Общество

Россия на игле

Распространение наркотиков в России пока удалось остановить. Однако наркозависимых в стране около шести процентов населения, а это — прямая угроза национальной безопасности. По данным Наркоконтроля, за 2014 год изъято около 35 тонн наркотических веществ. Хитрее и агрессивнее стали наркодилеры, и для их нейтрализации все чаще приходится применять спецназ.

Основные поставщики

По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), по количеству и объему изъятий в стране доминируют наркотики каннабисной группы (гашиш и марихуана). В ФСКН это объясняют наличием собственной растительной базы для производства наркотиков, географической близостью с государствами-поставщиками наркотиков каннабисной группы.

Наркотики растительного происхождения стоят сравнительно недорого и просты в применении. Но в последнее годы поступает и все больше героина. В частности, за 2014 год силовики изъяли почти 3,5 тонны этого вещества.

По словам главы ФСКН Виктора Иванова, ежегодно по России в связи с наркотиками привлекается к уголовной ответственности 290 тысяч человек. «Причем абсолютное большинство, свыше 200 тысяч, — те, кто потребляют наркотики», — добавил Иванов.

Как объясняет начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ ФСКН Владимир Синельщиков, посевы конопли куда урожайнее природных зарослей. «Особенно остра проблема с посевами на Северном Кавказе, в Краснодарском, Ставропольском, Приморском, Хабаровском краях, Волгоградской, Псковской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской областях», — говорит он.

Кроме того, марихуана и гашиш поставляется из Киргизии и Казахстана. Небольшие партии наркотиков каннабисной группы поступают из Украины и Молдовы.

Гашиш на территорию России обычно проникает через российско-азербайджанскую границу, проходящую по территории Дагестана. Также наркотик везут из иранского города Энзели. Оттуда он попадает на территорию нашей страны через порты Каспийского моря, расположенные в Дагестане и Астраханской области.

Что касается производства опиатов (героин, ацетилированный опий, маковая соломка, метадон), то здесь мировое лидерство сохраняет Афганистан. По информации Виктора Иванова, за три года посевные площади опийного мака там выросли на 50 процентов — до 250 тысяч гектар.

Афганские наркотики попадают в Россию через страны Центрально-Азиатского региона по так называемому «Северному маршруту». Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности, по этому пути транспортируется до 25 процентов всего произведенного в Афганистане героина.

А Балканский маршрут пропускает через себя 80 процентов всех наркотиков, предназначенных для продажи в Европе. Как рассказал «Ленте.ру» Синельщиков, в последние годы растет роль северного ответвления этого маршрута, начинающегося в Иране и идущего в обход Турции через Кавказский регион и акватории Каспийского и Черного морей в Россию, а также через Украину в Западную Европу.

Через порты Санкт-Петербурга и Новороссийска поступает до 80 процентов всей контрабанды кокаина. Наркотик из листьев коки привозят из Латинской Америки, главным образом из Эквадора. Кроме того, действует европейский транзит (Нидерланды, Испания, Латвия, Польша, Эстония, Финляндия). Основными организаторами поставок кокаина выступают граждане Прибалтийских государств, особенно Литвы и Латвии.

Помимо афганского героина серьезную угрозу представляют синтетические психоактивные вещества, поток которых во второй половине 2014 года захлестнул нашу страну. По данным Госнаркоконтроля, в минувшем году было перехвачено около шести тонн синтетики.

В частности, в начале осени в ряде российских регионов произошли массовые отравления веществом MDMB(N)-BZ-F (полное название: «метил-2[1-(4-фторбензил)-1-Н-индазол-3-карбоксамид]-3,3,-диметилбутаноат»). Это 3-диметилбутановая кислота из каннабиоидной синтетической группы JWH.

Сильнее всего пострадали Ханты-Мансийский автономный округ, Чувашия и Башкирия. Там зафиксировано свыше 700 случаев отравления данным веществом. Несколько десятков человек погибли. Позднее глава ФСКН Виктор Иванов заявил, что ситуацию с MDMB удалось взять под контроль и остановить эпидемию, а сам наркотик был срочно включен в список запрещенных веществ.

По словам Синельщикова, из-за распространения синтетических наркотиков и эффективного противодействия трафику афганских опиатов эксперты даже прогнозируют реструктуризацию российского наркорынка. Синтетика может в ближайшем будущем вытеснить наркотики природного происхождения.

Героин в редьке

С распространением наркотиков сотрудники ФСКН борются совместно с Федеральной таможенной службой (ФТС) и Федеральной службой безопасности.

В пресс-службе ФТС «Ленте.ру» сообщили, что к ноябрю 2014 года в России по фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов было возбуждено 305 уголовных дел.

Как рассказал представитель ФТС Сергей Зотов, наркотики перевозятся в багаже или ручной клади, а также внутриполостным способом. Например, в конце декабря 2014 года сотрудники Домодедовской таможни обнаружили в чемодане гражданина России 15,6 килограммов кокаина.

«Глотатели» перевозят до одного килограмма наркотических средств. В конце сентября 2014 года в Домодедово задержали гражданина Колумбии с 1,8 килограмма кокаина в желудке. Если пакет с наркотиком внутри организма вдруг разорвется во время перевозки, курьера ждет мучительная смерть.

Кроме того, наркодилеры в качестве «глотателей» используют крупных собак — догов, лабрадоров, мастиффов и овчарок. По прибытии в пункт назначения, животным вспарывают брюхо и изымают товар.

Есть еще множество экзотических способов контрабанды. Таможенники находили наркотики в многочисленных потайных карманах на одежде, в загипсованных конечностях, моторе автомобиля, тубах для сигар, флаконах из-под шампуня.

Нередко запрещенные вещества прячут в овощах и фруктах. Наркотики находили в грушах с удаленной мякотью. Один курьер из Башкирии спрятал 732 килограмма героина и опия-сырца в капусте, которую перевозил на «КамАЗе». Дело вскрылось, когда грузовик попал в аварию и перевернулся.

Несколько лет назад крупная партия героина из Таджикистана попала в Россию с грузом лука. Наркотик был упакован в капсулы из скотча и сверху заклеен луковой шелухой. Кроме того, оперативники находили героин в гранатах, грецких орехах, кураге, арбузах, дынях и даже в редьке.

Борьба на всех фронтах

В пресс-службе ФТС «Ленте.ру» рассказали, что при задержании наркокурьеры, как правило, ведут себя спокойно и не пытаются оказывать сопротивление оперативникам. Но иногда начинают хамить или угрожать. Зотов привел в пример одного католического священника из Колумбии: у него обнаружили запрещенные вещества, а он всех проклял и пообещал отлучить от церкви.

Однако в ФСКН заявили, что, напротив, наркодилеры в последнее время стали агрессивнее и чаще применяют оружие.

Начальник «Управления специального назначения и охраны» генерал-майор полиции Валерий Билль считает, что возрастающая агрессия преступников связана с ужесточение законодательства и увеличением тюремных сроков за хранение и распространение наркотиков.

Именно поэтому спецназ ФСКН «Гром» участвует практически в каждом мероприятии, проводимом Наркоконтролем.

В частности, в 2014 году в результате масштабной операции бойцы «Грома» обезвредили одну из преступных группировок в Санкт Петербурге и Ленинградской области. Сотрудники подразделения задержали двух активных участников банды, а из незаконного оборота было изъято свыше 140 килограммов гашиша.

При проведении специальных мероприятий в декабре 2014 года в Московской области задержали двух гражданин, подозреваемых в сбыте наркотических веществ, из оборота изъяли около четырех килограммов героина.

«Закон нас не ограничивает. Если противник вооружен, если он преступил закон, то мы имеем право применять физическую силу, а при активном сопротивлении — специальные средства, вплоть до табельного оружия», — подчеркнул Билль.

Спецназ борется с наркотрафиком не только на территории России.

По словам Виктора Иванова, международное сотрудничество продолжается и набирает обороты. «С европейскими коллегами мы регулярно встречаемся, проводим совместные операции. Расширяется сотрудничество со странами Центральной Азии. В частности, в октябре мы провели учения с Пакистаном», — уточнил глава ФСКН.

За последние три года «Гром» совместно со спецназом Киргизии, Таджикистана и Казахстана участвовал в ряде специальных операций по перекрытию международных наркотрафиков. В результате было изъято несколько тонн наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Повышенное внимание ФСКН уделяет Афганистану, где находятся официальные представители ведомства. По словам Валерия Билля, в этой стране российский спецназ совместно с местными силовиками проводит одну-две операции в месяц.

Перспективным направлением считается и Латинская Америка. Российский Наркоконтроль поддерживает тесные отношения с полицией региона, особенно в Колумбии и Никарагуа, где были проведены успешные операции по пресечению поставок крупных партий героина.

Кроме того, ФСКН развивает сотрудничество с Китаем. Во время визита Иванова в КНР представители Наркоконтроля передали китайским коллегам личные данные наркоторговцев, действующих в Поднебесной.

В 2014 году в рамках операции «Восточный экспресс» ФСКН совместно с Министерством общественной безопасности (МОБ) Китая предотвратила поступление в нелегальный оборот 20 миллионов наркодоз общей стоимостью восемь миллиардов рублей. А в настоящий момент ФСКН и МОБ проводят совместную операцию «Троянский конь», направленную на пресечение международной торговли спайсами. Также достигнута договоренность о новых совместных операциях.

Что делать?

Представители ФСКН и негосударственных антинаркотических организаций в один голос заявляют, что одними силовыми методами проблему распространения наркотиков решить невозможно. В первую очередь необходимо ликвидировать спрос на наркотики.

По мнению Виктора Иванова, важную роль в этом должна сыграть полноценная реабилитация наркозависимых и их социализация после лечения. Однако законодательство о реабилитации отсутствует, и программа из государственного бюджета не финансируется.

Лечением и реабилитацией занимаются, в основном, негосударственные реабилитационные центры, руководствуясь собственными нормативами. По информации председателя правления Национального антинаркотического союза (НАС) Никиты Лушникова, в стране несколько тысяч таких организаций, и за ними нет никакого контроля.

«Служба Наркоконтроля пытается все взять в свои руки. Но стандарты лечения есть только от ФСКН, от Минздрава ничего нет. Минздрав лишь сертифицирует такие центры. Общественные организации ждут стандартов лечения и реабилитации наркоманов, разработанных совместно Минздравом и ФСКН», — говорит Лушников.

Несмотря на проблемы, кое-что в этом направлении уже сделано. Так, 18 ноября 2014 года Виктор Иванов и президент Российской академии образования Людмила Вербицкая подписали соглашение о сотрудничестве.

Документ предусматривает формирование в обществе и в первую очередь среди молодежи атмосферы неприятия наркотиков. Предполагается разработать критерии подготовки специалистов в области реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Стороны подчеркнули, что проблемы немедицинского употребления наркотиков требуют комплексного решения на основе тесного взаимодействия правоохранительных структур и научного сообщества.

Наркоманию пора перестать рассматривать как личную проблему отдельных людей или просто как болезнь. По мнению эксперта НАС, помощника Министра здравоохранения Россию, Татьяны Клименко, это общая проблема. «Ведь каждый наркозависимый ежегодно вовлекает в наркопотребление от 10 до 15 человек. Мы все в одной лодке», — подчеркнула Клименко.

Наркомания способствует повышению уровня преступности в обществе. По данным ФСКН, 65 процентов всех преступлений в стране связано с наркотиками. Кроме того, употребление наркотиков напрямую подрывает национальную экономику. По словам Иванова, восемь миллионов наркопотребителей ежедневно тратят на наркотики 4,5 миллиарда рублей, выводя тем самым из ВВП страны до полутора триллионов рублей ежегодно. «А это в полтора раза больше бюджета министерства обороны и в 3,5 раза — бюджета министерства здравоохранения. А реальный ежегодный ущерб экономике страны составляет цифру в три раза большую, то есть, как минимум, четыре триллиона рублей», — уточнил глава Наркоконтроля.

Источник: lenta.ru

Leave a Comment