Руководители Федеральной таможенной службы считают «Виадук», официально открывшийся в Магарамкентском районе Дагестана, одним из лучших на всей территории России.

Особые надежды — на инфраструктуру

Расположен терминал на федеральной трассе М-29 к северу от села Ново-Усур Магарамкентского района, недалеко от российско-азербайджанской границы. Его ввели в эксплуатацию еще 12 ноября, а торжественное открытие состоялось на днях.

В церемонии приняли участие глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов, заместитель полномочного представителя президента РФ в СКФО генерал-полковник Николай Лисинский, руководитель Северокавказской таможни Агепсим Ашкалов, вице-премьер правительства РД Рамазан Джафаров, а также инициатор реализации и строительства проекта — депутат Госдумы РФ Мамед Абасов.

На проект, реализация которого стартовала в 2011 году, было выделено 230 млн 654 тыс. рублей, а также привлечены кредитные средства Красноярского отделения Сбербанка РФ (100 млн рублей) и красноярской компании «Монолитхолдинг».

Авторы проекта «Виадук» уверены, что он позволит снизить транспортную нагрузку на Дербент и Махачкалу и весомо расширить возможности инфраструктурного и социально-экономического развития Магарамкентского района. Также его задача — повысить эффективность таможенного администрирования, сократить время проведения тамо

По словам представителей Федеральной таможенной службы РФ, первый северокавказский терминал характеризуется удобной логистикой и реальной возможностью для расширения и наращивания пропускной способности.

«Виадук» оборудован стоянкой для большегрузных машин на сотню с лишним мест и способен принимать свыше 300 таких автомобилей в сутки. Для дополнительного комфорта водителей и пассажиров рядом работают столовая, гостиницы, кафе и медицинский пункт. Весь объект в целом занимает 8 га, половина из которых — это сам терминал, а остальная территория отведена под инфраструктуру. На нее возлагаются особые надежды.

С заделом на 15-20 лет

«На территории терминала имеется лаборатория Россельхознадзора, используются современные информационные технологии, что позволит избежать нецелесообразного застоя груза, многочасовых очередей и связанных с этим издержек. Объект построен с заделом на ближайшие 15-20 лет», – расказал корреспонденту КАВПОЛИТа депутат Госдумы Мамед Абасов.

Сейчас, считает он, появление такого объекта актуально как никогда. «В связи с санкциями и ограничением на импорт с Запада отмечается заметное увеличение потоков товаров народного потребления на данном участке границы, в частности, фруктов и овощей с юга – из Азербайджана, Ирана, частично из Турции. Учитывая эти тенденции, уверен, что терминал будет способен принять порядка 5000 машин в месяц», – подчеркнул Абасов.

По его словам, «Виадук» – отличное подспорье на будущее: такого уровня объекты являются флагманами и локомотивами, которые потянут за собой потянут необходимые инвестиции в регион. «Это пример для остальных. Чем больше хороших проектов, тем больше у людей будет внутреннего понимания, что в Республике Дагестан, в частности, в Южном Дагестане, можно и нужно что-то делать», – заявил депутат.

«Косвенные плюсы, конечно, будут»

Создание первого таможенно-логистического терминала на Северном Кавказе позволит создать около сотни рабочих мест, и сумма налоговых поступлений должна составить 20,5 млн рублей в год. Но других прямых выгод, считает руководитель Делового клуба Дагестана Иса Бархаев, появление такого рода центров республике не сулит.

«Согласно Налоговому кодексу РФ, таможенные пошлины идут в федеральный бюджет. На республиканский бюджет появление «Виадука» не повлияет. Косвенные плюсы, конечно, будут, но напрямую на бюджете Дагестана это не отразится», – считает собеседник КАВПОЛИТа.

Сомневается он и в целесообразности открытия «Виадука» именно сейчас — ведь планировался терминал по реалиям двух-трехлетней давности. «В Дагестане есть порты — например, Махачкалинский, имеющий непосредственную связь с несколькими портами в Иране, — которые могли бы туда поставлять свою продукцию. То есть основной специализацией «Виадука» будут скоропортящиеся продукты – овощи, фрукты. Потому что все более-менее тяжелое – цемент, металл, арматура – пойдет через море», – пояснил Бархаев.

Конъюнктура рынка по объективным причинам не благоприятствует увеличению поставок продукции из-за рубежа. Это связано и с сильным колебанием курса, и с ощутимым ростом цен. Даже при поставках продукции из стран, на которые не распространяются российские санкции, торгово-финансовые операции ведутся в американских долларах, подчеркивает наш собеседник.

«Разница в курсах валют сейчас огромная, доллар по отношению к рублю вырос почти вдвое. Это, в свою очередь, сказывается на ввозимой в Россию из-за рубежа продукции. Очевидно, ее объемы будут в разы меньше. Загруженность данного центра находится под вопросом. Изначально планировалось, что терминал будет обслуживать 300 грузовых машин в сутки. Но насколько он сейчас будет востребован и загружен – вопрос открытый», – заключил Иса Бархаев.

«Виадук» против коррупции

Эксперт бизнес-эпицентра «Альтаир» Мурад Керимов оценивает перспективы «Виадука» с большим оптимизмом. По его словам, формирование в Дагестане узлов и логистических центров принесет дополнительные средства в казну республики и создаст новые рабочие места, что, в свою очередь, должно уменьшить зависимость РД от федерального бюджета, а в перспективе может даже превратить республику в регион-донор.

По мнению эксперта, выгодное географическое положение Дагестана позволяет эффективно реализовывать важные инфраструктурные проекты в республике. «Товарные потоки, в особенности продукция сельского хозяйства, проходящие через новый таможенный терминал, будут возрастать, что должно положительно сказаться на экономическом климате в регионе», – отметил Керимов.

Он считает, что увеличение пропускной способности терминала минимизирует возможность появления коррупционной составляющей. Последнее, кстати, очень важно. Ведь сейчас из-за минимума условий, ужасного обслуживания и тотальной коррупции граница с Азербайджаном считается в России одной из худших в плане благоустроенности и пропускного режима. Остается лишь надеяться, что строительство таможенно-логистических комплексов и развитие сопутствующей инфраструктуры в ближайшем будущем изменит имидж границы к лучшему.

Гусен Шахпазов

Источник: kavpolit.com

Leave a Reply

Top Яндекс.Метрика