Происшествия

Полет на вертолете как русская рулетка: уроки алтайской трагедии

Все-таки удивительно, как некоторых людей ничто ничему не учит. Вот ситуация: очередная авиакатастрофа — на Алтае на озере Телецкое Росавиация, Ространснадзор, региональные власти, частные авиакомпании, местное население и, конечно, спасатели МЧС ищут останки пассажиров и поднимают со дна обломки вертолета Robinson R-66, пропавшего вечером 12 февраля. Уголовное дело возбуждено по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

Хотя слово «неосторожность» в данном случае неуместно, но так сформулирована статья закона. Куда правильнее было бы написать: «за высокомерное презрение Закона, общечеловеческих норм и правил», а далее по тексту — «повлекшее смерть и т.д.».

Смерть людей — это, безусловно, всегда трагедия. Но в данном случае к искренним словам соболезнования примешивается еще и гнев: ну почему чиновники, пусть даже бывшие, и их приближенные настолько уверены в своей исключительности, что считают: законы писаны не для них? Почему, когда мчатся по городским улицам на крутых иномарках со скоростью самолета, считают, что смерть в автокатастрофе — это лишь удел плебса? Почему, залезая в вертолет, чтобы отправиться на запретную охоту, не боятся нарушить все мыслимые и немыслимые авиационные правила? Ведь эти правила существуют для того, чтобы уберечь в том числе и их собственные, особо ценные жизни.

Именно это в очередной раз подтвердила трагедия на Алтае. Напомню, на борту вертолета Robinson R-66, пропавшего вечером 12 февраля, было пять человек? B среди них бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных.

Фамилия этого человека уже всплывала в связи с аналогичной катастрофой. Более того, статус «бывшего» он получил именно после того, как в январе 2009-го на Алтае разбился вертолет Ми-171, пассажиры которого занимались незаконной охотой на краснокнижных архаров. Тогда в авиакатастрофе погибли семь человек, в том числе полпред Президента России в Госдуме Александр Косопкин. Четверо, включая Банных, выжили.

После крушения Интернет был полон снимками туш убитых архаров среди обломков вертолета. Экологи требовали привлечь выживших к ответственности по статье 258 УК РФ («Незаконная охота»), но уголовное дело так и не возбудили.

Банных был даже объявлен в розыск, так как следователи не могли его найти. Потом он объявился, провел пресс-конференцию, рассказав, что был на лечении в Таиланде. Уверял якобы, что не знал, что охота была незаконной, а обвинения в свой адрес рассматривает как давление на себя и свой бизнес. И вообще: все это «политическое шоу». Правда, кому оно выгодно, объяснить так и не смог. 

Короче, отбился. От уголовной ответственности ушел. Но от судьбы, видимо, не уйдешь. Особенно если настойчиво презираешь Закон. А то, что к новой катастрофе привело именно такое презрение, «МК» рассказал источник в надзорных органах, близкий к следствию. По его словам, уже ясно, что «здесь было нарушение на нарушении». Вот что он рассказал:

— Этот вертолет Robinson был производства 2013 года. С действующими документами по летной годности — здесь претензий никаких. Однако есть три позиции — они сейчас проверяются и уточняются, — которые привели к катастрофе. Во-первых, вертолет взлетал с площадки заповедника. По общепринятой практике воздушное пространство над заповедниками либо ограничено, либо полностью закрыто для полетов. По предварительной информации, в данном случае летать там было запрещено. Во-вторых, летели они без уведомления соответствующих воздушных служб. То есть об этом полете никто не знал. Если бы егерь не увидел — а он заметил, что вертолет взлетел и через несколько минут упал над акваторией озера, — то, я вас уверяю, мы бы долго еще не знали, где вертолет и его пассажиры. Ведь для чего делается уведомление? Оно дает возможность поисково-спасательным службам, если вдруг экипаж не выходит на связь в установленное время, знать, во сколько вылетало это воздушное судно, по какому маршруту летело и где должно приземлиться. Тогда хотя бы известен район возможного поиска. Здесь же ничего этого не было — уведомления не было, просто захотели, сели в вертолет и без всякого уведомления полетели. И третий момент: полет выполнялся в темное время суток, а в это время полеты ни этому пилоту, ни данному конкретному вертолету выполнять было нельзя.

…Конечно, тела погибших найдут — поисками ведь занято пол-области. Конечно, их похоронят с почестями. И конечно, в траурных речах никто не станет вспоминать о том, что привело к этой катастрофе.

Источник: mk.ru

Leave a Comment