Здоровье

Уязвимые группы. Шаги навстречу

По словам Министра здравоохранения Вероники Скворцовой, Роспотребнадзору, Минздраву, ФСКН совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти необходимо разработать меры государственной поддержки НКО, общественных и волонтерских организаций, реализующих профилактические, реабилитационные и социальные программы для лиц из труднодоступных социальных групп, включая выделение целевых субсидий из федерального бюджета.

Как пример работы с группами риска по ВИЧ-инфекции можно рассмотреть деятельность НКО, входящих в Консорциум социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих в области профилактики социально значимых заболеваний в Татарстане. Здесь работает уникальная в масштабах России система помощи наркопотребителям и их семьям, которая направлена на снижение спроса на наркотики и профилактику социально-опасных заболеваний.

Как рассказывает председатель Консорциума Лилия Таишева, сегодня НКО стали весьма серьезной отраслью и эффективным инструментом для решения многих государственных проблем. «Это не просто группа добровольцев, готовых «переводить бабушек через дорогу». Это структуры, выполняющие социально значимые задачи. Например, только по Казани наш Консорциум, в который входят шесть НКО, в год охватывает своей помощью более 6 тысяч наркопотребителей и ВИЧ-положительных граждан. Кроме того, мы работаем с 5 тысячами мигрантов и 500 условно осужденных. В общей сложности, в поле нашего зрения ежегодно попадают 11,5 тысяч человек, которые взаимодействуют с нашими организациями. Это те люди, которые почти никогда не обращаются за помощью самостоятельно и недоступны для государственных служб. Это люди с низким потенциалом обращения и с высоким уровнем самостигматизации. Они живут в другом мире — не в социализированном, как мы, а совсем в ином», — говорит Таишева. Сегодня Консорциум работает не только с наркопотребителями, но и с созависимыми, секс-работниками, молодежью.
Справка МК

В Республике Татарстан зарегистрировано 20740 случаев ВИЧ-инфекции. Последние три года в республике сохраняется стабильная эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции. В 2015 году показатель заболеваемости составил 38,4 на 100 тыс. населения, что в 1,7 раза меньше показателя по Российской Федерации (63,6). Наряду с ключевыми, уязвимыми группами ВИЧ-инфекция поражает социально-адаптирован-ные слои населения. Люди в возрасте 30–50 лет остаются наиболее вовлеченным в эпидемический процесс и составляют 68,5% от вновь выявленных ВИЧ-инфицированных.

Работа Консорциума ведется по разным направлениям. Ее можно подразделить на несколько этапов — доврачебную помощь, врачебную и постврачебную. «Для нас, обычных людей, чаще всего здоровье является продуктом обратного спроса. Мы обращаемся к врачу, когда что-то заболело. При этом у людей, с которыми мы работаем, проблемы со здоровьем весьма серьезные. Однако дойти до медицинского учреждения они, в силу образа жизни, не могут», — продолжает Лилия Таишева.

В чем же заключается работа сотрудников Консорциума? Наши аутрич-работники выходят «в поле» — то есть в места, где можно пересечься с уязвимыми группами. Это могут быть притоны, улицы, трассы, квартиры, места работы мигрантов, рынки, стройки — в общем, в зависимости от категории людей. «Мы идем туда, где бывают они. Аутрич устанавливают контакты с мигрантами, наркозависимыми, ВИЧ-положительными — и они им доверяют. Мы работаем уже около 10 лет, информация о нас распространяется по «сарафанному радио», уровень доверия к нашим организациям высокий», — говорит Лилия Таишева.

Главная задача аутрич-работников — не только найти контакт с их подопечными, но и убедить их обратиться за помощью. Например, они рассказывают наркозависимым о том, что те входят в группу риска по заражению ВИЧ-инфекцией, снабжают их необходимой информацией о том, каковы пути передачи инфекции, как свести риски к минимуму. А если появляются какие-то сомнения в здоровье человека, его разными способами мотивируют пойти к врачу.

При этом совершенно необязательно «сдаваться» участковому районному терапевту. В рамках Консорциума работают 6 так называемых низкопороговых центров, где оказывают медицинскую и социальную, а при необходимости и правовую помощь с низким порогом доступа. Иными словами, все, обращающиеся сюда, могут получить социальное сопровождение, проконсультироваться у психолога, врача или сдать необходимые исследования бесплатно, безо всяких документов, медицинской страховки, то есть, полностью анонимно, да еще и в доброжелательной атмосфере, с дотестовым и послетестовым консультированием.

Если в ходе тестирования выявляется ВИЧ-положительный статус человека, безусловно, его берет под свою опеку социальный работник, и его главнейшая задача — сопроводить пациента в СПИД-центр, где он пройдет еще одно исследование и, если статус подтвердится, перейдет под патронаж лечебного учреждения. «Цель ясна — довести таких людей до наблюдения врача, чтобы они начали получать терапию. Или продолжили ее. Ведь бывает, что к нам приходят люди с ВИЧ-инфекцией, выявленной несколько лет назад — просто они не лечились, никуда не обращались», — продолжает Лилия Таишева.

В прошлом году усилиями Консорциума экспресс-тестами и на базе низкопороговых центров было протестировано 7870 человек, из которых выявлено 160 ВИЧ-положительных. «Всех их мы стараемся довести до СПИД-центра, однако охватить 100% пока нереально. И все же большинство начинает получать лечение», — говорят сотрудники Консорциума.

Это только кажется, что цифры небольшие. Ведь если среди общего населения один ВИЧ-положительный тест встречается на 700 человек, то среди уязвимых групп, которых консультирует Консорциум один ВИЧ-положительный результат выходит на 70–80 тестов. А иногда даже из ста проверенных человек трое оказываются инфицированными. Иными словами, статистика выявления ВИЧ-инфекции в этих кругах, как минимум, в 10 раз выше, чем среди рядовых людей. «Поэтому, охватывая эти группы, НКО делают огромную работу. Ведь кто их еще протестирует, если они ни к кому не обращаются? Кто будет мотивировать их начать и, самое главное, не прерывать начатое лечение? Для этого, кстати, совместно и на базе СПИД-центра НКО Консорциума организовали «Школы пациентов», которые помогают формировать приверженность к лечению. Государство может обеспечить всех таблетками, но вопрос в том, чтобы они не оказались в мусорном ведре. Научить людей правильно лечиться — задача «Школ пациентов», в которых мы работаем совместно с врачами. Наши равные консультанты, у которых нередко ВИЧ-положительный статус, рассказывают таким же, как и они, почему так важно вести здоровый образ жизни и принимать лекарства», — говорит Лилия Таишева.

Ну, а на «послелечебном» этапе сотрудники НКО оказывают таким людям помощь в процессе интеграции в социум, реализуются программы реабилитации и социализации, содействия в трудоустройстве.

Результаты говорят сами за себя. За последние 3 года порядка 1800 человек прошли через «Школы пациентов», способствующих формированию приверженности. Благодаря четко отлаженной системе совместной работы СПИД-центра и НКО с 2010 года в республике в 5 раз снизилось количество прекращений приема терапии. Важным итогом деятельности Консорциума СО НКО является то, что 12% клиентов программ получили услуги в медико-социальных учреждениях по направлениям Консорциума, а порядка 6–8% от постоянных клиентов прошли программу реабилитации или имеют ремиссию.

Этот пример показывает, какое важное значение приобретают организации, которые ранее в нашей стране не привлекались так активно. В рамках Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции, разработанной Минздравом, уже продумываются механизмы для привечения социально ориентированных НКО к реализации межведомственных профилактических программ. «Мы передаем субсидии регионам на профилактическую деятельность, на профилактику ВИЧ. Общий объем субсидий составляет порядка 300 млн рублей. Мы настаиваем на том, чтобы к реализации профилактических программ в регионах в обязательном порядке привлекали НКО», — говорит директор департамента общестевнного здоровья и коммункаций Минздрав Россиии Олег Салагай.

Источник: mk.ru

Leave a Comment