Происшествия

«Из УФСИН на Битиева дышат ядом»

«Искусственные» нарушения режима могут привести осужденного чеченца в минусинскую тюрьму, имеющую дурную славу среди мусульман. Причиной тому — страх администрации исправительного учреждения перед исламом.

Мнимый нарушитель

В редакцию КАВПОЛИТа обратилсь Малика Битиева — мать Зелимхана Битиева, отбывающего наказание в ЕПКТ ИК-6 города Спасск–Дальний Приморского края. Она считает, что ее сына притесняют из-за его вероубеждения, навешивая на него невероятное количество нарушений режима, чтобы отправить в ставшую с недавних пор пристанищем для опальных мусульман минусинскую тюрьму.

36-летний Битиев, уроженец Калмыкии, был осужден Верховным судом Чеченской Республики в 2006 году по ст.208 ч.2 за участие в незаконном вооруженном формировании.

Ранее КАВПОЛИТ публиковал жалобу на незаконные действия сотрудников колонии, составленную адвокатом осужденного чеченца — Мурадом Алиевым.

Правда, там говорилось о нарушениях в другой приморской зоне, где сидел Битиев, — ФКУ ИК-27. По всей видимости, администрация преследовала цель привести осужденных к рабскому повиновению. И среди прочих мер пыталась заставить их отказаться от соблюдения религиозных обрядов.

По словам матери Битиева, несмотря на старания адвоката, а также обращения родственников с письмами к председателю Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Михаилу Федотову, уполномоченному по правам человека РФ Владимиру Лукину, уполномоченному по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиеву, в Общественную палату при президенте РФ — администрация ИК-27 продолжила создавать искусственные нарушения.

При повторном обращении родственников в Генпрокуратуру и ФСИН руководство колонии не придумало ничего лучше, чем 11 марта 2014 года экстренно отправить Зелимхана Битиева отбывать наказание в более строгие условия содержания в другой приморской колонии, в едином помещении камерного типа (ЕПКТ) — сроком на один год.

«После этого лишь я получила ответ, что проведена проверка, и сотрудники колонии сообщают, что у Битиева З.Ш. аж 62 нарушения! Между тем в письме я указывала, что эти нарушения мнимые и создаются искусственно, так как Зелимхана притесняют из-за его вероисповедания и национальной принадлежности. Но на это никто внимания не обратил», – рассказывает Малика Битиева.

«Свое государство»

По ее сведениям, сын неоднократно подвергался притеснениям со стороны сотрудников ИК-27, ему регулярно приписывали нарушения и отправляли в штрафной изолятор (ШИЗО).

«Я получала возможность свидания с моим сыном всего дважды. Все время он говорил, что к нему цепляются именно из-за того, что он мусульманин и чеченец, – отмечает Битиева. – В ИК-6 поначалу было все спокойно, но 24 января 2015 года моего сына вызвал к себе сотрудник ИК-6. Он сказал, что из УФСИН на Зелимхана «дышат ядом» и составили документы на ШИЗО.

Кроме того, намекнул, что его могут отправить до конца срока отбывать наказание в тюрьму города Минусинска Красноярского края, куда ранее отправили другого уроженца Чеченской Республики Гадаева.

Мой сын возразил, что у него нет нарушений и спросил, на каких основаниях составлены документы на него. На что сотрудник ответил, что «по законам России Приморский край не живет», у них «свое государство» и дал понять, что они могут творить произвол и делать то, что захотят, так как законы РФ для них ничего не значат».

Как сообщила Битиева, в декабре 2014 года ее сын сломал руку, но ему не оказывали помощь в течение пяти дней. Сотрудники это объяснили тем, что не было машины, чтобы отвезти травмированного в больницу. Гипс наложили только на шестой день после перелома. Из-за чего Зелимхан временно потерял трудоспособность и получил сильный отек кисти руки.

Заключенный был застрахован, и после случившегося ему полагалась выплата страхового случая. Он обратился за документами и необходимыми справками к сотрудникам ИК-6, чтобы передать их в страховую организацию.

Однако те отказались выдать документы и стали угрожать, что закроют его в изолятор или увезут в тюрьму до конца срока. А потом вообще сообщили, что от УФСИН пришло распоряжение посадить его в изолятор и что в ближайшее время они это сделают.

Мать заключенного уверена, что ее сына третируют по религиозным и этническим мотивам.

«Я — пенсионерка, болею сахарным диабетом. Из-за произвола сотрудников ИК я сильно переживаю, и это существенно ухудшает мое здоровье. Я надеялась, что весной мне дадут свидание с сыном, но сотрудники ИК снова препятствуют этому и пытаются еще больше ухудшить условия отбывания наказания Зелимхана.

Сколько может продолжаться произвол этих оборотней в погонах? Почему они не руководствуются законами Российской Федерации, разве эти законы не одинаковы для всех граждан РФ?

Считаю, что они снова притесняют моего сына на почве национальности и вероисповедания, потому что других причин для этого нет. Мой сын ведет себя порядочно, соблюдает установленный в ИК-6 режим, за все время пребывания в ЕПКТ у него не было ни одного нарушения, тем не менее сотрудники снова угрожают и чинят произвол», – сетует Малика Битиева.

Смена режима

Адвокат Мурад Алиев, защищавший в свое время интересы Битиева разделяет мнение его матери и полагает, что давление на мусульман в зонах происходит из-за страха работников ФСИН перед исламом, перед тем, что заключенные активно интересуются этой религией.

«Страх перед активностью мусульман в исправительных учреждениях — повсеместный. У меня сразу несколько клиентов жалуются на такого же рода прессинг», – отмечает адвокат.

По его словам, действия сотрудников ФСИН везде разворачиваются по похожему сценарию: наращивается масса «нарушений», о которых порой сам заключенный ни сном, ни духом не ведает. Да и значительная их часть совсем не может считаться серьезными. К примеру, «не поздоровался», «не застегнута пуговица» и т.п.

А поскольку большинство заключенных фактически лишены права на защиту, эти нарушения затем ложатся в основу нового дела об изменении режима содержания. По решению суда без вины виноватого зэка отправляют в «крытую зону» — колонию тюремного режима.

Для дважды опальных мусульман «популярным» местом сбора стала тюрьма в Минусинске.

«Трудно сказать, от кого исходит «инициатива» упекать туда всех более-менее активных мусульман, уже отбывающих наказание, — в соответствии с ч.5 ст.78 УИК РФ, изменение вида исправительного учреждения может осуществляться судом.

Распространенность этой практики настораживает. Во многом такое происходит из-за того, что правозащитникам и представителям общественности затруднен доступ к контролю над системой наказаний. Правомерность дел по дисциплинарным взысканиям заключенных внутри зоны практически никто не проверяет», — резюмирует Мурад Алиев.

Рустам Джалилов

Источник: kavpolit.com

Leave a Comment