Политика

Кремль как общий противник

Недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров в своей привычно пропагандистской манере «обвинил» Украину в «усилении националистических настроений». Но особо иезуитски прозвучало его заявление о том, что национальные меньшинства венгров и румын Украина якобы «подвергает дискриминации», мобилизуя их в армию в больших пропорциях, чем этнических украинцев. Такие слова явно были направлены на подрыв межнациональных отношений в Украине. Естественно, они абсолютно не соответствуют действительности.

Вторжение РФ в Донбасс не стало войной только для украинцев. Народы, которые больше всего пострадали от российской агрессии, раньше пришли на помощь Украине и сейчас воюют на ее стороне в составе добровольческих батальонов. Среди них — Международный миротворческий батальон имени Джохара Дудаева, в состав которого входят чеченцы, ингуши, азербайджанцы, татары и представители других народов, в целом — около 300 человек. Подразделение было создано организацией «Свободный Кавказ» (базируется в Дании), где в настоящее время находится большое количество политических эмигрантов из стран Кавказа. Командиром батальона был бригадный генерал Вооруженных сил Ичкерии Иса Мунаев, который 2 февраля погиб в боях под Дебальцево.

«День» пообщался с представителем чеченской диаспоры в Украине, доктором технических наук, сотрудником Физико-технологического института металлов и сплавов НАН Украины Абди НУРАДИНОВЫМ. В более ранних интервью нашему изданию, когда Кремль еще не пошел на открытую авантюру против Украины, господин Нурадинов предупреждал нас об опасности, которая исходит от России: «Имперская политика России продолжается испокон веков. Она вмешивается и будет вмешиваться в дела других государств». В настоящее время Абди Нурадинов рассказал о том, как война на Донбассе объединила украинцев и чеченцев, что у нас общего с войной в Чечне, а также о том, в каком случае мы сможем победить.

Также мы обратились к руководителям национальных обществ Греции, Польши, Венгрии и Германии в Украине с вопросами: какие настроения царят в вашем национальном сообществе? Как вы оцениваете российскую агрессию в Украине? Принимают ли участие представители ваших этнических групп в военных действиях в зоне АТО?

«Путину вообще не нужны украинцы как народ»

 Абди НУРАДИНОВ, представитель чеченской диаспоры в Украине:

— Господин Нурадинов, что объединяет украинцев и чеченцев в этой войне?

— Я думаю, что всех людей, независимо от национальности, объединяет общая беда. Эта тема особенно знакома чеченцам, ведь все тягости войны они испытали на себе, причем дважды за последние 20 лет. Ну и, конечно же, вопиющая несправедливость, которая искусственно привнесена на наши земли.

— Война на Донбассе также столкнула чеченцев, которых называют «кадыровцы» (воюют за Россию), и тех, кого называют «дудаевцы» (воюют на стороне Украины). Иногда даже сами чеченцы говорят, что есть чеченцы, а есть «кадыровцы». Как прокомментируете?

— Здесь нет ничего удивительного. На стороне террористов — подневольные люди, и цинизм России вновь проявляется, когда там заявляют о «добровольцах». Там воюют по «добровольно-принудительному» принципу. Тем более чеченцы, которые испытали на себе «прелести» войны, вряд ли пошли бы добровольцами. Для чеченцев и украинцев эти войны — общее горе, которое сплачивает нас в желании и стремлении эту беду отодвинуть или облегчить участь.

— Видите ли вы общее между двумя чеченскими войнами и войной в Украине?

— Всякая война цинична, но война в Украине цинична вдвойне. Ведь российские новости и телеканалы смотреть невозможно: Россия, которая уничтожила в Чеченской Республике от 120 до 200 тыс. человек, упрекает Украину в «геноциде» и «карательных операциях». Кроме того, это цинизм политиков, которые развязали эти войны и никак не успокоятся.

— Российские медиа во время чеченских войн называли чеченцев террористами. По такому же принципу украинцев сейчас называют «карателями»…

— Ни на Западе, ни в Украине, где есть противоположное мнение, ни для кого не секрет, что все это искусственно созданная картинка российской пропаганды. Тех же, кто не имеет доступ к альтернативным СМИ, сложно убедить, что стреляют сами террористы или российские войска.

Чеченцев российская пропаганда называла террористами, а террористов на Донбассе сейчас называет «ополченцами». Это типичные двойные стандарты, и особенно цинично и ярко это проявляется во внутренней и внешней политике России.

— РФ до сих пор официально не признает своего военного присутствия на Донбассе. По-вашему, как долго может продлиться такая война и чем она может закончиться?

— К сожалению, многонациональный российский народ оказался заложником процессов, которые происходят в голове одного человека в Кремле. И то, что они не признают своего участия в войне на Донбассе… Аксиомы не доказываются — они априори исходят из того, что это факт. Я думаю, прозрение международного сообщества связано как раз таки с этими циничными заявлениями российских политиков о непричастности России к данному конфликту.

Недавно я был в России, и пропаганда, которая там работает, делает свое темное дело, ведь у многих простых россиян головы настолько затуманены, что переубедить их весьма сложно. Пока в руках Украины не будет такого же мощного информационного влияния на россиян как у Кремля, людям будет сложно довести какую-то другую точку зрения. Ведь кроме как через Интернет они не могут узнать правду о происходящем. Рассчитывать же, что народ прозреет сам, сложно. Прозрение произойдет по другому поводу — когда «крымнаш» еще больше ударит по карману каждого гражданина. Например, цены на некоторые продукты в Грозном уже в 2-4 раза выше, чем в Киеве. Это та цена, которую платит Россия за свои действия. Есть очевидные факты, которые лежат на поверхности и только их могут понять обычные люди.

— Если исходить из действий Путина в Чечне, можно ли предугадать его действия по отношению к Украине?

— Думаю, Путину вообще не нужны украинцы как народ. В лучшем случае, ему нужна территория. Вообще, он действует, исходя из логики — чем Украине экономически хуже, тем лучше для России. Путин рассчитывает, что протестный электорат, который есть в нашей стране, сметет существующую власть. А чтобы сместить ее, не нужен миллионный Майдан — хватит меньшего количества людей. А уже новая власть может быть более послушной для России и Путина.

Что же касается военных действий, то учитывая состояние украинских Вооруженных сил, если не будет финансовой, военно-технической и какой-либо другой помощи Украине и давления на Россию, Путин может не остановиться. Главное для него — создать подобие Приднестровья на востоке страны, а потом продолжить наступление. Для открытой войны с Украиной даже у России не хватит ресурсов, ведь российский народ уже платит высокую цену за «крымнаш». И только вопрос времени — через сколько он начнет «шевелиться».

— Как вы оцените возможные дезинтеграционные процессы в России?

— В последние годы это движение в той же Чечне ослабло и там мало сил, способных как-либо повлиять на ситуацию. Но среди людей есть протестный потенциал, который усиливается из-за санкций Запада. Тем не менее, рассчитывать на это Украине не нужно — необходимо рассчитывать только на себя. И если будет пауза в конфликте на Донбассе, ее нужно использовать максимально эффективно с военно-технической точки зрения.

— Войну, происходящую на Донбассе, еще называют не просто конфликтом между Украиной и Россией, а конфликтом цивилизаций. Что вы думаете по этому поводу?

— Украина даже географически оказалась между двумя цивилизациями. Одна не может конкурировать с другой ни наукой, ни технологиями ни какими-либо достижениями. Взамен она решила побряцать оружием и показать свою силу, за что страдает ее народ, а еще больше украинский народ. К сожалению, эта борьба России со всем цивилизованным миром, а Украина стоит на границе этого конфликта. Она на передовой цивилизованного мира.

Мне кажется, Россия не должна была противопоставлять себя всему цивилизованному обществу, а интегрироваться и сотрудничать с ним. К сожалению, РФ пошла другим путем. В 2008 году она «проглотила» часть Грузии, а дальше вошла в кураж и решила по такой же схеме захватить часть Украины. Но здесь не все пошло по ее сценарию, хотя многое ей удается. Меркель точно определила, говоря о руководителе России: когда человек существует в каком-то параллельном мире, он неадекватно оценивает ситуацию и таким же образом поступает.

— Как вы думаете, насколько адекватно действуют украинские власти исходя из ситуации?

— У меня очень неоднозначные оценки украинской политической элиты. Когда смотришь заседания Верховной Рады или какие-либо ток-шоу, создается впечатление, что в Украине нет войны. Они переходят на личности, допускают много популизма. Необходимой на данном этапе сплоченности нет — ведутся подковерные интриги, борьба за портфели. Но во многом ситуация зависит и от людей, которые не все воспринимают правильно. Не бывает чудес, когда все перемены в стране происходят быстро и сразу. Чтобы люди поверили власти, необходимо начинать показывать примеры борьбы хотя бы с бытовой коррупцией. Но нынешние политики не хотят делать даже элементарных вещей. Если есть желание и воля первых лиц, изменения в стране должны происходить быстрее, особенно после Майдана, несмотря на внутреннее сопротивление системы.

— Что вы думаете по поводу привлечения во власть иностранцев?

— На данный момент в этом нет ничего плохого, хотя можно было более эффективно включать украинских специалистов. По-видимому, власть исходила из логики, что иностранцы не будут связаны с местными элитами и бизнес-корпорациями. Но это не является самой главной проблемой или недостатком на данном этапе. Самая главная проблема — негласность, когда Президент заявляет одно, а правительство делает совсем другое, что воспринимается людьми очень критично. Власти не хватает единства и целеустремленности для достижения важных для общества целей.

«Поляки всегда поддерживали Украину»

Антон СТЕФАНОВИЧ, председатель Союза поляков Украины:

— Члены нашей организации, Союза поляков Украины, постоянно принимали участие сначала в событиях на Майдане, там всегда был польский флаг. Мы всегда на разных встречах национальных меньшинств поддерживали Революцию Достоинства, стремление Украины к самостоятельности, независимость и, собственно, к гражданскому достоинству, то, для чего и происходили события на Майдане. В последнее время мы также поддерживаем все мероприятия нацменьшинств, направленные на обсуждение этой сложной ситуации, ведь российский агрессор воюет в Украине. Например, мы входим в Общественный Совет при Министерстве культуры. Также мы приняли обращение, где признаем Россию как агрессора, а ДНР и ЛНР — террористическими организациями и призываем все другие организации национальных меньшинств присоединиться к этой инициативе и поддержать нас.

Конечно, поляки принимают участие в этих событиях. На Майдане погибли двое поляков — граждан Украины. Сейчас кое-кто был призван, кое-кто пошел добровольцем. Однако у нас нет списка людей польского происхождения, воюющих на Донбассе в АТО.

Польша и поляки всегда поддерживали прогрессивные изменения в Украине. И сейчас отношение к полякам в Украине намного лучше, чем было когда-то.

Мы принимаем участие в сегодняшних событиях на востоке также как волонтеры. Например, собирали одежду для людей в зоне АТО. Наши представители активно помогают там местному населению.

«То, что делает Россия — это дикость и безумие»

 Дмитрий ЛИПИРИДИ, председатель Эллинского братства «Энотита», город Киев:

— Греки Украины абсолютно негативно относятся к тому, что Россия аннексировала Крым и продолжает агрессию на Донбассе и при этом — абсолютно негативно по отношению к России. Это просто бандиты. То, что происходит между Украиной и Россией, и то, что делает Россия — это дикость и безумие. Такое не приснилось бы и в страшном сне.

Очень многие греки принимают участие в военных действиях на Востоке Украины. Очень много людей — из греческой общины. Сын моей приятельницы находился в плену в Донецке. В Киеве много желающих попасть на восток. Многие туда ездили и поедут еще. Все делается для того, чтобы освободить Украину от террористов.

Мы можем заниматься только волонтерской деятельностью, убеждать людей, объяснять, кто прав, кто виноват. Например, у меня очень много друзей и знакомых в Греции. Я могу им объяснять. Ведь Греция и ее население находятся на стороне России. Я пытаюсь их убеждать в обратном. Мы очень много помогаем как волонтеры. Собирали и продолжаем собирать, по возможности, деньги, вещи и передаем волонтерам, чтобы они передавали их в АТО. По возможности мы также собираем одежду — у кого, что есть.

«Среди этнических немцев есть волонтеры, есть военнослужащие»

 Владимир ЛЕЙСЛЕ, председатель Союза немцев Украины:

— От имени Совета немцев Украины мы неоднократно подчеркивали позицию, утвержденную на Съезде немцев Украины, — что мы за единую, неделимую и мирную Украину. Как и все трезвомыслящие граждане Украины, этнические немцы тяжело переживают аннексию Крыма и агрессию на Востоке. С 2001 года именно в Донецкой области проживало больше всего этнических немцев. Многие из них находятся теперь в сложной ситуации — некоторые выехали на ПМЖ в Германию — но большинство из них находятся в настоящий момент в разных регионах Украины, как вынужденные переселенцы — не имеют ни жилья, ни постоянной работы . От себя отмечу, что будучи председателем Совета немцев Украины, я сам являюсь вынужденным переселенцем из Крыма и сейчас проживаю и работаю в Киеве.

Среди этнических немцев, как и среди представителей других национальностей, есть добровольцы, есть волонтеры, есть офицеры и служащие Вооруженных Сил, которые служат в АТО. Из недавних событий приведу лишь два — показательных. Первое — 12 февраля в Киеве состоялась церемония прощания с погибшим бойцом батальона «Свята Марія» Кириллом Гейнцем под позывным «Немец». Гражданин России Гейнц был этническим немцем. Он погиб 10 февраля во время наступления Вооруженных сил Украины и Национальной гвардии. «Немец» заводил первую разведывательную группу Нацгвардии в Павлополь. Гейнц вступил в ряды батальона в сентябре прошлого года. Его могилу взяла под свою опеку общественная организация «Общество немцев Украины «Видергебурт». Второй случай: в семье этнических немцев из Полтавы, около двух месяцев назад, погиб сын в АТО в составе добровольческого батальона. При том, что парень был награжден орденом, до сих пор не удается присвоить ему статус «участника АТО». Сейчас наша организация помогает преодолеть бюрократические трудности и достучаться до нужных кабинетов.

«Никто не забыл 1956 год…»

 Габор САРВАШ, председатель Общества культуры львовских венгров:

— Отношение разное. Однако к агрессии России и аннексии Крыма все мудрые люди относятся негативно. Здесь однозначно. Есть несколько людей, делающих неправильные выводы. Но большинство людей мыслят трезво и все-таки понимают, что агрессия является агрессией. И никто не забыл 1956 год, когда состоялась Венгерская революция, подавленная советскими танками. Поэтому это уже не впервые.

Венгры, призванные на службу в армию, обычно, принимают участие в военных действиях в зоне АТО. Хотя многие среди населения считают, что это — не их война. Поэтому отношение к этому неоднозначное и разное.

На бытовом уровне помощь бойцам АТО есть и среди венгров. Люди собирают средства, оказывают разную помощь. Но это не централизовано. Каждый помогает, чем может, потому что от этого — всем больно.

 

Дмитрий Кривцун, Наталия Пушкарук

Источник: day.kiev.ua

Leave a Comment