Культура

На фестивале в Карловых Варах случилась война в гранатовом саду

Авторы фильма в усечённом составе едва добрались до киносмотра. В Москве бушевала стихия, авиарейсы задерживались, так что Борису Хлебникову и сценаристу Наталье Мещаниновой пришлось два лишних часа провести в аэропорту, а потом еще три в самолете, лишиться актрисы Ирины Горбачевой, которая летела на фестиваль всего на один день, но от бесконечных задержек это потеряло всякий смысл. У Бориса Хлебникова был выбор – он получил еще и приглашение поучаствовать в кинофестивале в швейцарском Локарно, причем, одно исключало другое. И предпочел Карловы Вары, где представлены в основном фильмы из Центральной и Восточной Европы. Промахнулся или нет – покажет время. Но уже первые фестивальные дни свидетельствуют о наиболее сильном за последние годы конкурсе. Примечательно и то, что почти каждый фильм – полная неизвестность. Здесь нет опробированых имен как в Каннах с его иконостасом классиков.    В 2003 году    совместный фильм Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского «Коктебель» уже принимал участие в одной из программ Карловых Вар.

Подобных «Аритмии» картин давно не было в российском кино. Никто и не думал, что фильм появится таким, каким мы его увидели. Занимались телепроектом, и вдруг как у великих писателей, герои зажили самостоятельной жизнью, не спросив разрешения, и получился полноценный полнометражный фильм. Врача скорой помощи сыграл Александр Яценко. С ним Хлебников работает постоянно. Правда, в этот раз он искал более молодого актера, но в итоге вернулся к 40-летнему Яценко, соответственно изменив и возраст героя. Но все равно его Олег ведет себя как мальчишка, принимает решения, за которые потом приходиться отвечать. У него что-то все время не складывается в семье, хотя жену он любит. Повседневная жизнь и занимает Хлебникова и Мещанинову, проделавших колоссальную работу по изучению профессиональной среды. Они взяли десятки интервью у врачей, изучили записи их вечеринок – и все ради правды жизни.

Открыла фестиваль дебютная конкурсная картина «Мужчины не плачут», сделанная объединенными усилиями бывших югославских республик – Сербии, Боснии, Хорватии. Она о ветеранах балканской войны 1990-х, которых спустя 20 лет собрали в отеле в горах, чтобы провести эксперимент – заставили их симулировать прежние переживания на сеансе у психотерапевта. Снимались здесь не только профессиональные актеры теперь уже из разных балканских стран, но реальные ветераны войны. От страшного прошлого героям не уйти, оно напоминает о себе каждую минуту, проявляется в неадекватных реакциях, которые плохо заканчиваются для окружающих. Одним из ее продюсеров стала Ясмила Жбанич, известная кинематографическому миру по картине «Грбавица», победившей когда-то на Берлинале.

На церемонии открытия вручили три почетных «Хрустальных глобуса» за достижения в мировом кино Уме Турман, актеру Кейси Аффлеку, который после получения «Оскара» за фильм «Манчестер у моря» словно бы обрел новую жизнь, американскому композитору Джеймсу Ньютону Ховарду, написавшему музыку к 132 фильмам, таким как «Красотка», «Кинг Конг», «Адвокат дьявола». На фестивале показывают перед каждым сеансом 2-минутные черно-белые ироничные фильмы с участием обладателей «Хрустального глобуса». Милош Форман в одном из них использует статуэтку для того, чтобы раздробить таблетки. Церемонию открытия посвятили популярному у зрителей жанру «хоррор» и сделали это эффектно. На сцену буквально вывались в прозрачных лентах-камерах полуобнаженные женщины, начавшие на наших глазах истекать «кровью».

Во втором конкурсе «На восток от Запада» участвует еще одна российская картина «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» дебютанта Александра Ханта. Ее показ еще впереди. В этом же конкурсе участвует великолепная азербайджанская картина «Гранатовый сад» режиссера Ильгара Наджафа — уроженца СССР. Его семья жила в Армении, а после этнического конфликта в 1986 году вынуждена была оттуда уехать. Ильгару тогда было 13 лет. Герой его фильма работает, как и многие азербайджанские мужчины, в Москве. После 12-летнего отсутствия он приезжает в родной дом, где живет его старый отец, жена и маленький сын. Сказочной красоты земля с гранатовым садом, где уже поспели плоды, а счастья нет. Ребенок отца не помнит, но постепенно произойдет сближение, станут налаживаться отношения с женой. И вот на этом пике главный герой уедет, никому не сказав, в свою новую московскую жизнь, где у него подрастает дочка. Это трагедия многих семей, отцы которых отправились на заработки в Россию. У мальчика проблема со зрением. Он не отличает красный цвет от черного, и финале мы увидим гранатовое дерево его глазами – с испепеленными плодами. «Гранатовый сад» — свидетельство возрождения «Азербайджанфильма», много лет не знавшего нормального ритма.

Грузинская картина «Деде», показанная в той же восточно-европейской программе, снята еще одной уроженкой СССР — Мириам Хачерашвили при участии Катара, Ирландии, Нидерландов и Хорватии. События происходят в Сванетии в начале 90-х. И здесь один из героев возвращается из зоны военного конфликта. Молодая девушка Дина по воле родителей должна стать его женой, но она полюбила другого. Нравы в этих краях суровые, традиции незыблемые, и за свое счастье придется слишком дорого заплатить. Мириам рассказала историю своей бабушки. Уже первые фестивальные показы свидетельствуют о том, что темой дня становятся войны 90-х, последствия которых до сих пор дают о себе знать.

Источник: mk.ru

Leave a Comment