Общество

История успеха

Эксперты единодушны: профориентацию школьников необходимо проводить уже с 8-го класса. После 9-го многие уйдут в систему среднего профтехобразования — к примеру, в этом году впервые решили поступать в колледжи, а не в вузы 56% или более половины выпускников. Впрочем, и абитуриентам вузов не мешает лучше представлять, чем именно они хотят заниматься. Между тем, о многих профессиях, признались участники первой, прошлогодней Всероссийской профдиагностики, они услышали только там. А 21,5% участников и вовсе заявили, что до тестирования они вообще не задумывались о выборе будущей профессии. И это лишний раз доказывает острейшую необходимость систематической работы в школе по профессиональной ориентации учащихся.

На сегодняшний день эта работа ведется на двух направлениях. Одно из них практическое (например, когда старшеклассники пробуют себя на социальных работах, становясь помощниками социальных работников или делопроизводителей). Другое — тестирование, выявляющее склонности и возможности ребенка в той или иной области. Это и есть профдиагностика, позволяющая дать конкретные рекомендации каждому, кто ее прошел. Правда, до недавнего прошлого ее вели по устаревшим методикам1992 года. Однако сейчас все изменилось.

= Правда, от рекомендаций не стоит ждать прямых указаний: ты должен стать только космонавтом, а ты — ландшафтным дизайнером,- разъяснил суть дела один из главных разработчиков тестирования Алексей Серебряков.- Но основное направление для дальнейшего развития старшеклассника определить можно: социально-гуманитарное, информационно-технологическое, естественно-научное, творческое, производственно- или инженерно-технологическое, военно-спортивное или финансово-экономическое. И это очень важно при принятии решения о дальнейшей судьбе старшеклассника.

Не менее важен и анализ состояния современного рынка труда. А он принципиально отличается от того, что был совсем недавно, подчеркнул глава департамента занятости населения Минтруда и соцзащиты Михаил Кирсанов:

= Сегодня перечень самых популярных профессий на две трети состоит из профессий рабочих. Причем, сегодняшний рабочий — это совсем не тот, кто вручную делает какие-то детали. Гораздо чаще его пальцы бегают по клавиатуре компьютера. И очень большую роль в этих изменениях сыграла наша совместная работа с движением World Skills.

Действительно, топ-50 самых популярных рабочих профессий тесно смыкаются с теми, где работают специалисты с высшим образованием. Например, в таких сферах, как дизайн, контроль и анализ, информтехнологии, робототехника, машино- и приборостроение. Среди других топовых рабочих специальностей — кулинария, строительство и ремонт, техническое обслуживание (в первую очередь — автомобильного транспорта), а также такие рабочие профессии, как сварщик, слесарь, токарь-универсал или фрезеровщик-универсал.

При этом колоссальная потребность в профессионалах этих направлений ощущается и в Москве, подтвердил директор Центра занятости молодежи города Москвы Роман Шкут: «Работодатели столицы ищут эти кадры: высококвалифицированных рабочих-крановщиков, сварщиков. И ребята сегодня готовы идти в колледжи, т. к. понимают, что по завершении обучения будут востребованы! А юристами и экономистами рынок труда перегружен уже с конца 1990-х годов!»

Того же мнения и гендиректор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Роберт Уразов: «Профессии, которые дают сегодня заработки выше среднего — повар, парикмахер, сварщик, токарь (особенно, на предприятиях оборонки), ресторанный сервис. Из более редких профессий — программисты на производстве. Особенно те, кто способны создавать мобильные приложения или программы машинного обучения: например, по распознаванию компьютером лиц на фотографиях».

При этом выбирать профессию в старших классах уже поздно, уверен он:

— О будущей профессии надо задумываться не с 9-го, а с 4-го класса. Именно тогда нужно формировать так называемые мягкие или надпрофессиональные навыки — умение выстраивать коммуникацию, работать в команде и т.д. Они пригодятся в любой профессии. Технологические навыки меняются очень быстро: в сфере информатики раз в полгода, а в остальных раз в два-три года. Это значит, что за время учебы ребенка технологический уклад сменится 3-4 раза. Поэтому второе, чему надо обучать младших школьников — навыкам, связанным со сквозными (новые цифровыми) технологиями, которые пригодятся и при смене технологического уклада. В числе таких навыков, умение работать с искусственным интеллектом, программирование. Все это будет востребовано в ближайшее десятилетие в самых разных областях. Например, в поварском искусстве уже программируются механические руки, которые будут делать работу повара.

— Преимущество участия в движении WorldSkills в том, что мы работаем как раз с навыком, а не с профессией,- добавил он.- Те, кто участвует в наших чемпионатах по профессиональному мастерству, могут быстро понять, каких компетенций им не хватает, и каким нужно обучиться. Кроме того, состязания WorldSkills — это быстрый социальный лифт. Конкурсантов, участвующих в чемпионате, сразу видят работодатели, поэтому у перспективных ребят не возникает проблем с будущим трудоустройством. То же касается и демонстрационных экзаменов WorldSkills — системы независимой оценки умений и навыков выпускников. Такой инструмент итогов аттестации используется уже в 300 колледжах страны. Задания там такие же, как на чемпионатах. И ребят, которые успешно с ними справляются, тоже сразу замечают работодатели.

Источник: mk.ru

Leave a Comment