Политика

Госужас: о военной доктрине РФ

Очень непросто придумать рациональное объяснение российской реакции на украинскую Революцию Достоинства. Я говорю о реакции власти.

Ну, в самом деле, подумайте сами: ну, какой был смысл в аннексии Крыма и в развязывании войны в Донбассе? Ну, пусть даже Кремлю и удалось бы поставить Украину на колени или даже вообще превратить ее в Украинскую область РФ. Сопоставьте плюсы с минусами.

Несколько десятков миллионов людей, которых тебя ненавидят не в киселевско-лентьевских фантазиях, а вполне реально. Плюс не меньше миллиарда, который смотрит на тебя со страхом и требует от своих правительств принять меры по урезониванию тебя. А плюсы? А никаких плюсов нет вовсе. НАТО и так к нам достаточно близко, но воевать нас не собирается — а зачем? Украинский рынок у нас и так был, да и не слишком он нам нужен. Газ и так тёк. Ну, и так далее. Никаких реальных плюсов.

Нет, рационального объяснения без безумных натяжек здесь придумать нельзя. Даже патриотическая истерика с прыжками рейтинга власти, если подходить рационально, была не нужна. Патриотическая она или не патриотическая — неважно: начавшуюся истерику остановить очень трудно, а объект ненависти она может поменять внезапно. Прыгнув вверх, почувствавший свою прыгучесть рейтинг также легко может прыгнуть и вниз. И тогда власти придется иметь дело уже отнюдь не с «креативным классом».

Нет удовлетворительных рациональных объяснений. А к нерациональным мне прибегать очень не хотелось. Ну, в самом деле, странно думать про людей, гордящихся холодной головой (уж не будем говорить, какие там у них сердца-руки), нерациональных решений стратегических для страны вопросов.

И всё же, чем дальше, тем больше приходит к нам свидетельств того, что решения те были приняты под воздействием эмоции. И эмоцией этой был даже не страх. А — ужас. Госужас.

Почему такие мысли? А вот почитайте сами. Это новая ВОЕННАЯ доктрина. Наша доктрина. Президент подписал ее вчера, ровно через неделю после одобрения Совбезом. Не — ООН. Совбезом России.

Военная доктрина, как она сама объясняет, — это официальные взгляды на вооруженную защиту РФ. Не на защиту от агрессии. На защиту интересов РФ. То есть, если меня что-то интересует, а мне это не дают, то в соответствии со статьей 5, я, убедившись, что миром мне этого не получить, беру это силой.

Статья 12 — внешние военные опасности. Пункт «н» (до пункта «я», к счастью дело, не дошло) — установление в сопредельных государствах режимов, угрожающих интересам РФ. То есть не тех режимов, которые хотят на нас напасть, а тех, которые нам не нравятся. Пункт «м» — использование информационных технологий против суверенитета РФ (вам понятно, что это такое?). Пункт «л» — очаги напряженности рядом с границами РФ. Пункт «к» — глобальный экстремизм. Что такое локальный, мы знаем; что такое глобальный, нетрудно догадаться.

Но еще интереснее статья 13 — внутренние ВОЕННЫЕ опасности. Здесь сама идея хороша: объявить военным врагом страны политических противников. Пункт «а» — деятельность по дестабилизации политической и социальной ситуации. Сказал бы я, кто занят сейчас этой деятельностью, но не стану. Пункт «в» (здесь процитирую, чтобы ничего не потерять) — «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества». Ну, скажем, если объявить войну против Афганистана преступной, то это и будет военной опасностью для РФ.

Пожалуй, остановлюсь.

В психологии есть такое понятие — гипертревожность. Это когда человек боится всего. Во всем видит угрозу свое безопасности. Гипертревожность не нужно путать с фобией, когда источник угрозы локализован — человек боится чего-то одного (заболеть раком — «канцерофобия», замкнутого пространства — «клаустрофобия», гомосексуалистов — «гомофобия», евреев — «юдофобия» и т.д.).

Так вот, мы имеем дело не с фобией. Не с «майданофобией» и не с «каддафифобией». Перед нами явный случай гипертревожности. И при таком состоянии совершенно естественны все гиперреакции, которые мы наблюдаем: и истерика по поводу Майдана, и закатывание политической жизни под асфальт, и попытки контролировать Интернет, и клерикализация образования, и прославление Геббельса, и телегеббельсивщина, и десяточка для Навального, и третий процесс Стомахина, и прочая, и прочая…

Здесь нет рацио. Нет понимания действия общественных законов. Нет логики. Здесь есть только ужас.

И страшно подумать, куда эта политика госужаса может нас привести.

Александр Зеличенко

Источник: echo.msk.ru

Leave a Comment