Владимир Толоконников «с самой большой любовью» — розами.
Режиссер Владимир Бортко: «Он сыграл главную роль в моем главном фильме — «Собачье сердце». Стал там, мягко говоря, одним из составных успеха, если не самым главным. Но не в этом дело. Он был добрым, душевным и умным человеком. Это самое важное. Жалею, что редко встречались. Глубоко скорблю».
Композитор Владимир Дашкевич: «Это один из самых талантливых актеров, с которым мне приходилось работать. В «Собачьем сердце», которое благодаря Володе входит в сотню великих фильмов ХХ века, он сыграл настолько великолепно, что ничем не уступил Евстигнееву. Удивительно, насколько облик навечно закрепленного за ним Шарикова совершенно не соответствовал его внутреннему миру. В жизни он был очень интеллигентным, мягким и не агрессивным. Поразительно, как ему удалось сыграть изувера с такой истовостью… Одна его фраза — «душили, душили, душили» — запала навсегда в умы зрителей.
Он рассказывал, что часто ездил поступать в столичные вузы, куда его так и не приняли. Разглядели талант только в Ярославском театральном училище, которое он окончил. Еще Володя любил говорить о розах. Каждый день ими занимался в Алма-Ате, где жил и работал в Театре Лермонтова (ГАРТД. — «МК»). Сам высаживал, удобрял, поливал. Розы — его самая большая любовь».
Актер Александр Ревва: «После съемок в фильме «Бабушка легкого поведения», где мы были постоянно вместе, Толоконников стал для меня как отец. Он потрясающе добрый и внимательный.
Артист с большой буквы. Мощный, харизматичный, обаятельный. Работать с ним было одно удовольствие. Мне очень грустно».
Кадр из фильма «Собачье сердце».
Кинорежиссер Николай Досталь: «Горе от такого неожиданного ухода. Недавно мы с ним смотрели сцены из будущего фильма, в котором у него была главная роль. И до этого работали в трех картинах, в частности в «Облаке-рай». Мне было с ним легко. Толоконников — четкий, податливый к замечаниям, дисциплинированный. Талантливый актер, но и человек прекрасный. С чувством такта, тонкий, корректный, хотя и играл неинтеллигентные роли. Говорят: незаменимых людей нет. Есть! Толоконников! Вряд ли в ближайшее время такой появится».
Актриса ГАРТДа Ольга Ландина: «Владимир Алексеевич любил похулиганить, позаигрывать с девчонками, в шутку, конечно. Ужасно неравнодушный и готовый броситься на помощь. Молодых всегда поддерживал, подсказывал ошибки, а за удачи искренне хвалил».
Коллектив ГАРТДа: «Последние месяцы Владимир Алексеевич тяжело болел, но видеоролики, которые выкладывали в Сеть его сыновья, Иннокентий и Родион, внушали веру в то, что выкарабкается, выскочит из очередной хвори. Увы… Толоконникова часто называли брендом нашего театра. Отчасти это так — роль Шарикова в фильме Бортко обессмертила артиста, правда, сам артист не очень любил, когда его ассоциировали с отрицательным, хотя и безумно обаятельным персонажем.
В нашем театре Толоконников сыграл такое количество разноплановых ролей, что трудно подсчитать. Ему были чужды пафос, чванство, самоуспокоенность… Владимир Алексеевич был очень азартным человеком — с легкостью дал согласие участвовать во флешмобе в Алмаатинском аэропорту, выйдя к авиапассажирам в костюме Городничего из спектакля «Ревизор». Хотя теоретически мог отказаться, сославшись на занятость.
При оглушительной популярности и всенародной любви звездная болезнь миновала Владимира Алексеевича, зато его отличала сердечная избыточность. Трудно поверить, что мы, коллеги и товарищи Толоконникова, больше никогда не услышим за кулисами, в гримерках его характерного смеха, шуточек, анекдотов.
Соболезнования родным и близким Владимира Алексеевича, всем почитателям его яркого, самобытного таланта!».
Источник: mk.ru