Здоровье

Главный нарколог Евгений Брюн назвал алкоголизм психическим заболеванием

На эти и другие вопросы в преддверии Нового года читателям «МК» отвечает главный психиатр-нарколог Минздрава России, директор Московского НПЦ наркологии, д.м.н., профессор Евгений БРЮН.

«Отравиться можно даже качественным алкоголем: все дело в дозе»

— Евгений Алексеевич, главный праздник в году, наверное, доставляет наркологам немало хлопот. Можно ли отравиться качественным спиртным?

— Конечно можно, если в организме человека не хватит ферментов для переработки излишков выпитого алкоголя. Все люди разные: один может позволить себе и пол-литра крепкого спиртного — и ничего. А другому, чтобы отравиться, достаточно и половины этого объема: есть люди со сниженной ферментативной системой. В первую очередь это говорит о том, что у разных людей скорость протекания биохимических процессов в организме разная. И алкоголь усваивается, расщепляется и выводится из организма неодинаково. У одного, особенно часто выпивающего, переносимость алкогольного отравления выше, чем, например, у начинающего выпивать. Но и для постоянно пьющего, а особенно для алкоголика, излишняя доза представляет опасность. У таких людей ломается механизм ферментативной защиты, и излишняя доза может стать смертельной в жизни.

— Каковы симптомы отравления алкоголем, на что обратить внимание? И как помочь человеку в этом случае? Надо ли вызывать врача и куда обращаться?

— Главные признаки сильного отравления — рвота, потеря сознания, кома, когда человек ни на что не реагирует. В таких случаях врача надо вызывать немедленно, потому что сильно перебравший может умереть. Это должны сделать окружающие — сам отравившийся алкоголем себе уже не поможет. Сегодня такую помощь оказывают в токсикологических отделениях крупных многопрофильных больниц и в наркологических клиниках: там капельно либо через катетер введут лекарства, используют другие способы лечения и очищения организма от ядов. При необходимости больного переведут на искусственное дыхание. Главное — не запоздать с такой помощью.

— Вы сами однажды сказали, что в новогоднюю ночь у вас всегда аншлаг. Какова ситуация сегодня?

— Если говорить о Москве, то в последние годы в три раза стали меньше пить и только за последние два года на 30% сократилось число отравлений алкоголем. Естественно, и к нам с таким диагнозом в последние годы стали поступать реже. Объяснение простое: в столице появилось немало мест, куда можно пойти, где развлечься, не прибегая к алкоголю. Многие из молодых ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом.

— Цифры страдающих алкоголизмом в России, конечно, условные: точного учета таких больных никто не ведет…

— Цифры, конечно, условные. Они применимы лишь для больших городов. В малых городах, до 30 тысяч населения, и в деревнях такого учета вообще не ведется.

— Но как отличить пьяницу от человека, просто систематически выпивающего, чтобы «снять усталость после работы», «успокоиться после стресса», «отметить удачу» и др.? Как понять, привычка это или уже болезнь?

— Самое главное отличие при алкоголизме — патологическое влечение к спиртному, именно это и превращает привычку к выпивке в болезнь. Сперва человеку просто нравится по случаю пропустить рюмку-другую. Затем перед выпивкой он предвкушает радость расслабления, хорошего настроения, эйфорию. Вот так постепенно влечение к спиртному переходит в привычку, у человека появляется не только психологическая, но и физическая потребность выпивать. И алкоголя, чтобы ее удовлетворить, требуется все больше. Со временем потребность превращается в зависимость, когда без алкоголя человеку обойтись бывает трудно и даже невозможно.

— А синдром похмелья — это и есть та самая зависимость? Но после длительного вечернего застолья многие «поправляют здоровье» именно стопкой водки.

— Абстинентный синдром (на языке врачей — синдром отмены) присущ только больным алкоголизмом. После принятой накануне ударной дозы спиртного у человека, естественно, происходит отравление организма. И утром он чувствует себя отвратительно, потому и старается как можно быстрее поправить свое здоровье очередной дозой. Если он делает это систематически, значит, проблема уже есть. Ведь человек, не злоупотребляющий спиртным, если перебрал накануне, наутро испытывает к спиртному отвращение из-за интоксикации организма. Алкоголик же, напротив, испытывая ту же интоксикацию, вопреки здравому смыслу стремится как можно быстрее опохмелиться. В этом разница.

К тому же при приеме небольшого объема алкоголя самочувствие действительно улучшается. Но ненадолго. И пить в этом состоянии ни в коем случае нельзя, так как в организме еще сохраняются остатки интоксикации, и будет еще хуже. Крепко пьющий малой дозой спиртного не ограничится. Такой человек будет пить и дальше, причем не контролируя себя, вплоть до потери памяти в буквальном смысле слова. Характерные признаки абстинентного синдрома — чувство недомогания, сердцебиение, потливость, дрожание рук или общее подергивание тела. Очень часто — повышенное кровяное давление. Иногда тошнота или рвота, причем именно в состоянии воздержания. В более далеко зашедших случаях — тревожный сон с кошмарными сновидениями.

«Самый опасный яд — продукты распада спиртного»

— Евгений Алексеевич, по статистике, мужчин, скатывающихся в алкоголизм, и сегодня намного больше, чем женщин. Но женщины сейчас и в этом берут реванш. Виноваты сами представители слабого пола или «вмешивается» их физиология?

— Да, мужчин, зависимых от спиртного, в России больше. Так было и 20–30 лет назад. Правда, в последние годы доля зависимых от алкоголя женщин стала расти. Причем в алкогольные сети чаще попадают молодые особы. Их еще не сформировавшийся организм попадает в химическую зависимость быстрее, отсюда и более быстрое развитие симптомов болезни, и более тяжелые последствия. Чем раньше девушка начинает пить алкоголь, тем быстрее попадает в алкогольную ловушку.

— Известно, что постоянно пьющие в результате деградируют. Но иногда настолько, что видно невооруженным глазом: у них тупеют лица, становится отрешенным взгляд, примитивной речь… Внешне алкоголики становятся похожими друг на друга, как близкие родственники, причем одного возраста. Может, эти люди генетически предрасположены к алкоголизму?

— Генетика тут ни при чем. Каких-то типов личности, фатально обреченных стать алкоголиками, нет. Могут влиять некоторые черты характера, которые занимают в личности ведущее положение. Например, отсутствие или слабость самоконтроля. В психиатрии есть такое понятие: неустойчивый, податливый характер: люди сильнее других подвержены влиянию окружающих, чаще меняют свое мнение. Они быстрее других признают свои ошибки, но так же быстро могут опять «ошибаться». По мнению наркологов, именно такие люди больше других склонны к неконтролируемому потреблению алкоголя.

А в том, что злоупотребляющие спиртным становятся похожими друг на друга, виновата алкогольная интоксикация. У постоянно пьющих развивается алкогольный полиневрит: отечность и атрофия мышц лица. Появляется характерная синюшность лица. В результате индивидуальные черты сглаживаются, неопределенным становится и возраст.

— Считается, что алкоголик еще и психически больной человек. Так ли это?

— Конечно. Алкоголизм — это хроническое психическое заболевание. У человека в результате длительного неконтролируемого пьянства развивается не только патологическое влечение к спиртному, болезненная от него зависимость, но и рискованное поведение. Он все время ищет приключений на свою голову. И находит! Свои поступки он контролировать может лишь до тех пор, пока не достигает состояния алкогольного психоза, — тоже, кстати, весьма закономерное следствие развития болезни.

Объективно. Продукты распада алкоголя — самый главный и опасный яд. Он считается нервным ядом, способным изменить биохимию мозга у человека, привести к ряду изменений в головном мозге. Главные из них — слабоумие и припадки.

Мало кто из обывателей знает, что в нашем организме наряду с ферментами, которые способствуют расщеплению выпиваемого спиртного, есть и небольшое количество своего алкоголя. Если образуется его избыток, он накапливается в крови, мозговой ткани, в спинномозговой жидкости и начинает воздействовать на центральную нервную систему. Регулярное злоупотребление спиртным приводит к дефициту в организме некоторых органических соединений, в частности, гормона адреналина. Как следствие такого дефицита — подавленное настроение, снижение работоспособности. Прием очередной порции алкоголя сперва стимулирует синтез организмом этих веществ. Человек чувствует себя бодрым и работоспособным. Но это — иллюзия. Спустя небольшое время в организме вновь образуется дефицит этих веществ, падает уровень адреналина. Круг замыкается. Для повышения уровня адреналина требуются все большие дозы допинга. Этот биохимический механизм и приводит человека к запоям.

По мнению специалистов, весь путь от заболевания алкоголизмом до конца (до смерти) в среднем составляет всего лет двадцать. Болезнь проходит несколько стадий. На первой, начальной, неконтролируемое влечение к алкоголю вроде бы уже есть, но устойчивый синдром похмелья еще не развился. Трудно решить: алкоголик перед тобой или просто человек пьющий. Да такие люди и к врачам не обращаются, поэтому алкоголики первой стадии на учете практически не стоят.

А вот у больных второй стадии похмельный синдром уже очевиден, со всеми присущими этому типу физическими и неврологическими нарушениями. Только одни пьют с перерывами, другие каждый день.

При третьей стадии заболевания человеку уже трудно устоять перед соблазном напиться, появляются психозы, явные признаки деградации личности. Причем пьют такие граждане уже немного: больших доз алкоголя они уже не переносят. Но и от малых доз похмелье у них крайне тяжелое. Возраст таких больных под 50 или чуть за 50. Увы, при наличии физических осложнений они умирают быстро. Поэтому и на учете больных с третьей стадией алкоголизма гораздо меньше.

«Будем пить как французы и немцы»

— Понятно, что на разные народы алкоголь действует по-разному. Скажите, Евгений Алексеевич, что в этом плане характерно для русских?

— У русских устойчивость к алкоголю такая же, как и у других европейских народов. И те, кто говорит о «традиционном русском пьянстве», мягко говоря, ошибаются, А попросту — врут. Вплоть до ХХ века Россия была страной крестьянской, а крестьяне пили спиртное только по случаю больших праздников, свадеб, окончания уборочной страды.

Справка «МК»

Среднедушевое потребление алкоголя в России (с учетом стариков и младенцев) сегодня составляет, в пересчете на чистый спирт, 12,8 литра в год (шесть лет назад приходилось 18 литров!). Так что прогресс налицо. В этом плане мы сравнялись с французами и немцами. Российские мужчины, как и их соплеменники за рубежом, пьют больше женщин. Но современные россиянки сегодня, как и во всем, в выпивке тоже берут реванш: если еще 20–30 лет назад на 7 пьющих мужчин приходилась одна пьющая женщина (соотношение было 7:1), то сегодня уже на четырех пьющих мужчин приходится одна женщина (соотношение 4:1).

Для сравнения, в Финляндии и Швеции среднедушевое потребление алкоголя (с учетом стариков и младенцев) сегодня составляет, в пересчете на чистый спирт, чуть больше 6 литров в год. По заключению экспертов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), уже при достижении потребления 8 литров в год наступает необратимое изменение генофонда нации. Согласно исследованиям, не менее трети детей, рожденных женщинами-алкоголичками, страдают различными формами врожденной умственной отсталости.

— Какая грустная статистика. Излечимо ли заболевание под названием «хронический алкоголизм»?

— Это все равно что спросить: излечима ли гипертония, диабет и другие хронические болезни. Конечно нет. С этим заболеванием человеку придется жить всю жизнь. Но жить! Только при этом не пить алкоголь. Вернуться к доболезненному контролируемому потреблению спиртного не получится. Но сохранить свой ум, себя как личность, такой человек может. Наркологическая служба в нашей стране работает, и возможности для лечения у наших граждан есть, по крайней мере в областных центрах и крупных городах. Сегодня так и поступают решившие отказаться от спиртного. Многие объединяются в своеобразные «кружки по интересам», анонимных трезвенников, помогая друг другу словом и делом.

— И сколько лет добавят себе те, кто встанет на трезвый «путь исправления»?

— Минимум 10, а то и 15 лет.

— Нужен ли в нашем государстве закон по борьбе с алкоголизмом наподобие закона по борьбе с курением?

— Возможно, и нужен. Но в России уже принята антиалкогольная концепция (до 2020 года). Надо ее только выполнять.

Пользуясь случаем, всех сотрудников и читателей «МК» я поздравляю с Новым годом! Давайте получать удовольствие не химическим путем!

Источник: mk.ru

Leave a Comment