Общество

Лев Лурье: почему хорошо жить в кризис

Лев Лурье: почему хорошо жить в кризис  Известный петербургский историк и журналист дал советы, как будучи никем, – в эпоху перемен стать всем.

Лекция Льва Лурье «Почему хорошо жить в кризис» состоялась в воскресенье, 18 января, культурном центра «Эрарта».

Китайская пословица гласит: нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен, но я с этим не согласен: это вызов, который каждый человек должен принять. Наша страна знала три периода, когда карьеры делались молниеносно, и тот, кто был никем, становился всем: пореформенные 1860-е, после революции 1917-го и 1990-е с их поэтикой тонированной девятки. В эти годы для успеха требовалось одно – талант или всего лишь некоторое умение.

Типичный сценарий 90-х годов: муж ядерный физик, в Политехе ничего не платят, на что он дает типичный русский ответ: начинает больше пить. Жена-домохозяйка идет на курсы бухгалтеров. Через три года она получает в 12 раз больше, чем он, и пара разводится. Это было время востребованности экономистов, юристов и журналистов. Те, кто пришел на эти позиции позже – уже опоздали, всех главбухов уже назначили.

В 2000-е годы произошло две вещи: появилась гордость за страну. Мы мерям свою жизнь по тому, как живут на Западе. В 90-е годы мы ездили на Запад за продуктами и одеждой с 200 долларами, а в 2000-е, как пишет Владимир Жириновский, колеса наших «Мерседесов» сотрясли немецкие автобаны. Русские осели в Лондоне и на Лазурном берегу и свысока стали смотреть на турок и египтян.

Кроме того, появилось новое поколение хипстеров – это люди, которые родились в конце 70-х и 80-е годы. Они пришли в страшно удачный период: все, кто разбирался в компьютерах и знал английский язык, зарабатывали приличные деньги, делали карьеры, хотя слишком высоко им было уже не забраться: высокопоставленными чиновниками и олигархами успели стать те, кто родился в 50-60-е годы.

Хипстеры – первое поколение в истории России, которое всецело наслаждалось жизнью (похожее было разве что перед революцией в Москве и Петербурге). Денег было достаточно, чтобы путешествовать по всему миру, серьезно заморачиваться вопросом, какую маечку купить и в каком ресторане поесть… Это было первое по-настоящему буржуазное поколение, их принцип: не хавать, что дают, как привык советский человек, и не обвешиваться самыми дорогим вплоть до золотых цепей, как новые русские, а вкусно жить, – и про «Прада» знать, и про датское кино.

Так было до 2009 года, пока не разразился кризис, конфликт с Грузией, и не ухудшились отношения с Западом. Власть перестала быть такой обаятельной. «Снежная революция» 2011-12 годов – это попытка хипстеров, получивших прививку западной цивилизации, сделать так, чтобы в России тоже жили по правилам. Покупая маечку в интернет-магазине, ты можешь быть уверен, что за 51 доллар тебе отправят то, что ты заказывал. Когда в России голосуешь за условного Петрова, ты абсолютно не можешь быть уверен, что твой голос учтут. На Болотной было не до политики. Это похоже на ситуацию, когда человек идет в ресторан, потом пробегает счет и говорит: «А можно менеджера зала, у вас цены с меню не сходятся?». Так поступают люди на Западе: я хочу получить то, за что платил, а давать ли чаевые и сколько – решу сам.

Голосом поколения, родившегося в  конце 1970-х – 80-е годы, стала Ксения Собчак. Вот пример, как не пропасть в кризис. На дворе стоят прекрасные путинские времена: она ведет «Дом 2». Спустя некоторое время становится обозревателем GQи Esquire– оказывается, она совсем не идиотка, какой представала на реалити-шоу. А когда начинаются революционные события, она занимает самую грамотную позицию, с точки зрения будущей карьеры, – идет работать на канал «Дождь». Это рискованно, канал могут в любую минуту закрыть, но это помогает ей создать свою индивидуальность, и Ксения становится действительно влиятельной.

Похожая история с Алексеем Навальным. Разоблачение коррупции – это примерно то же, что счет в ресторане. Он не призывает нас стать крестьянами, как Лев Толстой, возлюбить славян и Русскую православную церковь, как Достоевский, или строить коммунизм, как Маяковский. Он всего лишь апеллирует к желанию жить по-человечески, по понятным законам. Чтобы, например, в Петербурге жили примерно так, как в Копенгагене или Хельсинки, разве что повеселее (а повеселее у нас получится легко).

Как выжить в кризис

Для молодого поколения нынешний застой ничего хорошего не сулит. Как при Брежневе, все лакомые места уже распределены, вы можете работать системным аналитиком, журналистом глянцевого издания или агентом недвижимости, но шансов стать Чичваркиным или Дуровым у вас уже нет (они последние успели протиснуться в окно возможностей, которое открывает эпоха перемен, и то, оба вынуждены жить за границей). А ведь в очередь выстраиваются уже те, кто родился в 90-е годы. Я школьный учитель, выпустил 25 выпусков с 1989-го, и могу сказать, что с каждым следующим поколением это окно возможностей становится все уже.

Для тех, кто склонен к постоянству и не хочет пересматривать свой обычный жизненный порядок, наступят тяжелые времена. В этой склонности самой по себе ничего плохого нет, но ваш жизненный порядок в кризис может быть пересмотрен за вас.

В кризис будут освобождаться ниши, о которых вы не могли даже мечтать. Сегодня вы думаете, что гречу не на что купить, а послезавтра будете президентами банков, главами компаний и капитанами больших океанских лайнеров… В этом главное положительное свойство кризиса: при нем история движется. Сказать «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!», как Фауст говорил Мефистофелю, уже не получится. Рушились даже такие империи, как римская и сталинская.

Ваша задача в кризис заключается в создании вокруг себя «всепогодной одежды»: человек должен иметь как можно больше навыков, хотя бы в зачаточном состоянии. Никто не знает, какое умение будет востребовано в будущей России, быть может, снайпер или водолаз, и хорошо, если сейчас вы ходите в тир и бассейн. Кризис создает банкротства, ниши на рынке высвобождаются. Разъедутся узбеки и таджики – кому-то надо будет водить такси и убирать улицы.  Закроются гипермаркеты – кому-то нужно будет продавать хлеб и водку. Чиновники и олигархи уедут заграницу, власть перестанет передаваться по наследству и достанется тем, кто будет за нее биться.

Источник: mr7.ru

Leave a Comment