Слева направо: Илья Рукавишников, Анна Кикина, Марк Серов, Наталья Лысова, Виктор Феттер, Елена Лучицкая. Фото: facebook.com@Международный проект «Sirius».
Сначала несколько слов о самой программе СИРИУС, рассчитанной на шесть лет.
Первый этап эксперимента, во время которого, по легенде, участники проекта стартуют к Луне, облетят ее и вернутся на Землю, рассчитан на 17 суток. На самом деле все гораздо прозаичней: перед более длительными экспериментами (4 месячным в конце 2018 года, 8 месячным в 2019 году и годовым в 2020–2022 м) необходима техническая отработка всех систем лунного «корабля» — наземного экспериментального комплекса (НЭКа), построенного специально для таких экспериментов в ИМБП на Хорошёвском шоссе.
Справка «МК»: Сириус — двойная звездная система, которая находится в 8,6 светового года от Солнечной системы в созвездии Большого Пса и является самой яркой звездой ночного неба Земли.
В кулуарах Института медико-биологических проблем РАН новую группу СИРИУС 17 сразу назвали «экипажем мечты». Ведь еще никогда за все время проведения подобных экспериментов в ИМБП РАН места в НЭКе не были поровну поделены между мужчинами и женщинами.
Роли распределили следующим образом: командир экипажа — Марк Серов (43 года, заместитель руководителя летно-космического центра РКК «Энергия» по перспективным пилотируемым комплексам), бортинженер №1 — Анна Кикина (33 года, космонавт-испытатель отряда Центра подготовки космонавтов им. Гагарина), бортинженер №2 — Виктор Феттер (33 года, системный инженер, руководитель проекта «Науки о жизни и коммерческие проекты» компании Airbus DS, Германия), врач экипажа — Илья Рукавишников (32 года, научный сотрудник ИМБП РАН, врач авиационной и космической медицины), исследователь №1 — Елена Лучицкая (37 лет, старший научный сотрудник ИМБП РАН), исследователь №2 — Наталья Лысова (27 лет, научный сотрудник лаборатории профилактики гипогравитационных нарушений ИМБП РАН).
По словам психолога программы, заведующего лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Вадима Гущина, с подготовкой экипажа с равным количеством женщин и мужчин российским ученым пришлось столкнуться впервые. «Это будет очень ценный опыт для нас, — сказал «МК» Вадим Игоревич, — потому что до последнего времени в советских и российских космических программах больше одной женщины в экипаже участия не принимали. Мы постарались создать для каждой из наших девушек максимально комфортные условия «на корабле», разрешили взять любимые книги, фильмы, музыку, любые украшения. Единственное ограничение — в средствах личной гигиены. В НЭКе, где мы имитируем космический полет, не должно быть сильно пахнущей парфюмерии и лаков».
Гендерное равенство, как и психологическое взаимодействие представителей разных стран в условиях замкнутого пространства, — это лишь малая часть условий, которые предстоит изучить исследователям. В планах проведение медико-биологических и физиологических экспериментов, отработка технологий работы с оранжереей и тренажерами виртуальной реальности. И еще одна деталь. Как рассказал во время пресс-конференции перед стартом командир экипажа Марк Серов, во время всего «полета», членам его команды запрещено будет заниматься… спортом. Специалисты хотят особо тщательно изучить влияние гиподинамии на общее состояние организма испытателей и сравнить его после с состоянием организма участников других миссий проекта «Сириус».
Впервые в наземном длительном эксперименте с российскими участниками будут работать американские испытатели. Когда готовился эксперимент СИРИУС, в США больше говорили про Марс, а в России — про Луну. Потому и миссию назвали нейтрально — вроде как все отрабатываем полеты в дальний космос, а уж кто куда полетит в реальности — это их дело. Однако в конце сентября в австралийском городе Аделаиде состоялся Международный конгресс астронавтики, на котором глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил о достигнутой с США договоренности по созданию с 2024 года новой космической станции Deep Space Gateway (Шлюз в глубокий космос) на орбите Луны. И вот уже директор ИМБП Олег Орлов сообщает, что в рамках проекта СИРИУС планируется отработать элементы полета на перспективную окололунную станцию DSG.
Как объяснил «МК» представитель программы Human Research Program (Программа исследований человека) NASA Вильям Полоски (William H Paloski), в США нет такой уникальной станции, которая имела бы размеры, сопоставимые с размерами реального космического корабля, и в которой экипажу испытателей можно было бы находится в изоляции больше года. Единственная американская база для проведения подобных экспериментов в Хьюстоне способна принять экипаж на срок не более 60 суток. А нынешний ураган «Харви», который пронесся над Техасом, вообще заставил прервать 45-суточную программу испытателей и покинуть гермообъект раньше срока.
Справка «МК»: НЭК ИМБП РАН — единственный в мире комплекс, повторяющий размером настоящий космический корабль. Ученые могут смоделировать в нем почти все факторы космического полета, кроме невесомости и радиации.
Источник: mk.ru