Одна из самых долгожданных мировых премьер — на сцене Мариинского театра. «Рождественская сказка» — так называется спектакль, музыку и либретто для которого написал прославленный композитор Родин Щедрин. Эта опера для самого автора ценна ещё и тем, что стала последней, которую услышала его легендарная супруга Майя Плисецкая. Мечтали, что покажут её под Новый год. Так и случилось.
Падчерица, зимний лес и непосильное задание – найти живые цветы. Это сейчас из-за аномального потепления подснежники и без всякого волшебства появляются в конце декабря сами. А в сказке, которую все помнят с детства, главной героине могло помочь только чудо. И оно случилось. Кто с детства не помнит историю о 12 месяцах, такую новогоднюю и такую добрую?
«У меня была очень давняя мечта – сделать именно в жанре оперы что-то, как эхо к «Щелкунчику» Чайковского», — рассказывает Родион Щедрин.
Прославленный композитор сам создал музыку и либретто к «Рождественской сказке». Он творил и надеялся, что новая опера полюбится зрителю на многие годы. Что, как и Щелкунчик, она станет музыкальной феерией, огромным сценическим действием, которое затягивает и взрослых и детей.
Четырёхметровые декорации и красочные костюмы – всё это переносит в атмосферу сказки, причем, оперной сказки. У этой постановки настолько богатая партитура, что музыканты оркестра и солисты признаются: Родион Щедрин сделал им настоящий подарок под Новый год.
В какой-то мере автор бросил труппе Мариинского театра творческий вызов: а смогут ли? Ведь это только с виду – сказка. Сказка – ложь, да в ней намек.
«Вокально очень сложное произведение», — признается исполнительница партии Царицы Екатерина Сергеева.
Полгода репетиций, и вот уже мировая премьера. За дирижерским пультом маэстро Валерий Гергиев, который уже охарактеризовал «Рождественскую сказку» как музыкальное пиршество. С Родионом Щедриным его связывает давняя дружба и многие совместные работы. Например, опера «Левша», которая стала первой постановкой на новой сцене Мариинского театра два года назад. Вот и сегодня, перед прессой, они стоят рядом и деликатно дают понять: сил вложено много, автор и исполнитель друг другом довольны.
«Мы этой постановкой говорим о том, что и в начале этого столетия русская опера, русский балет продолжают давать миру сокровища за сокровищами», — отмечает дирижер, художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
Сказочную основу про падчерицу, которой помогли 12 месяцев, дополняют вполне современные нюансы. Например, злая мачеха мечтает о яхте и красивой жизни. А новость о награде за живые цветы – не подснежники, а фиалки в этой интерпретации – разносят по королевству хор и диктор на экране. Но всё равно – это в первую очередь сказка для детей и взрослых.
Эта опера стала последней работой Щедрина, которую еще в рабочем варианте услышала любимая супруга Майя Плисецкая. Ее не стало полгода назад. Но как они вместе и планировали, премьера под Новый год состоялась.
«Я над этим работал последние полтора года и как-то обделил своим вниманием Майю Михайловну. Она очень хотела, чтобы эта постановка состоялась. Но я счастлив сегодня, просто счастлив», — признается Родион Щедрин.
Вместо сотен хвалебных или критических рецензий, можно сказать всего одну фразу: на ближайшие спектакли билетов нет.
Источник: 1tv.ru