Политика

Сотрудничество РФ и США в ядерной сфере

Программа имени двух американских сенаторов стала наиболее известным, длительным и масштабным проектом в рамках стратегического сотрудничества между РФ и США. Она стартовала еще при СССР с целью практического вклада в интенсивность и безопасность ядерного разоружения. Для выполнения договоров СНВ-1 и СНВ-2 потребовалась не только политическая воля государственных мужей, не только сложнейшие дипломатические переговоры, не только разработка и согласование мер взаимного контроля. Но и солидное финансовое обеспечение. Уничтожение и утилизация ядерного оружия и средств его доставки, разборка технологических цепочек на безопасные (и часто бесполезные) звенья оказались чрезвычайно затратным делом. Непосильным для хиреющего бюджета советской экономики в условиях распада единой страны.

США вызвались помочь деньгами – как непосредственно разоружению, так и нераспространению технологий массового поражения, радиоактивных, химических и биологически активных материалов. Целью программы Нанна-Лугара был и «контроль над умами», дабы приобретенные опыт и знания не нашли милитаристского либо террористического применения. Кураторство Пентагона над всеми означенными целями никогда и не скрывалось. Ликвидация военного потенциала и оборонной промышленности в постсоветских странах достигалась естественным путем – иначе программу N&L было бы невозможно выполнить.

С 1992 по 2013 годы в рамках взаимного уменьшения угрозы из бюджета США было ассигновано около 9 млрд. $. Предназначенных для утилизации советского стратегического «наследства» и для модернизации предприятий атомной отрасли. В том числе секретных заводов и сверхсекретных НИИ. Что позволило уничтожить, разобрать и дезактивировать:

— Более 900 ракет «воздух-земля» с ядерными боеголовками

— Более 900 межконтинентальных баллистических ракет

— Около 700 баллистических ракет для стратегических подводных лодок

— Около 500 ракетных пусковых установок шахтного типа

— Около 200 ракетных пусковых установок мобильного типа

— Около 200 туннелей для испытания ядерного оружия

— Более 150 стратегических бомбардировщиков

— 33 атомные подводные лодки с истекшим сроком эксплуатации

За счет программы N&L выполнено почти 600 железнодорожных перевозок ядерного оружия и несколько тысяч рейсов с радиоактивными материалами. Существенно улучшена безопасность объектов хранения ядерного оружия и ядерных материалов на территории РФ. Возведено и обустроено 39 станций по отслеживанию биологических угроз. К 1996 году Белоруссия, Украина и Казахстан стали безъядерными державами – во многом благодаря финансовому фактору Нанна-Лугара.

На долю России пришлось всего 2 млрд. из 9 млрд. $ общего потока американских вложений в СНГ-разоружение. Частично за счет этих средств были построены заводы по утилизации оружия массового поражения в Саратовской и Курганской областях РФ. Были смонтированы современные средства электронного и удаленного контроля на стратегических объектах России. Официальные чины США получили право инспекторских поездок на эти объекты в ежегодном режиме. Что вполне логично. Кто платит, тот и с ревизией захаживает. Фразу «Довэриай, но провэриай!» озвучил еще президент Р. Рейган в 80-ых годах прошлого века. Кстати, свой первый визит в Россию нынешний хозяин Белого Дома совершил именно в качестве участника проекта N&L. В августе 2005 года, будучи еще сенатором, Б. Обама посетил пермский НИИ полимерных материалов и государственное унитарное предприятие «Машиностроитель». Широки интересы американских властей к российским ядерным технологиям. По контуру единственного визита Обамы они распространяются от полимеров до машиностроения.

Интересным эффектом от реализации программы Нанна-Лугара стало соглашение ВОУ-НОУ. Извлекаемый из российских боеголовок оружейный уран проходил несколько стадий «антиобогащения», с 85-90 % до 3-5 %. И отгружался для использования в американских АЭС. Мегатонны превращались в мегаватты, к полному удовольствию и взаимной выгоде сторон. За 20 лет США получили 14 с половиной тысяч тонн урана по льготным ценам, что покрывало почти половину их потребностей в мирном атоме. Россия получила 17 млрд. $ за ликвидацию нескольких тысяч ядерных боеголовок вместо колоссальных расходов на их утилизацию. Эти средства позволили существенно повысить инновационный и научно-технический уровень российской атомной промышленности. Многочисленные контракты «Росатома» на возведение АЭС в Индии, Турции, Венгрии, Финляндии базируются на технологическом перевооружении – в том числе за счет реализации соглашения ВОУ-НОУ.

В США же собственные мощности по производству топлива для АЭС постепенно остановились в развитии. Покупать готовый уран для атомной энергетики оказалось выгоднее и проще, чем обогащать урановую руду. Российская корпорация «ТехСнабЭкспорт» имеет действующие контракты на поставку мирного урана в США. На сумму свыше 11.5 млрд. $ и на период до 2022 года. Совершенно автономно от завершенной программы Нанна-Лугара. Половина контрактов заключена непосредственно с владельцами американских АЭС. Прорабатываются возможности экспорта готовых топливных сборок (ТВЭЛ) в США. Наш пламенный привет компании Westinghouse, из «нефтеколонки» для самой высокотехнологичной державы современности. Параллельно с поставками ракетных двигателей из РФ для американской космической индустрии. Вот ведь «деградация» какая, сплошные санкции с изоляцией.

Программа Нанна-Лугара исчерпала собственный функционал еще 6-8 лет назад. Утилизация вооружений в рамках СНВ-1 и СНВ-2 завершена. Россия обладает всеми возможностями для безопасной разработки, хранения и применения всех компонентов ядерного цикла, военных и мирных. Политическими, техническими, финансовыми, организационными – любыми. Назрела необходимость возвращения к суверенному управлению атомной отраслью российской экономики. Как для нужд РВСН, так и для потребностей «Росатома».

Естественно, это не устраивает власти США. Трудно отказаться от покровительственного контроля над поверженным противником с помощью печатного станка. Особенно когда выясняется, что слухи о собственном триумфе оказались сильно преувеличены. Когда откровенный и официальный шпионаж все труднее маскировать заботой о стратегическом партнере и планетарной безопасности.

Аргументация американских сторонников продления программы N&L своеобразна. Их беспокоит возможность похищения российских ядерных материалов потенциальными террористами. Вроде 23 года занимались антидиверсионными мерами, откуда угрозы-то? Они переживают о снижении уровня безопасности в хранилищах ядерных материалов (приемлемый уровень безопасности обеспечен на всех украинских АЭС, при всех очевидных проблемах страны с прямым американским управлением). Они сомневаются в своевременном обслуживании радиационных детекторов в российских портах и аэропортах. Они волнуются о возникновении «черного рынка оружейного урана» ввиду обнищания работников стратегических предприятий. Которые будут таскать ядреные боеголовки через проходную и мучительно переводить фразу «Кому плутоний оптом недорого?» на арабский язык.

Примечательно высказывание одного из крупнейших мировых специалистов в области ядерной безопасности З. Хекера. Много лет руководившего Лос-Аламосской национальной лабораторией, свыше 40 раз посетившего нашу страну в рамках реализации программы Нанна-Лугара:

«После окончания холодной войны в России было много сделано по совершенствованию систем ядерной безопасности, но эта работа бесконечна, ей постоянно требуется внимание,… следует сотрудничать с другими государствами и корпоративными партнерами, нельзя изолировать свою страну, свой ядерный комплекс от остального мира»

Власти США сами стремятся возобновить холодную войну, прилагают масштабные усилия для политической изоляции России. О чем открыто говорит лично президент Б. Обама, уже порвавший российскую экономику на лоскуты внутри собственного Твиттера. Но изоляция должна быть избирательной и управляемой из Белого Дома. Здесь и здесь накладывается вето и табу, а вот тут допускается наш надзор за вашим стратегическим потенциалом. Кстати, не хотите ли им пожертвовать ради мира во всем мире? Примерно как в Югославии, Ираке, Афганистане, Сирии, на Украине. Безъядерные державы в тисках американского внимания стабильно процветают, разве не так?

В декабре прошлого года по итогам московских переговоров программа Нанна-Лугара была официально завершена. Она действительно помогла повысить физическую безопасность российских ядерных объектов. Улучшила их технологическую оснащенность. Перевела опасность военных мегатонн в яркость энергичных мегаватт. С ощутимой выгодой для самих США, разумеется. Но в последние годы направленность сотрудничества РФ и США в ядерной сфере имела явный крен в сторону кадрового фактора. Давайте повышать квалификацию обслуживающего персонала, проводить для него семинары в лос-анджелесах, окучивать на семинарах, обучать в йельских университетах. Логика влияния понятна.

И дело не в санкциях. Все санкции преходящи, даже многолетние. Дело в желании контролировать ядерный потенциал России с помощью лучших детекторов планеты – с помощью подготовленных людей. Подготовка бывает не только технической, но и агентурной. Самый совершенный периметр безопасности управляется человеком. За раскуроченные подлодки и стратегические бомбардировщики пенять некому, сами согласились. За взаимную выгоду переформатирования боеголовок в тепло и свет благодарность должна быть аналогичной. За финансирование обучения, технологий и периметров – наше искреннее спасибо. И столь же искреннее напоминание о Системе Периметр во избежание скоропалительных решений на фундаменте американской исключительности.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

Leave a Comment