Экономика

Даниил Богатырёв: безрадостные перспективы Украины

На Украине ещё не прошла эйфория по поводу падения курса рубля, имевшего место на прошлой неделе. Казалось бы: российская валюта уже отыграла утраченные позиции, а в Киеве всё никак не уймутся злорадные комментаторы. Местные «эксперты» договорились до того, что прочат России скорый распад на множество государств, а уж предсказания о неминуемом дефолте, ожидающем РФ можно услышать в каждом часовом выпуске новостей (иногда и по нескольку раз).

Между тем, пока украинские пропагандисты заняты сочинением новых русофобских пасквилей, в их стране происходит ровно то же самое, что они предсказывают северному соседу. Распад Украины давно стал реальностью и успел даже оформиться институционально. Что же касается дефолта, перспектива его наступления с каждым днём становится всё более вероятной.

19 декабря международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Украины до показателя «ССС-». Таким образом, страна оказалась на предпоследнем месте в мире по этому критерию. Комментируя свою оценку, специалисты влиятельного рейтингового агентства отметили, что существует значительная вероятность возникновения дефолта на Украине в 2015-м году.

О его причинах и возможных сроках мы уже писали. Напомним: золотовалютные резервы Украины на начало декабря составляли около 10 млрд. долларов. При этом, стране необходимо до весны оплатить около 3 млрд. долларов, согласно условиям трёхсторонней (Украина, Россия, ЕС) сделки, за поставки газа. Общая сумма сделки составляла 6 млрд. Около 3-х Украина уже оплатила.

Данные средства страна, по договорённости с МВФ, выплачивает из золотовалютных резервов. Но это далеко не единственное, что их истощает.

В среднем, за осень и начало зимы, золотовалютные резервы Украины ежемесячно сокращались на 1,5 — 2 млрд. долларов. Деньги шли на тщетные усилия по поддержанию стремительно снижающегося курса гривны, а также на оплату внешних долгов.

Учитывая эти факторы и, описанные нами выше, необходимые затраты по газовой сделке, золотовалютные резервы Украины рискуют испариться аккурат к марту — апрелю. Таким образом, дефолт может настигнуть страну уже весной.

Тем не менее, украинское правительство остаётся далёким от реальной оценки экономической ситуации. В предложенный премьер-министром Арсением Яценюком проект бюджета страны на 2015-й год заложен курс доллара в 17 гривен.

И это в то время, как ведущие финансовые аналитики, даже без учёта возможности дефолта, предрекают Украине падение национальной валюты до 25, а то и 30 гривен за доллар.

Но падение курса государственной денежной единицы — не единственное, с чем придётся столкнуться Украине в 2015-м году.

По оценкам всё того же Standard & Poor’s, в наступающем году стране придётся изыскать 11 млрд. долларов для оплаты по внешним займам (в том числе и в пользу МВФ). Это обстоятельство ещё больше усиливает вероятность дефолта.

Сами представители Международного валютного фонда прекрасно осознают этот риск, чреватый отказом Украины от выплат по выделенным финансовым учреждением кредитам. В начале декабря представители фонда пришли к выводу, что в ближайшие недели Украине требуется 15 млрд. долларов только для того, чтобы избежать дефолта в течении следующих нескольких месяцев.

При этом сам МВФ не готов предоставить Киеву данные средства. Очередная миссия организации покинула Украину в середине декабря, так и не достигнув договорённостей о выделении третьего транша по согласованному ранее кредиту.

Напомним, ещё весной Украина договорилась с Фондом о предоставлении ей кредита, объёмом в 17 миллиардов долларов, выделение которого предполагалось растянуть на два года. Средства МВФ должны были поступать одинаковыми траншами через одинаковые промежутки времени. Но уже за текущий год Киев получил значительно меньше финансовой помощи (всего два транша, один из которых был урезан, вместо четырёх), чем предполагали договорённости.

В декабре миссия МВФ изучала в Киеве возможность выделения очередного транша по этому кредиту, но уехала ни с чем, пообещав вернуться в январе.

Исходя из всей этой истории, становится вполне очевидным, что дела в экономике Украины идут значительно хуже, чем предполагали на Западе (и в частности — в МВФ) в начале года. Теперь представители фонда больше обеспокоены возвратом уже выделенных Киеву средств в назначенные сроки, чем предоставлением новых траншей, уходящих в бездонную дыру украинской экономики. Вот и призывает фонд других кредиторов спешно изыскать 15 миллиардов для Украины, ведь в случае дефолта, по старым долгам она платить не будет.

Но кредиторы не спешат вкладываться в столь рискованное и, почти без сомнения, проигрышное дело. Так, во время своего недавнего визита в Польшу, президент Украины Пётр Порошенко получил вполне однозначный ответ, относительно кредитования страны Евросоюзом. Европа не намерена выделять Украине, какие — либо средства до того, как она проведёт целый ряд реформ в экономической сфере.

Фактически, на сегодняшний день, это означает, что ЕС отказался финансировать Украину. Реформы в стране идут непрерывно, вот уже лет 20, и пока это не дало решительно никакого результата.

Правительство Яценюка сейчас всеми силами пытается сократить бюджетные расходы и увеличить поборы с населения. Но это похоже, скорее, на отчаянную попытку максимально отсрочить свой неминуемый крах, чем на планомерное реформирование тех, или иных отраслей народного хозяйства. Тем более сомнительной становится такая политика в виду напряжённой социальной обстановки в стране, имеющей шансы вылиться в стихийные бунты, или попытку нового переворота (если эти бунты кто-то возглавит).

Правда, стоит отметить, что правительство Яценюка мало чего теряет, проводя столь рискованную социальную политику, направленную на экономию средств. В случае дефолта, стихийные бунты, или государственный переворот, просто неизбежны, так что, выбор здесь невелик.

Единственной статьёй расходов, на которой Украина не намерена экономить в 2015-м году, является оборонный бюджет. Согласно замыслам нового секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова, на эти цели в грядущем году планируется выделить 5% от ВВП.

Довольно любопытным представляется тот факт, что большая часть этих средств будет направлена на нужды Министерства внутренних дел, а не армии. И это несмотря на то, что основную нагрузку по ведению боевых действий на Донбассе несут именно армейские части, а не подразделения МВД.

Такое распределение финансов может свидетельствовать о подготовке действующей власти к отражению внутренних угроз её существованию. Как мы уже говорили, такие угрозы станут особенно актуальными в случае дефолта.

Итак, рассмотрев ряд фактов, мы установили, что при условии сохранения нынешних тенденций в экономике Украины, дефолт там практически неизбежен уже весной.

Теперь стоит поразмыслить над его возможными последствиями. Они, в свою очередь, обещают быть не только экономическими.

Как мы упоминали выше, главным последствием дефолта на Украине может стать ещё большая дестабилизация социальной обстановки. Вероятнее всего, она выльется в стихийные бунты граждан, недовольных ухудшением своего, и без того скудного, финансового положения.

В нынешних украинских реалиях, подобные социальные бунты, почти гарантировано будут использованы противниками действующего руководства с целью захвата власти. И речь идёт отнюдь не о пресловутых «скрытых сепаратистах и пособниках Кремля», день и ночь «разоблачаемых» украинскими пропагандистами.

Уже давно ни для кого не являются секретом конфликты интересов внутри нынешней украинской верхушки. Один из них, а именно — противостояние по линии «Порошенко — Яценюк», можно сразу отложить в сторону, так как в случае дефолта и восстаний они оба будут безоговорочно признаны виновниками «торжества».

А вот другая линия противостояния, отражающая столкновения интересов двух наиболее влиятельных олигархов на просторах Украины, почти стопроцентно даст о себе знать в случае дефолта. Речь идёт о конфликте Порошенко и Коломойского. Как мы знаем, последний, будучи губернатором Днепропетровской области и распространивший свою власть на соседние регионы, обладает достаточными ресурсами (в том числе и военными) для того, чтобы в кризисной ситуации попытаться перебрать на себя управление государством.

Такой вариант отнюдь не выглядит фантастическим, ввиду недавних беспорядков в Виннице (вотчине Порошенко), организованных не без участия Коломойского. Этот инцидент подтверждает, что влияние днепропетровского олигарха гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Он уже сегодня способен устроить беспорядки в базовом регионе своего основного конкурента, следовательно, скорее всего, не побрезгует и возможностью его свержения, в случае неблагоприятного развития экономической ситуации на Украине.

Но каковы реальные шансы Коломойского на удержание власти в своих руках, в случае успешного осуществления государственного переворота?

Есть основания предполагать, что они невелики. Причиной тому служит слабая управляемость «добровольческих» батальонов, финансируемых олигархом и готовых стать ударной силой нового мятежа.

Пока эти подразделения не имеют иного источника финансирования, помимо личной казны Коломойского, они могут оставаться ему верны. Но высока вероятность того, что в случае захвата власти, а вместе с ней и денежных ресурсов, эти бойцы забудут о своём прежнем хозяине и станут самоуправствовать в меру своего представления о сущности власти и механизмах её функционирования. При таком развитии событий не исключены и разборки между различными вооружёнными группировками.

Впрочем, это уже слишком далёкая и туманная перспектива.

Главное, что следует из нашего анализа возможных последствий грядущего дефолта на Украине — то, что с его приходом обстановка в этом терпящем крах государстве значительно ухудшится. Но, вместе с тем, такое форсирование событий может привести к ускорению решения украинского вопроса в пользу одного из геополитических игроков (России, или США).

Здесь мы подошли к одному из главных вопросов, связанных с возможностью дефолта на Украине. Состоит он в том, при каких условиях его удастся избежать и кому это может быть выгодно.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы Украину не настиг дефолт, или, по крайней мере, для его отсрочки во времени, стране срочно нужны деньги. Как мы уже упоминали выше, сумму необходимых средств Международный валютный фонд, являющийся, на данный момент, главным кредитором Украины, оценил в 15 млрд. долларов. Такая оценка была озвучена в начале декабря. Причём, в ней подчёркивалось, что деньги нужны срочно и в полном объёме (вся сумма одним траншем).

Сам фонд выделять такие средства на таких условиях не желает. Более того, у него есть сомнения и в целесообразности продолжения перечисления очередных траншей уже согласованного кредита.

Казалось бы, Запад отказался от финансовой поддержки Украины и счёл её бессмысленной. Но тут обнаружился интересный факт.

17 декабря в прессе стали появляться сообщения о том, что Конгресс США заблокировал предоставление Украине 10 миллиардов долларов макрофинансовой помощи.

Это означает, что за короткий срок с момента оглашения Международным валютным фондом суммы, необходимой для предотвращения дефолта на Украине, в Соединённых Штатах подготовили законопроект о предоставлении фонду средств, для их дальнейшей траты на эти цели. То — есть, США намеревались устроить доселе невиданный «аукцион щедрости» и выделить Украине огромные финансовые ресурсы без гарантии их возврата.

Правда, Конгресс заблокировал данный законопроект. Но принципиально это ничего не меняет, ведь к его рассмотрению могут вернуться в любой момент.

Данные события представляются нам свидетельством того, что сейчас американцы стоят перед выбором из двух вариантов дальнейшего развития украинского кризиса.

Оба они разработаны исходя из того, что мишенью действий, проводимых США на Украине, является Россия.

Первый вариант предполагает резкое обострение конфликта на Донбассе, силами украинской стороны (наступление). Для этого Соединённые Штаты законодательно закрепили возможность поставок Украине наступательных вооружений (а по некоторым данным — уже начали их поставлять).

В основе комбинации лежит расчёт на то, что Россия поможет ДНР и ЛНР отразить украинское наступление и двинуться вперёд, перехватив инициативу в свои руки. Так уже было в августе и сейчас наиболее вероятной реакцией российской стороны будут именно такие действия.

Это даст Соединённым Штатам повод для введения новых антироссийских санкций и убеждения Европы в необходимости поддержать их.

Но такой вариант развития событий имеет один побочный эффект. Состоит он в том, что, с высокой долей вероятности, неудачное наступление и развал фронта, могут спровоцировать беспорядки на Украине и падение нынешнего режима. Ему на смену могут прийти силы, с которыми американцам сложнее будет найти общий язык.

Кроме того, падение режима будет означать новый вакуум власти, которым может воспользоваться Россия, значительно расширив территорию контролируемую ДНР и ЛНР.

В случае реализации этого варианта, американцам незачем кредитовать Украину, предотвращая дефолт, ведь ей уготован образ «невинной жертвы», сгинувшей под натиском «империи зла», что и обеспечит европейскую поддержку новым антироссийским санкциям.

Другой сценарий вероятного развития событий исходит из того, что активно деградирующая во всех отношениях, но, всё же, живая и непрерывно источающая потоки русофобии Украина в перспективе окажется для США более полезной в деле борьбы против России, чем сиюминутное введение санкций.

Вот тут то и пригодится законопроект о немедленном и обширном кредитовании «молодой европейской демократии», пока отложенный в долгий ящик.

Если американцы придумают, как можно дальше использовать Украину в деле ослабления России, при этом, не принося её в жертву, они будут всеми силами стараться не допустить дефолта (который по своим последствиям сравним с вероятным неудачным наступлением на Донбассе).

Слабой стороной реализации такого сценария является его предельная дороговизна. Уже сейчас понятно, что если руководство Соединённых Штатов возьмёт курс на спасение Украины от дефолта, дело не ограничится десятью миллиардами.

Денежные вливания должны будут стать регулярными. При этом США придётся самим оплачивать выделенные ими же кредиты.

Ещё один недостаток такой схемы состоит в том, что она, всё равно, не даёт полной застрахованности от социальных потрясений и краха действующего на Украине проамериканского режима. Только, в отличии от других вариантов, здесь вместе с Украиной в небытие могут кануть десятки и сотни миллиардов долларов, выделенных Соединёнными Штатами. Учитывая печально известные в США «реформы Обамы», на финансирование которых у правительства вечно не хватает денег, разбазаривание средств на помощь Украине может всерьёз и надолго подорвать позиции демократической партии во внутриполитической борьбе.

На наш взгляд, пока американское руководство отдаёт предпочтение реализации первого варианта дальнейшего развития украинского кризиса. Причиной тому служит, как нежелание нести серьёзные финансовые издержки, так и необходимость срочного введения новых антироссийских санкций. Последнее связано с тем, что Россия, наконец, нашла управу на падение курса рубля и её национальная валюта сейчас медленно, но уверенно укрепляется, восстанавливая утраченные позиции.

Но и на сценарии с кредитованием Украины пока рано ставить крест. Скорее всего, окончательно США определятся со своей дальнейшей тактикой действий по Украине лишь в конце зимы — начале весны, когда наступит благоприятное время для ведения боевых действий (возможное украинское наступление) и когда страна вплотную подойдёт к вероятному дефолту.

Как мы можем заключить из всего вышесказанного, дефолт на Украине — это не страшилка «кремлёвской пропаганды», а вполне реальная перспектива. Помешать ей не способны никакие действия украинского правительства, будь то урезание социальных выплат, введение новых налогов, или ещё что-то.

Решение данного вопроса находится целиком и полностью вне политического поля самой Украины. Сейчас то, дадут ли её экономике окончательно рухнуть, зависит исключительно от политической воли США и их дальнейших планов, направленных на ослабление России.

Но с высокой долей вероятности можно заявить, что даже если американцы не допустят скорого дефолта на Украине, то, что они ей уготовят, будет не многим лучше.

В любом случае, ждать осталось недолго. Уже через несколько месяцев мы станем свидетелями разворачивания того, или иного сценария.

Пока же, с полной уверенностью можно утверждать о том, что словосочетание «экономика Украины» уже потеряло свой прежний смысл. Теперь она, скорее, напоминает больного, подключённого к аппарату искусственного жизнеобеспечения, чем самодостаточное в экономическом плане государство.

Источник: zavtra.ru

Leave a Comment