Политика

Кипр сражается за углеводородный приоритет

Для правительства Республики Кипр, у которой 60% территории острова Кипр и почти 100% шельфовых месторождений газа, наступили трудные времена: французская энергетическая компания Total не нашла промышленных залежей газа и объявила об отказе от продолжения работ по поиску углеводородов на шельфе острова.

Это стало ударом по Республике — и дело не только в потере прибылей и имиджа газовой державы.

Торжествует Анкара — Турецкая Республика Северного Кипра (населенная турками) и занимающая 38% территории острова, вмиг стала мощнее, значимее, отыграла у киприотов будущую радость по поводу того, что Кипр должен был стать поставщиком газа на европейский континент, а Северный Кипр не признан никем, кроме (тоже) никем не признанной Абхазией и Турцией.

В опубликованной карте «Большой Турции», она занимает часть территории Греции, Сирии и весь Кипр.

Но Кипр не сложил оружие — министр энергетики активно курсирует между Никосией и Парижем, пытаясь удержать Total от принятия окончательного решения о завершении разведки.

При этом Никосия ссылается на успешные результаты поиска газа у соседей — на израильских участках шельфа найден газ, притом — в промышленных и экспортных объемах.

Мировые аналитики удивлены не меньше киприотов — сейсмическая разведка Total на 10 и 11-м блоках, находящихся в исключительной экономической зоне Кипра (смотрите карту), не нашла даже потенциальных объектов для бурения, а по соседству — у израильтян в месторождении Левиафан, газ есть, запасы — 21 триллион кубических футов.

Если посмотреть на карту, то соседним является 12-й Блок, а не 10 и 11-й.

И на 12-м — газ есть — его обнаружили американские и израильские компании.

Возможно, именно это удерживает Total от разрыва отношений с Кипром.

Но аналитики видят ситуацию отношений Total с Кипром иначе.

После того, как Total начала бурение на Кипре, Анкара стала угрожать французскому концерну разрывом отношений — Total участвует в нескольких небольших проектах на территории самой Турции.

В нефтегазовом мире угрожать, тем более — гигантам, не принято.

Но после подписания договора с Россией, когда стало понятно — Турция из разряда «важных игроков» на рынке газа переходит в «очень важные», Total пересмотрела свое решение по Кипру.

Корректируя вышесказанное, можно утверждать — не принято отказывать углеводородным гигантам, каковым становится Турция.

И неважно, что, в ответ на нежелание видеть Турцию в Евросоюзе, Эрдоган заявляет — «нам не нужен ваш христианский Евросоюз».

Газ — не религиозный…

И неважно, что Турция сама почти ничего не добывает, важно, что она становится крупнейшим газовым Hub в Южной Европе.

Анкара добилась своего — Total уходит из Кипра.

Кипр явно теряет — как в Восточном Средиземноморье, так и на своем собственном острове.

А Турция явно прибавляет — и в геополитическом пространстве, и в региональном, задевая интересы соседей — Израиля, Греции, Болгарии, Сербии и даже Египта.

Total теряет в деньгах — придется заплатить неустойку, штрафы, компенсации, не говоря уже о потере денег, вложенных в открытие представительства на Кипре.

Все окупится с лихвой после заключения договора с турками об участии в строительстве газопровода «Турецкий поток» из России.

Судьба Кипра станет ясной на будущей неделе — Total должна будет объявить — либо о продолжении действующего договора, либо о его разрыве.

Имидж Кипра уже пострадал — после того, как Total заявила об отсутствии существенных запасов углеводородов, дорогостоящая программа бурения на шельфе Кипра становится странной, обманом, способом «кражи средств из бюджета».

Удастся ли Кипру отвести досужие подозрения и спасти свой сектор энергетики в сфере добыча газа?

Зависит от того, насколько быстро они переориентируются с ветреных и непостоянных французов — на исполнительных корейцев и, трудно сказать в данном случае — каких, итальянцев.

Дело в том, что в работах на 10 и 11 Блоках в составе консорциума, кроме Total, участвовали также южнокорейская KOGAS и итальянская ENI.

Последняя — один из европейских лидеров в области добычи и переработки, но, в отличие от французов, работающих по всему миру, ENI предпочитает Европу и регион Каспия.

Однако есть и неприятное известие — в декабре пробное бурение скважины, осуществленное ENI и KOGAS на расположенном западнее 9-м блоке, тоже не дало положительных результатов.

Тем не менее, сообщается — консорциум продолжит программу бурения.

Это резко контрастирует с прогнозом другого консорциума — американской Noble Energy и израильских компаний, которые еще в 2009-2010 годах, после исследований, очертили границу шельфовых месторождений Кипра и даже разбили их оптимальным образом на Блоки.

Их прогноз таков: доказанные запасы природного газа на шельфе Израиля и Кипра составляют до 1.8 триллионов кубических метров (63 TCF — триллионов кубических футов), перспективные — в несколько раз больше.

И американо-израильский консорциум (в определенной степени) доказал свою правоту — в 2011 году на 12-м Блоке, на стыке границ 3-х государств — Израиля, Кипра и Ливана, было обнаружено крупное месторождение, получившее название Афродита.

Его доказанные запасы составили 140 млрд кубометров.

Что же произошло в последнее время?

А вот что.

Под влиянием различных сил — европейских, греческих (что удивительно), турецких (что не удивительно), по слухам — имело место и российское давление, Кипр отказался от сотрудничества с американской Noble Energy.

Но есть доля вины и израильских политиков — развернувшаяся кампания против экспорта и за регулирование цен на газ, судя по всему, испугала киприотов.

Но более важно — израильские компании также не выразили желание работать с Кипром.

В итоге, получилось то (или — примерно то), что описано выше.

Игорь Дмитриевски

Источник: stop-news.com

Leave a Comment