 1861 г. Святогорскую обитель посетила императрица Мария Александровна с детьми, к ней затем присоединился и Государь Александр II. Монастырь произвел большое впечатление на августейшее семейство, и Государь вручил архимандриту Герману (Клице, родом из Нежинских купцов) крест, украшенный алмазами и изумрудами.

Неподалеку от монастыря был устроен скит св. Арсения, который населяли до 30 монахов. Сохранились только пещерные кельи и проходы между ними, напоминающие об иноческих подвигах. Именно здесь, в сохранившейся доселе келье с окошечком на Донец, 17 лет подвизался преп. Иоанн Затворник.

Во время Первой мировой войны обитель открыла в своих стенах госпиталь для раненых воинов и приютила 750 беженцев с Волыни, где шли ожесточенные бои, а также часть братии киевских монастырей и Почаевской лавры. Сюда были эвакуированы ризницы Почаевского Свято-Духовского скита и Волынской епархии. Некоторые иеромонахи Святогорской обители служили полковыми священниками на фронте. Там они проявили себя в высшей степени героически, за что были награждены наперсными крестами и орденами.

С 1922 г. безбожной властью Святогорская пустынь была закрыта, а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса. Больничный храм Ахтырской Божией Матери, а также Спасов и Арсеньевский скиты были разрушены. Монастырь подвергся жестоким репрессиям, часть его насельников была сослана на Соловки. Архидиакон Авраамий, почивший в 1960-е, в своих дневниках свидетельствует о погромах и закрытии монастыря. Он рассказывает, что в помещении обители было убито 17 человек: некоторых зарубили шашками, послушнику Тимолаю отрубили пальцы рук… Существуют акты о злодеянии безбожников, которыми Святые горы были переименованы в Красные. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня был взорван.

Сегодня обитель чтит и память игумена Иоанна (Стрельцова), прошедшего 12 лет лагерей, который навсегда остался в памяти народа как великий старец, духовник, общавшийся с преподобными Кукшей Одесским и Амфилохием Почаевским.

В Лавре стоят две гробницы подвижников благочестия — схиархимандрита Михаила (отбывшего 10 лет каторги) и игумена Иоанна. И таких мучеников в истории обители немало.

Как никогда отзываются сегодня в сердцах братии слова, сказанные в XIX в. святителем Иннокентием Херсонским в бытность его во Святых горах: «Вам, братия обновленной обители, предоставлено Промыслом Божиим продолжать историю ее на земле, продолжать не столько повестью словесной и писанием, сколько самим делом и святыми подвигами. Войдем же в дух нашего святого предназначения. Благо нам, если мы, при помощи ревнителей благочестия, восстановим стены и возградим забрала древней обители. Но эта работа, хотя и небезтрудная, составляет токмо одни подмостки к зданию, один приступ к труду негибнущему. Существенное предназначение наше, главный подвиг должен состоять в том, чтобы в нас воскрес дух древней обители, чтобы он, облекшись как бы новым телом, явился в первобытной лепоте своей, да все, ближние и дальние, видя дела Веры и плоды любви нашей о Христе, прославили за нас Отца, иже на небесах».

Архимандрит Арсений сегодня говорит всем нам, маловерным и духовно слабым: «Божий Промысел вижу даже в том, что люди, приезжающие в качестве туристов, в следующий раз посещают святое место уже как богомольцы. Есть такое выражение “Иерусалимская болезнь”: это когда человек один раз побывал в святом месте, и ему еще и еще хочется посетить его. Так вот, существует и “Святогорская болезнь”. Плененный Божьей Благодатью, побывавший в Святогорье человек снова рвется сюда сердцем и душой».

Станислав Минаков

Источник: stoletie.ru

Leave a Comment