Политика

Санкции растут от недоверия

После перемирия, подписанного в Минске, ситуация, кажется, только ухудшилась. С одной стороны, накануне украинские военные заявили, что впервые ни один из них за минувшие сутки не погиб от обстрелов со стороны так называемых ополченцев. С другой стороны – ни Киев, ни самопровозглашенные ДНР и ЛНР не торопятся отводить тяжелые вооружения. Уровень взаимного доверия нулевой, а «партии войны» с обеих сторон фронта прикладывают все возможные усилия к тому, чтобы снова разогреть конфликт.

На этом фоне и прозвучало заявление главы американской дипломатии Джона Керри о возможности новых санкций против России, которые уже разработаны и подготовлены к введению. Причем, что показательно, он также рассказывал на днях и о санкциях в отношении других стран, например, Венесуэлы. Точнее, против руководителей этой страны за антидемократичный курс, который они проводят.

В Москве, впрочем, считают, что это не ДНР, ЛНР или даже Киев дестабилизируют ситуацию. Судя по словам главы российского МИД Сергея Лаврова, заявления о возможности новых санкций против России объясняются нежеланием соблюдать минские договоренности по урегулированию ситуации на Украине. Москва делает вид, что уверена, будто речь идет не собственно о санкциях, а об обманном маневре.

«Пытаются нагнетать опять истерические настроения, отвлечь внимание от необходимости выполнения минских соглашений, и за этими призывами, в общем-то, кроется нежелание этих деятелей из соответствующих стран, организаций, Соединенных Штатов, Евросоюза, добиваться выполнения того, о чем договорились в Минске 12 февраля», — сказал на пресс-конференции российский министр.

Судя по всему, Сергей Лавров полагает, что речь идет о попытке США надавить на Россию накануне его встречи с Джоном Керри в Женеве, которая должна состояться до конца этой недели. Однако если в Москве считают, что этот торг не может закончиться реальным введением новых санкций экономического характера, то российские власти серьезно ошибаются. Как ошибались они, кстати, и летом 2014 года, когда не верили в серьезность намерений американцев и европейцев, угрожавших России первыми действительно серьезными мерами экономического давления.

В свою очередь Джон Керри утверждает, что новые санкции, которые чуть ли не на следующей неделе могут вступить в силу, являются ответом как раз на пренебрежение Россией подписанными в Минске новыми соглашениями. Глава Госдепартамента США подчеркнул, выступая в Конгрессе, что «до настоящего момента ни Россия, ни пользующиеся ее поддержкой силы не подошли вплотную к выполнению обязательств».

Чего именно ждут американцы? Об этом еще 12 февраля сказал Керри, называя условия отмены санкций против России. По его словам, это станет возможным в случае полного выполнения минских договоренностей в их американском прочтении: «полное прекращение огня, вывод всех иностранных солдат и вооружений с Украины, полное восстановление украинского контроля над международной границей и освобождение всех заложников».

Какими могут быть новые санкции? Этот вопрос сложнее всего. На слуху, в первую очередь, отключение российских банков от системы международных платежей SWIFT. Добиться согласия на этот шаг от ЕС (SWIFT находится в бельгийской юрисдикции) американцы, по неофициальной информации, так и не смогли. Так что ожидается, отключение только от американского сегмента платежей, то есть, скорее всего, большей части любых банковских переводов через доллар и операций через американские банки. Как показал, правда, в свое время пример Ирана, постепенно финансовые структуры из США могут попробовать распространить свои требования и на своих европейских и азиатских контрагентов. Ради сохранения бизнеса с американцами большинство, в таких случаях, идет им на уступки.

Также, скорее всего, США обновят список «подсанкционных» российских корпораций. Возможно, будут введены и какие-то ограничения на торговлю нефтепродуктами и сырой нефтью для российских компаний при взаимоотношениях с компаниями из США или их зарубежными контрагентами.

Может быть, речь даже пойдет об эмбарго на поставку российской нефти на Запад в целом. По крайней мере, очень угрожающе прозвучала следующая фраза Керри: «Мы приближаемся к этому критическому моменту принятия решения. У президента есть ряд вариантов, которые он просит свою команду оценить, и он примет соответствующее решение одновременно с дискуссиями с Ангелой Меркель. На самом деле, возможно, он уже разговаривал с канцлером Меркель». И, судя по тону с которым произносил эти слова Керри, результат беседы явно не должен порадовать российские власти.

 

Иван Преображенский

Источник: rosbalt.ru

Leave a Comment