Российские эксперты похоронили машину Маска: до Марса точно не долетит

Кадр из видео.

Напомним, что автомобиль из личной коллекции Маска, был отправлен в космос в качестве полезной нагрузки на ракете-носителе Falcon Heavy 6 февраля. Странно, что о траектории полета машины не знали сотрудники американского Университета Пердью (штат Индиана). Во вторник на сайте своего учебного заведения они опубликовали заявление о возможном перемешивании земных микроорганизмов с марсианскими в том случае, если спорткар Tesla Roadster Илона Маска, отправленный в космос на новой сверхтяжелой ракете компании SpaceX, упадет на Марс.

«Если на Марсе есть жизнь, то есть риск того, что эта биота перемешается с земной», — написал профессор Джей Мелош. Далее следуют его рассуждения о том, способны ли земные микробы к адаптации, а если способны, то узнаем ли мы тогда какой была до прибытия Теслы родная биосфера Марса? В заявлении также упоминаются правила специального отдела планетарной защиты NASA, согласно которым любые аппараты, отправляющиеся к иным космическим телам, должны быть обязательно простерилизованы во избежании вышеперечисленных последствий. В общем, много слов и предположений…

Между тем известно что, согласно требованиям COSPAR, земные объекты III категории, «отправляющиеся с пролетной траекторией или выходом на орбиту в места, представляющие непосредственный интерес для исследования химической эволюции или происхождения жизни» (а к ним, безусловно, относится Марс) обязаны пройти особую подготовку и стерилизацию.

Ни о чем подобном накануне запуска Falcon Heavy Илон Маск не сообщал, а потому у Роскосмоса возник вполне логичный вопрос по поводу соблюдения правил планетарной защиты. Руководство озадачило этим вопросом космических биологов, а те в свою очередь обратились с запросом к ответственному за биологический контроль в Комитете по космическим исследованиям (СOSPAR) Герхарду Кминеку. Вот что нам рассказала ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Елена ДЕШЕВАЯ, которая лично вела переговоры с Кминеком:

-Существуют строгие правила, которых должны придерживаться все космические агентства, отправляющие аппараты к другим планетам. Сейчас по программе «Экзо Марс» мы готовим к запуску на Красную планету десантный модуль, который должен доставить на поверхность планеты марсоход. Он будет подвергнут нами стерилизации, чтобы избежать занесения на другую планету наших микробов и вирусов. Что касается автомашины Маска, сразу после ее запуска к Марсу (как было заявлено на презентации), мы обратились к Герхарду Кминеку — ответственному за планетарный карантин COSPAR, и он заверил нас, что до Марса и его окрестностей машина Маска точно не долетит никогда, а будет летать некоторое время в окрестностях Земли. В связи с этим требования по программе COSPAR к ней не предъявлялись.

МЕЖДУ ТЕМ

При возвращении аппаратов с дальних космических объектов, на которых может теоретически существовать жизнь, ученые также обязаны соблюдать меры предосторожности, чтобы не допустить заражения Земли инопланетными бактериями. В ИМБП РАН разработана соответствующая специальная программа, которая до мельчайших деталей была отработана при подготовке к запуску аппарата «Фобос-Грунт». В США тоже есть подобная система «Лесной пожар». Она предполагает срочное погружение вернувшегося аппарата в бункер, расположенный глубоко под землей, чтобы в случае обнаружения неизвестных и потенциально опасных микроорганизмов, предотвратить их распространение на нашей планете.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.