Наука и технологии

Мировые военно-воздушные силы не снижают темпов развития

ВВС России занимают второе место в мире по численности парка летательных аппаратов. Такие данные приводит научно-исследовательский центр в области авиации «Флайт глоубал» (Flight Global).

Первую строчку мирового списка Топ-10, по подсчетам «Флайта», занимают ВВС США, летный парк которых насчитывает 13 902 единицы и составляет 27 процентов мирового. Россия располагает 3429 самолетами и вертолетами. Это 7 процентов мировых ВВС. Третье место занимает КНР (2860 единиц, 6%). В первую десятку стран с наиболее крупными военно-воздушными силами также вошли Индия (1905 ед., 4%), Япония (1612 ед., 3%), Республика Корея (1412 ед., 3%), Франция (1264 ед., 2%), Египет (1107 ед., 2%), Турция (1020 ед., 2%), КНДР (940 ед., 2%). ВВС остальных государств суммарно насчитывают 22 234 летательных аппарата (ЛА), на которые приходится 42 процента общемирового парка. В общей сложности в строю насчитывается 51 685 различных ЛА (не считая беспилотников), отмечают эксперты «Флайта».

Чтобы техника не застоялась

После существенного ограничения масштабов боевой деятельности контингентов вооруженных сил США и стран Европы в Ираке и Афганистане некоторые из этих государств сочли, что активность боевой авиации к концу 2014 года будет снижена. Однако недавние события на Ближнем Востоке показали, что завершение борьбы с движением «Талибан» не означает полного прекращения участия США и Европы в событиях в регионе. Новая угроза со стороны «Исламского государства» вынуждает Соединенные Штаты и их союзников продолжать участие в региональных конфликтах. В конце сентября 2014 года Вашингтоном была инициирована кампания по нанесению воздушных ударов по позициям ИГ в Ираке с целью снизить боевой потенциал исламистов и уничтожить руководство. В кампании принимают участие боевые самолеты ВВС Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Франции, Нидерландов, Великобритании. Сообщалось также об ограниченном участии иранских истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом» (Phantom), однако документальных подтверждений этого факта нет.

Воздушная кампания против ИГ позволила Соединенным Штатам впервые применить в боевых условиях в Сирии истребитель пятого поколения F-22 «Рэптор» (Raptor). Австралийские ВВС, ранее не принимавшие активного участия в бомбардировке исламистских террористических группировок, отправили в ОАЭ подразделение истребителей F/A-18F «Супер Хорнет» (Super Hornet) производства «Боинг» (Boeing). Ему оказывают эпизодическую поддержку заправщики A330/KC-30A производства «Эрбас» (Airbus) и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) E-7A «Уэджетэйл» (Wedgetail). Оба этих типа впервые применяются в боевых условиях. Таким образом, Австралия проводит оценку эффективности развертывания своей авиационной техники на значительном удалении от территории страны. Соответствующие возможности, как ожидается, будут усилены двумя – четырьмя тяжелыми военно-транспортными самолетами (ВТС) C-17A (австралийские ВВС уже располагают шестью такими машинами).

Боевые действия против ИГ предоставили Великобритании возможность опробовать в бою новые БЛА MQ-9 «Риппер» (Reaper) производства американской компании «Дженерал атомикс» (General Atomics). Примечательно, что все эти аппараты уже сведены в два строевых подразделения британских ВВС – 13 и 39-ю эскадрильи. Также эта кампания заставила британское военное руководство пересмотреть планы по выводу из состава ВВС истребителей-бомбардировщиков и разведчиков «Торнадо-GR4» (Tornado GR4) производства консорциума «Панавиа» (Panavia).

Израиль: хочется большего

В 2014 году на Ближнем Востоке помимо Ирака и Сирии активизировалась еще одна горячая точка, в частности сектор Газа. Еще летом-осенью прошлого года Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) провела операцию «Протектив эдж» (Protective Edge), в ходе которой ВВС совершили несколько сотен вылетов. В результате последовавших после операции пограничных инцидентов были сбиты два сирийских летательных аппарата: БЛА и фронтовой бомбардировщик Су-24, нарушивший воздушное пространство Израиля.

Вместе с тем высокая стоимость операции «Протектив эдж» привела к дальнейшему сокращению финансирования закупки новой техники для национальных ВВС, а по ряду программ вызвала отрицательную реакцию израильской оппозиции. Попытка увеличить с 19 до 44 единиц число новейших истребителей F-35A провалилась – было одобрено приобретение только 11 машин. Усилия по закупке для ВВС Израиля шести конвертопланов V-22 «Оспри» (Osprey) производства «Белл» (Bell) и «Боинг» также не увенчались успехом.

ВВС РФ – надежность хромает

В Европе продолжает развиваться политический кризис, связанный с украинскими событиями. После боев лета 2014 года применение авиации носит эпизодический характер. Вместе с тем на данный момент ВВС Украины потеряли 178 летательных аппаратов из 400, состоявших на вооружении до начала конфликта. Как отмечают западные эксперты, значительное количество самолетов и вертолетов уничтожено на аэродромах.

ВВС России, напротив, продолжают укреплять боевую мощь. Однако на этом фоне число летных инцидентов существенно увеличилось – только в период с 1 июня по 5 августа произошел целый ряд летных происшествий, в которых потеряно семь ЛА: два МиГ-29, два Ту-95МС, Су-34 и Су-24М, ударный вертолет Ми-28Н. Эти инциденты связаны в первую очередь с техническими проблемами. Аварийность в военной авиации продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем, констатируют в военном ведомстве.

Тем не менее, как сообщили в Минобороны РФ, исправность авиационной техники ВВС России к концу года должна впервые в истории достичь показателя 80 процентов. Ставится также задача увеличить численность новейшей техники, находящейся на вооружении ВВС. По информации заместителя министра обороны Юрия Борисова, в настоящее время уровень современности ЛА составляет 55,6 процента, а к концу года планируется достижение 58 процентов.

Расчистка авиапарка

По сравнению с 2014 годом наблюдается сокращение летного парка на 459 единиц (-0,9%). Одной из главных причин западные эксперты называют украинский кризис. Частично снижение объясняется уточнением данных по состоянию авиационного парка ВВС РФ.

В период второй половины 2014-го – нынешнего первого полугодия продолжилось списание устаревших образцов самолетов. Примечателен пример Франции, которая объявила о выведении истребителей «Мираж-F1» (Mirage F1) производства «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation) из состава национальных ВВС. Как следствие масштабы технического обслуживания этих самолетов были сокращены. В настоящее время 32 боевых и четыре учебно-тренировочных «Миража-F1» состоят на вооружении Габона, Ирана, Ливии и Марокко. Оман в 2014 году вывел из состава национальных ВВС истребители «Ягуар» (Jaguar) производства англо-французской «Сепекат» (Sepecat). Таким образом, единственным в мире эксплуатантом этих самолетов осталась Индия. ВВС Греции вывели из состава штурмовики A-7 «Корсар» (Corsaire) производства «Ваут» (Vought), а ВВС Великобритании – устаревшие заправщики «Тристар» (TriStar) производства «Локхид Мартин» (Lockheed Martin).

В 2015 году компания «Дассо Авиасьон» добилась долгожданных успехов в попытках продвинуть на международный рынок вооружений истребитель «Рафаль» (Rafale). Индия приняла решение о приобретении 36 истребителей, допускается опцион на поставку очередной партии самолетов. По 24 машины также приобрели Катар и Египет, причем последний закупил восемь двухместных «Рафаль-EM» (Rafale EM). «Дассо» надеется продвинуть свои «Рафали» в ОАЭ и Малайзию.

Российские самолеты также пользуются спросом на мировом авиационном рынке. В ближайшей перспективе Египет может закупить истребители МиГ-29, а Китай и Индонезия – Су-35.

Как и раньше, лидирующую строчку списка Топ-10 заняли Соединенные Штаты, которые со значительным отрывом опережают остальные страны. Достаточно серьезных успехов добился Китай, который занял третью позицию рейтинга и постепенно приближается к России. Индия уступает КНР достаточно серьезно, практически на 1000 ЛА. Примечательно, что в Топ-10 ВВС мира вошли Египет (8-я позиция), Турция (9-я) и КНДР (10-я). Из государств Западной Европы в списке оказалась только Франция. В то же время четыре страны из Топ-10 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что может свидетельствовать о возрастании напряженности в нем.

Николай Новичков Дмитрий Федюшко

Источник: vpk-news.ru

Leave a Comment