Общество

Из дискуссии о парижской трагедии

Ужас в Париже… Ещё ужаснее, когда Нарочницкая час нудит по России 24, что французы сами виноваты — бога забыли. Крышуемые такими нарочницкими у нас и всякие «энтео» не сидят, а врываются на выставки и качают свои клинические права. Но ещё ужасней, что пролистав 120 телеканалов, не нашла ни на одном про теракт в столице Йемена Сане, где погибло 50 человек. Кому в западноцентричном мире важны эти цветные? По его законам ценна только жизнь аборигенов первого мира..

***

Забавно, как ахают сегодня те, кто совсем недавно аплодировал казаку, напавшему с плеткой на Пусси Райот за то, что они оскорбили его чувства. От нагайки до калаша и гранатомета один шаг, от одобряющих нагайку до ИГИЛА, одобрившего сегодняшний расстрел, не многим больше… И человеконенавистники наивно думают, что, прикрывшись религией, перестают выглядеть человеконенавистниками. Да ещё оказалось, что многие являются жертвами пиар-компании о том, что избиение было постановкой. Спешу их просветить. 19 февраля участницы группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, Мария Алехина и сопровождавшие их лица были избиты казаками в Сочи. Губернатор Кубани Александр Ткачев призвал правоохранительные органы расследовать данный инцидент и привлечь виновных к ответственности. На видеороликах, опубликованных в Интернете, Учкуров узнал двоих казаков. Первый – Николай Куц, атаман Центрального районного казачьего общества г. Сочи, второй – Виталий Коськин, командир дружины Центрального районного казачьего общества г. Сочи и одновременно атаман хуторского казачьего общества «Бытха» Черноморского казачьего округа Кубанского войскового казачьего общества. «Дело» Учкурова рассматривали на собрании, на котором присутствовали представители Навагинского хутора. Сход прошел при закрытых дверях. Как рассказал сам Григорий Учкуров, он выгнан с формулировкой «за предательство казачьего братства».

***

Глава Чечни Рамзан Кадыров объявил Ходорковского своим личным врагом, и на это заявление почему-то до сих пор не отреагировал кремль. Как к Ходорковскому не относись, по статусу он «свободный художник», что хочет, то и говорит. В отличие от него Кадыров является государственным чиновником и получает зарплату из наших налогов, а значит, спрос за угрозу расправы, да ещё и с экстремистским контекстом, с него выше, чем с обычного россиянина. К слову, подобное заявление ставит под сомнение прежние уверения Кадырова о том, что в Чечне решена проблема кровной мести.

***

Вопли о том, как журналисты оскорбили карикатурами чувства верующих, принципиально глуповаты, поскольку юмор в принципе не переводим и при переводе может быть только адаптирован. Как говорил великий Гачев, перевод с языка на язык, это перевод с космоса на космос. Природа юмора глубоко национальна, и никто не понимает чужих шуток, не прожив в стране половину жизни «на её языке». Побывавший на французском пляже никогда не забудет стандартной мизансцены, когда арабские шейхи в длинных белых одеждах и в состоянии радостного культурного шока пялятся на теток, загорающих топлес. Как мусульман их не могут не оскорблять голые сиськи, но не помню, чтобы они защищались автоматами Калашникова. У французов и главная «Свобода» Делакруа с голыми сиськами. Немцы шутят так, что нам это кажется верхом похабства. Англичане шутят слишком акварельно и диетично для нас. Как шутим мы, вообще никому не понять, в некоторых регионах за каждую нашу шутку с дословным переводом легко отхватить по роже. И потому осуждение сатиры и юмора дело людей неуверенных в себе, а главное, в своём боге, в его чувстве юмора и способности самостоятельно разобраться с шутниками.

***

Проводить коллективную экспертизу карикатур бессмысленно, люди вольны смеяться тому, что им смешно, а навязывание правил смешного из другой страны занятие не здоровое. Истинно верующий не может оскорбиться чужой сатирической деятельности, поскольку вера находится внутри него. В крайнем случае, в системе своих координат он может молиться за грешника. И истерика на тему «запретим оскорблять наши святыни» занятие показушное и ни малейшего отношения к вере не имеющее — это чистый пиар, используемый для экспансии собственных ценностей, но на самом деле глубоко отвращающий от них. Тем более, что «свобода слова» такая же святыня как и религиозные ценности. А любая попытка рассказать, как плохи террористы и карикатуры, сама по себе поиск оправдания расправы, ведь специфичность юмора не является дискуссионной темой, кому не нравится, тот просто не является его потребителем.

***

«Свобода слова» является святыней, защищенной законом, и таким же завоеванием прогресса, как антибиотики, автомобили или интернет. Отношение к ней как к религии говорит только о сужении сознания и потребности ограничивать мир собственной системой координат. Качество карикатур не принципиально, достаточно того, что журнал имеет такой тираж в период умирания бумажных носителей. Само по себе понятие «кощунство» имеет смысл только в рамках субкультуры. По мне, например, кощунство — попытки РПЦ контролировать женскую матку, длину юбки, сексуальную ориентацию или область современного искусства. Но при этом я бегаю по церквям с воплем об глубоком оскорблении моих чувств, я просто полагаю, что за церковным забором православные имеют право делать то, что считают правильным, но диктовать нашему обществу из-за своего забора они не должны, ибо это нарушает конституцию. А уж диктовать через границу — занятие более карикатурное, чем деятельность французского журнала.

***

В цивилизованном обществе высмеивать можно всё, что смешно, и границы чувства юмора не устанавливаются автоматом калашникова. Религия такая же часть жизни общества, как и всё остальное, и если её приверженцам что-то не смешно, они просто не вешают карикатуры на своего бога в своём приходе. И те, кто этого не понимает, жаждут жизни в клерикальном государстве, которое к счастью не возможно в постиндустриальном обществе. Все картины мира имеют одинаковую ценность, в том числе и атеизм. А в списке религий совершенно безразлично идёт речь о древнейшей религии типа индуизма, молодой религии типа христианства или свежей религии типа пастофрианства, никаких преференций одной над другой Декларация прав человека и наша Конституция не дают. Все религии в праве диктовать свои нормы за забором своей территории, и не навязывать себя силой, превращая паству в фанатов и маньяков, как это делает исламский фундаментализм.

Мария Арбатова

Источник: maxpark.com

Leave a Comment