Общество

О перспективах развития Севастополя

Если рассматривать развитие города исключительно в направлении автономной курортной зоны, то, по ряду объективных причин, можно отметить, что это направление бесперспективно. Даже при создании современной курортной инфраструктуры будет невозможно обеспечить протяжённый удобный подход большого количества отдыхающих к морю из-за специфического рельефа береговой зоны Севастополя. Существующей в городе на данный момент инфраструктуры вполне достаточно, чтобы справляться с сегодняшним наплывом туристов, кроме того, вопрос соотношения «цена-качество» остаётся проблематичным. К примеру, в Турции и Египте люди за те же деньги получают в разы лучший сервис. Про крымский сервис организации сегодня оздоровления и отдыха лучше промолчать…Современные курортные районы (при больших вложениях на создание транспортной и прочей инфраструктуры) можно попытаться сделать в тех районах ЮБК и пляжных песчаных зонах (Учкуевка, Любимовка), где подходы к морю соответствуют востребованным стандартам. Однако, природные зоны на ЮБК не располагают к масштабному строительству, более того, уже сегодня необходимо немедленно провести строгую ревизию выделенных земель в этих природных оазисах, произведённые севастопольской и украинской властью за последние периоды. Примером уничтожения уникальной природы может служить комплекс, построенный на самом берегу местечка Изумруд в бухте Ласпи, который уничтожил береговую линию и ландшафт этой местности. Таких примеров как в регионе Севастополя, так и в других природоохранных зонах Крыма бесконечное множество. Если мы хотим сохранить Крым для потомков, то эти вопросы нужно решать первостепенно.

Если не уничтожать хищнически природу на ЮБК и Севастополя, то по понятным причинам, развитие курортной зоны этих районов не позволит создать большого количества рабочих мест для жителей города. В противном случае украинские «блатные» сменятся российскими, а уничтожение уникального природного ландшафта Крыма будет происходить теми или же ещё более бурными темпами. В России «блатных» значительно больше, исходя из количества населения в стране.

Что касается собственно Севастополя, то для развития туризма в лучшем случае в городе можно воссоздать исторический туризм, используя образ города — участника двух оборон и не более того. То есть возродить некоторый сегмент исторического туризма, который был востребован в СССР, даже в рамках закрытого города. В нынешних условиях «открытых границ» это может привлечь несомненно большее количество посетителей, но не настолько, чтобы наш город ощутил это на своём финансовом положении. Специфический туризм будет создавать определённые рабочие места в летний период, преимущественно в рамках празднования 9 мая и Дня флота, и приносить городу определённый, но ограниченный приток капитала. Это нужно чётко понимать и не строить иллюзий. В целях развития этого вида туризма в городе потребуется пересмотр прежних хаотичных градостроительных концепций, основанных, порой, на местечковых интересах.

В ближайшей перспективе необходимо будет разработать градостроительную концепцию, предусматривающую, в том числе, и снос некоторых уродующих архитектурный облик города объектов (особенно это касается центра и центральной бухты), вне зависимости от собственников и застройщиков этих территорий. Ибо это будет определять исторический вид города на дальнейшую перспективу. Нужно вспомнить градостроительную концепцию времён СССР и привязать её к современной действительности, полностью исключая коррупционную составляющую. С этой целью необходимо проводить публичные общественные слушания по любой застройке в историческом центре и не только. Сами горожане должны решать, можно что-то строить, или нет. В этом случае, при социальной активности севастопольских пенсионеров, можно быть спокойными за состояние облика города.

Если же более детально рассмотреть концепцию «севастопольского туризма», то было бы логично рассматривать её в общей концепции «туристического Крыма». Ранее, для Украины туристический Крым в финансовом отношении практически не существовал как таковой. Регион был дотационным как в плане доходов от этого вида деятельности, так и поставок воды, газа, электроэнергии, продуктов питания и так далее. Санатории, пансионаты и базы отдыха по сути, являлись если не убыточными, то очень малоприбыльными. Рекреационные объекты, перекочевавшие под крылышко местных олигархов или олигархов-политиков, работали исключительно на них. Частный сектор, как механизм выживания основной части населения, также работал исключительно на себя и никак не контролировался властями (это практически невозможно). О каком контроле доходов этого сегмента экономики Крыма и, соответственно, наполняемости бюджета можно говорить, если из 6 миллионов отдыхающих в 2013 году более 4 миллионов выбрали для размещения частный сектор?! А это фактически теневой сегмент экономики полуострова. Подсчитать доходы этого сегмента практически невозможно. Более того в нынешних условиях, когда государство пока неспособно создать альтернативные рабочие места, возможная попытка поставить под контроль этот сегмент частного бизнеса, местным населением будет восприниматься крайне враждебно и не пойдёт на пользу России. Нельзя отбирать у населения по сути единственные источники доходов…

Однако, приближенные расчёты показывают, что деньги в этом сегменте рынка оборачиваются немалые. Средняя стоимость однокомнатного номера на 3-4 человека в «высокий сезон» в частном секторе составляет порядка 50 долларов США в сутки. Для простоты расчёта, будем считать, что из этих четырех миллионов, отдыхающих в частном секторе, все семьи состоят из 4 человек. То есть по совокупности это составит 1 миллион семей, отдающих полуострову 50 миллионов долларов США ежедневно. Если учесть, что каждая семья отдыхала минимум 10 дней, получается сумма не менее 500 миллионов долларов США.

Как правило, сумма остальных затрат отдыхающих примерно равна (не менее) сумме затрат на жилье, т.е. речь идет примерно о сумме более 1 миллиарда американских долларов. И это расчёт только по частному сектору.

По украинским статистическим данным за 2013 год, официально работающие отели Крыма, уплатили в бюджет порядка 50 миллионов долларов США. По расчётам, этим сектором услуг воспользовалась 1/3 от общего числа отдыхающих, а стоимость услуг отелей значительно выше частного сектора, то получается, что если даже принимать к расчёту цены частного сектора, то это добавляет ещё минимум 500 млн. долларов США доходов (на самом деле значительно больше).

По статистике количество отдохнувших россиян составляет 25-30%, украинцев 60-65%, остальные — жители других государств. В этом году контингент украинцев и остальных отдыхающих был практически потерян, люди, конечно, приезжали, но это не более 10-15% от общего количества. На волне стихийной рекламной кампании пытались приехать больше россиян, но ехать поездом через 2 границы не у всех было желание, билетов на самолет хватает не всем. Да и несмотря на заявленные правительством России льготные тарифы, авиакомпании откровенно жульничали. К примеру, основной государственный перевозчик Аэрофлот хоть и показывал на своём сайте низкие тарифы, но при попытке купить билеты через интернет на сайте компании (а именно так сейчас действует основная масса населения при покупке проездного документа) программа указывала, что по низким тарифам билетов нет и «выбрасывала» на заоблачные тарифы. По таким ценам многие отказывались лететь и предпочитали собственный транспорт. В Керчи были огромные очереди на паром. И самое главное – это то, что исчез ценовой гривневый дифферент, когда даже средний россиянин чувствовал себя в Крыму богачом. Цены подросли минимум в полтора – три раза (по разным товарным позициям и услугам рост разнится), пропала халява, а качество сервиса осталось, к сожалению, на том же стабильно низком уровне.

Это, к сожалению, в совокупности может привести к тому, что после нынешнего сезона многие россияне могут изменить свои планы в отношении отдыха в Крыму. В то же время – отдых граждан РФ в Крыму это единственное, что поможет сейчас полуострову выживать при его международной изоляции.

Этот год, по сути, потеряли, но винить особо некого. Все случилось неожиданно, и люди старались хоть что-то сделать. Сделано, в этих условиях, было, конечно, достаточно много, но получилось «как всегда».

Для нормализации ситуации с туризмом и развитием курортного направления необходимо предпринять следующие шаги:

— должна быть определена концепция комплексного развития Крыма и Севастополя, предусматривающая развитие Крыма как туристической «Мекки» (типа Кипра), а Севастополь в этой концепции должен представлять своеобразный сегмент исторического туризма – город русской славы, город славы русского оружия и т.п.;

— крайне нежелательно создание в Крыму игровой зоны, ибо игровая зона не обеспечит необходимой массовости притока туристов для создания как можно большего количества рабочих мест;

— нужно возродить ещё советскую концепцию по Крыму как «всесоюзную здравницу», это обеспечит массовый поток людей со средним достатком даже в межсезонье;

— концептуально Крым – это дайвинг, виндсерфинг, парашютный спорт, конный спорт и туризм, просто туризм, школы альпинизма, спелеология, ралли, яхтенный спорт, велосипедный спорт и т.д., – это просто кладезь для построения здоровой нации.

В Крыму всё для этого существует: уникальная природа, море, горы, чистый воздух, спортивные базы. Поскольку сейчас в России ставится вопрос здоровья нации, то почему бы Крым не сделать центром здоровья? Он всегда был всесоюзной здравницей. Но это должна быть комплексная государственная программа, с налоговыми льготами на первое время организациям, предоставляющим такие услуги. Должна быть налажена транспортная инфраструктура с материковой Россией (запустить аэропорт Бельбек, под Джанкоем был аэродром стратегической авиации, который возможно тоже можно как-то использовать, можно попробовать договориться с Украиной о поездах-экспрессах, следующих без остановок по территории Украине и без пограничного контроля и т.д.). Люди должны беспрепятственно добираться до Крыма и обратно. Можно организовать речные туры в Крым из России, единая глубоководная сеть это позволяет ( Волга, Волго-Донской канал, Дон, Азовское море, Черное море). В пределах этой системы возможно передвижение судов с осадкой 3,5 метра, шириной до 15 метров, длиной до 100 метров, такие суда в России есть.

Должна быть развита инфраструктура и на местах. Фанатиков и специалистов в этом деле много, но нужны государственные вложения. В условиях изоляции внешние инвестиции будут минимальные. Вообще, нужно понимать, что в нынешней ситуации Крым – это такой российский анклав, с одной стороны, по-своему уникальный, окружённый морем природный оазис, но не имеющий возможность использовать это преимущество в инвестиционных целях, ввиду особого международного статуса. Принятый закон о свободной экономической зоне Крыма и Севастополя вряд ли даст тот эффект, которого ждут от него авторы и жители региона. Свободной экономической зоны, хотя я являюсь её давним сторонником, по определению тут быть не может: «Зона — да. Свободная — нет». Крупных российских частных инвестиций тоже ждать не приходится — серьёзно вкладываться в спорную территорию станет только безумец. Поэтому в нынешних условиях развитие возможно исключительно на основе государственных программ.

Надо понимать, что в Крыму не требуется организовывать такое глобальное строительство как, скажем, в Сочи, потребовавшего громадные бюджетные затраты. В Крыму строительство должно быть небольшим и соразмеренным с потребностями, только тогда это начнет приносить прибыль. На данном этапе необходимо обратить внимание на инфраструктурные объекты снабжения: электричество, вода…, но особенно — это система канализации в прибрежных городах и на ЮБК. Без решения проблемы канализации, сбрасывающей в море огромное количество «заразы», особенно в летний период, никакого курорта тут не получится, а все инфекционки региона будут как и в украинский период забиты в летний период до предела (особенно детские). За годы украинизации старая советская система канализации в городах и на ЮБК практически не претерпела изменений и давно исчерпала свой ресурс, в то время как понастроено было огромное количество дополнительных объектов. Это вопрос первостепенной важности. Ну, и дороги. В основном сейчас их состояние таково, что это действительно только направления движения. Кто же будет ехать своим транспортом чтобы развлекаться и отдыхать?

Севастополь, как и говорилось выше, в общей концепции «туристического Крыма» должен занимать особый сегмент исторического туризма, ибо сам город без Крыма, конечно, привлекателен, но только 9 мая и на День ВМФ, когда в городе проходят зрелищные мероприятия. В остальные дни здесь не будет большого количества народа. Просто должен быть лозунг – «приехал в Крым, посети легендарный город». Музеи, Диорама, Панорама, 35-я батарея, Херсонесский заповедник, океанариум и прочее. Возможно, оборудовать какие-то военные комплексы, вроде «Линии Сталина» в Белоруссии, восстановить ряд военных объектов, военные игры. В Севастополе должны всегда проходить какие-то события, которые будут привлекать туристов. Фестивали военных оркестров, военно-спортивные лагеря для детей, оживить работу ДЮМФ (детскую флотилию), школу парусного мастерства и т.д. Тут можно дать разгуляться фантазии, а в такие мероприятия будут вкладывать деньги даже частные инвесторы, ибо здесь будет быстрая прибыль, а временные риски, связанные со статусом территории, будут минимальны.

 

Иван Ермаков

Источник: sevnews.info

Leave a Comment