Происшествия

Падаем и тонем

В уходящем 2014 году Россия покинула место мирового лидера по авиакатастрофам, в Москве произошла беспрецедентная по количеству жертв авария в метрополитене, «долгоиграющей» проблемой стали последствия паводка в Южной Сибири.

В 2011-2013 годах Россия занимала черную «пальму первенства» в мире по количеству погибших в авиакатастрофах. В 2014 году — «пронесло». Наибольшее количество жертв – 15 погибших – было при падении вертолета Ми-8 в Мурманской области в ночь на 1 июня. Среди погибших были высокопоставленные чиновники областного правительства.

Три члена экипажа российского Ми-8, зафрахтованного ООН, погибли 26 августа в Южном Судане в результате обстрела с земли. 10 октября пропал и не был найден Ми-8, вылетевший из Тоджинского района Тувы в Кызыл. На его борту находились 12 человек. Еще один Ми-8 рухнул на землю 7 декабря в Ненецком автономном округе. Там погибли два человека, еще пятеро получили травмы.

Международный резонанс получил инцидент в ночь на 21 октября в аэропорту «Внуково». Самолет Dassault Falcon 50EX столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной. Среди погибших были два пилота, бортпроводник и управляющий нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери – все граждане Франции. По версии следствия, виновником происшествия был водитель снегоуборщика. Гендиректор аэропорта подал в отставку.

Несколько  авиакатастроф произошло в военной авиации. 15 апреля погиб пилот при падении учебно-тренировочного Як-130 в Астраханской области. 27 июля под Астраханью погиб летчик МиГ-29. 5 декабря скончался пилот упавшего в Московской области МиГ-29КУБ. В других случаях были пострадавшие, но обошлось без жертв.

Более смертоносными, по сравнению с авиацией, оказались железные дороги. Только за 10 месяцев свыше 1,5 тыс. человек получили смертельные травмы на железнодорожных магистралях. Среди них – 132 ребенка, сообщил руководитель департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля компании РЖД Дмитрий Раенок.

Самой крупной железнодорожной катастрофой, в которой погибли пассажиры поезда, стало крушение на перегоне Бекасово-1 – Нара в Московско-Смоленском регионе Московской железной дороги 20 мая. Сход вагонов грузового поезда привел к столкновению с пассажирским поездом Москва – Кишинев. Погибли шесть человек, пострадали более 50-ти.

Причиной схода поезда было нарушение технологического процесса производства путевых работ. Следствие пришло к выводу о виновности работников РЖД. «Сложившаяся система поощрений и наказаний ремонтных бригад напрямую зависит от того, останавливается на время ремонта движение поездов или нет. При этом остановка движения или  снижение установленной скорости влечет за собой снижение премиальных выплат. И у следствия есть все основания полагать: именно по этой причине, когда проводился внеплановый ремонт на перегоне станций Бекасово-1 – Нара 20 мая, участники движения не были о нем уведомлены и движение не останавливалось», – заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

Всего за год на железных дорогах России произошло несколько десятков случаев схода вагонов с рельсов. Резонанс получил случай 5 февраля на 980-м км Горьковской железной дороги вблизи станции Поздино. Сошли с рельсов 32 вагона с газовым конденсатом, произошел разлив конденсата, 12 вагонов загорелись. Из ближайших жилых домов и хлебозавода было эвакуировано свыше 400 человек.

Были жертвы и среди железнодорожников. Так, когда 3 ноября сошел с рельсов пассажирский поезд Холмск – Чехов на Сахалине из-за размыва полотна, погиб помощник машиниста, еще 13 человек пострадали.

Комментируя корреспонденту «Росбалта» происходящее на железных дорогах страны, председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов разъяснил, что причинами аварий становятся либо неисправная техника, либо человеческий фактор. Ком проблем начал разрастаться как результат акционирования железных дорог, когда транспорт стал работать ради получения прибыли, заметил профсоюзный лидер.

«Эти аварии связаны с техникой и отсутствием должного контроля и обслуживания подвижного состава. Это вполне закономерно в период, когда в компании происходит оптимизация производственного процесса и изыскиваются различные способы экономии – как на фонде оплаты труда, так и на вложениях в ремонт, покупку, приобретение запасных частей. К сожалению, это сейчас сплошь и рядом – как отсутствие необходимого количества подвижного состава, ремонтников для обслуживания, так и нехватка нормальных запчастей», – рассказал лидер профсоюза. По мнению Евгения Куликова, аварийность будет возрастать, если будут реализовываться объявленные планы по сокращению персонала, декларируемые с целью повышения производительности труда.

Крупнейшая техногенная авария за все время существования Московского метрополитена произошла 15 июля на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Погибли 24 человека, пострадали 217. Большее количество погибших в московском метро было только во время террористического акта в феврале 2004 года. По основной версии следствия, причиной аварии стала неисправность стрелочного механизма.

Стабильно тревожной остается обстановка и на автомобильных дорогах страны. Согласно информации ГИБДД, за 11 месяцев на дорогах погибли 24,4 тыс. человек, пострадали – 228,8 тысяч. В сравнении с прошлым годом количество погибших уменьшилось всего на полпроцента, раненых – на 3,2%.

Взрывы, обрушения, задымления происходили на кузбасских шахтах: «Красногорской», имени Дзержинского, «Распадская-Коксовая». Были раненые и погибшие. Происходили и более мелкие инциденты, вроде нарушения электроснабжения или остановки вентилятора проветривания, обошедшиеся без пострадавших.

Самым масштабным стихийным бедствием года оказалось наводнение, охватившее Республику Алтай, Алтайский край, Хакасию и Туву. С 27 по 31 мая из-за дождей уровни воды в реках превысили критические отметки, что привело к подтоплению населенных пунктов. По разным оценкам, только в Алтайском крае от паводка пострадало от 11 до 18 тыс. домов; вице-губернатор Михаил Щетинин констатировал, что пострадавших в регионе – 40 тыс. человек. В Республике Алтай было затоплено почти 9 тыс. домовладений, где проживают более 29 тыс. людей. Погибли десять человек.

Такого сильного паводка старожилы не припоминают уже многие десятилетия. Среди населения распространились слухи, что причина наводнения могла быть рукотворной. Общественный деятель из Республики Алтай Сергей Решетнев отметил, что в верхнем течении реки Майма и притоках расположены озера, искусственные пруды, земляные дамбы, принадлежащие местным бизнесменам и чиновникам. Разведение дорогих пород рыб в этих водоемах стало популярным видом бизнеса. Самым известным таким объектом является база отдыха «Алтай Resort» в Урлу-Аспаке, которую прозвали «дачей Грефа». Согласно распространившейся версии, воду из прудов должны были спустить раньше, однако не делали этого из-за нереста форели. В итоге, заявляли местные жители, воду спустили уже во время паводка, 29 мая. «Дамбы прорвало, либо был искусственный сброс, что и вызвало столь быстрый, но и достаточно кратковременный – в несколько часов, подъем воды. Известно, по словам нескольких очевидцев, что привлекались силы для спасения форели в этих водоемах», – поделился местный общественник Сергей Решетнев.

В ходе ликвидации последствий стихии многие жители Алтая жаловались, что чиновники устроили «показуху» с выдачей компенсаций. 132 жителя Бийска уже в декабре написали открытое письмо президенту и премьер-министру России, депутатам Госдумы, губернатору Алтайского края, региональным депутатам. Чиновники заявляли пострадавшим, что их дома «не были узаконены», не имели всех необходимых бумаг.

«Я сорок лет живу в доме своих родителей, у меня есть регистрация, техпаспорт, домовая книга. Но мне утверждают, что я не имею прав ни на денежную компенсацию на ремонт, ни на жилищный сертификат. У меня в доме потолок обвалился, полы вывернуло, сарайчик унесло. Но сертификаты и деньги получили те люди, к которым вода пришла и ушла, а их дома еще лет сто простоять смогут», – рассказала местная жительница Ольга Гущина.

В целом, год в стране прошел, как и всегда – в наступившем режиме либо в ожидании ЧС. Спокойных лет в России не бывает. 

 

Дмитрий Ремизов

Источник: rosbalt.ru

Leave a Comment