Политика

Александр Каревин: «столпы» государственности

Чего только не услышишь иногда от украинских руководителей? Вот буквально на днях президент Украины Петр Порошенко, выступая на расширенном заседании Кабинета министров, назвал галичан «основой государственности». Произнес он это в ответ на верноподданнические заверения главы Львовской обладминистрации, что «там, где есть галичане, не будет ни сепаратизма, ни сепаратистов».

Уж не знаю, к чему нужны были подобные излияния «губернатора». Кажется, его в приверженности к тому, что при нынешнем режиме называют «сепаратизмом», никто не подозревает. Оставлю в стороне и вопрос о том, насколько этично объявлять население одного региона основой государственности при наличии в стране множества других регионов? Не потому, что считаю сей вопрос маловажным, а из-за того, что ответ на него очевиден.

Лучше обратим внимание на аспект исторический. Ведь такое предпочтение галичанам оказывается не впервые. В свое время и Виктор Янукович называл их «генофондом нации». Явно благоволили к населению региона Виктор Ющенко, Леонид Кучма, Леонид Кравчук. Да и в определенных кругах украинского общества галичане выдаются чуть ли не за представителей «высшей расы». Они, дескать, и носители украинской культуры, и оберегатели духовности («Львов — духовная столица Украины»). И историю украинскую знают лучше остальных. И язык у них чище. И Родину любят сильнее. И к тому же, как теперь оказалось, основой государственности являются.

А еще у Галиции, мол, славное прошлое. Ведь регион долгое время был в составе высокоразвитого европейского государства (Австро-Венгрии), впитал в себя европейские традиции, приобщился к европейским ценностям, пропитался европейской культурой. Значит, галичан можно признать настоящими европейцами. В отличие от всяких там «русифицированных» харьковчан, одесситов и прочих, не говоря уже о жителях Донбасса.

Вышеприведенное мнение на Украине довольно распространено. Но соответствует ли оно действительности?

Начнем с того, что в Австро-Венгерском государстве Галиция была глухой провинцией, а ее коренные жители (галицкие русины) являлись забитыми и бесправными. К началу ХХ века почти 76% не умели ни читать, ни писать. Для сравнения — у чехов, тоже пребывавших в Австро-Венгрии на положении угнетенных, доля неграмотных составляла всего 4,3%, у словенцев — 23,9%, у поляков — 40,8%. Русинам было хуже всех.

Даже Львов, культурный центр провинции, не мог похвастаться в данном отношении благополучием. «На позор всему свету столица Галиции — это город неграмотных», — сообщал в 1905 году галицкий украиноязычный журнал «Нива». И отмечал, что «неграмотные — это главным образом непостоянное население, в преобладающем большинстве русины, приходящие на службу во Львов».

Это, конечно, не означает, что среди тогдашних галицких русинов не было образованных людей. Были, в том числе выдающиеся ученые, писатели, церковные и общественные деятели. Были и грамотные крестьяне, авторитетные в своих селах. Только вот почти все они являлись русскими, а об украинстве и слышать не желали.

Тогдашняя интеллигенция, а за ней и простой народ считали себя единой нацией с великорусами и белорусами. Свою малую родину — Галицкую Русь — русины именовали «Русью подъяремной», находящейся под ярмом (как-то не впечатляло их пребывание в составе «высокоразвитого европейского государства»). С надеждой взирали они на соседнюю «Русь Державную» — Российскую империю и ожидали, когда «наш русский царь» избавит Галицию от иноземного ига и вернет под свою власть.

Разумеется, Вену такое положение не устраивало. Цесарское правительство опасалось утратить восточную провинцию, а потому стремилось внести в народную среду раскол. Власти старались убедить русинов, что те самостоятельная нация, отличная от «москалей». Расчет делался на морально нечистоплотных и, как правило, интеллектуально убогих субъектов, готовых за денежные подачки и должности отречься хоть от Руси, хоть от родной матери. Из них и формировали первые кадры тех, кого потом назовут «сознательными украинцами».

Поначалу раскольнические потуги правительства не приносили успеха. Что пришлось признать самим же австрийским чиновникам, поставленным присматривать за новосозданным украинским движением. «Украинизм не имеет среди народа опоры, — отмечалось в официальных донесениях еще в 1914 году. — Это исключительно теоретическая конструкция политиков».

Все изменилось в ходе Первой мировой войны. Воспользовавшись военным положением, австро-венгерские власти организовали форменный геноцид галицких русинов. Сотни тысяч людей были физически уничтожены (казнены, замучены в концлагерях, погибли при принудительных депортациях). Так «высокоразвитое европейское государство» расправлялось с собственными гражданами, не желавшими принимать «украинскую национальную идею».

Еще большему количеству русинов пришлось бежать в Россию. Фактически все (за единичными исключениями) лучшие представители духовной и светской интеллигенции, крестьянства, ремесленников, рабочих оказались истреблены или изгнаны из края. Обескровленную и обезглавленную массу поставили под контроль «национально сознательных украинцев».

Но к становлению в Галиции украинской государственности это не привело. Ибо новоявленные «лидеры» галичан не могли быть ее основой. Правда, когда рухнула Австро-Венгрия, они в ноябре 1918 года провозгласили создание ЗУНР — Западноукраинской народной республики. Однако против ЗУНР тут же выступили поляки, которые после недолгой борьбы захватили власть во Львове, а затем и во всей Галиции. И не потому, что были сильнее.

По соседству тогда существовала «Украинская держава» гетмана Скоропадского, а под Киевом стояли отряды сечевых стрельцов, сформированных из галичан. Гетман предложил оперативно переправить их во Львов, где развернулись боевые действия. Но…

Но стрельцы предпочли сговориться с некоторыми киевскими политиками (Симоном Петлюрой, Владимиром Винниченко и др.) и поднять восстание против Скоропадского.

Это был какой-то кровавый театр абсурда. Поляки воевали против украинцев, а украинцы… начали войну против самих себя. В результате сгинули и ЗУНР, и «Украинская держава». Стоит лишь напомнить, что возглавлял в то время сечевых стрельцов не кто иной, как Евген Коновалец, будущий основатель ОУН. Тот еще «государственник».

Между тем «подвиги» галичан на том не закончились. Как известно, пришедший на смену гетману Скоропадскому «главный атаман» Петлюра оказался никудышным политиком и полководцем. Его били и белые, и красные, а осенью 1919 года окончательно разгромил генерал Деникин. Сообразив, что «главному атаману» конец, сечевые стрельцы поторопились предать его и перейти к белогвардейцам.

Справедливости ради стоит заметить, что Петлюра все-таки галичан упредил и предал их раньше, сговорившись с поляками и признав Галицию территорией Польши (видимо, основой государственности тамошних жителей он не считал). А стрельцы Деникину служили недолго. Через три месяца армия генерала потерпела поражение от красных и галичане сочли за благо предать белых, подавшись к большевикам.

Спустя еще три месяца на советскую Россию начала наступление Польша. Поначалу поляки имели успех, а поддержка Антанты, казалось, гарантировала им победу. И сечевые стрельцы изменили уже и красным, найдя себе новых хозяев. Короче говоря, за короткий срок успели предать всех, попав в конечном итоге в услужение к тем, кто на корню уничтожил ростки украинской государственности в Галиции.

Государство же украинское было создано совсем не там и не галичанами. Его создали большевики. Именно образование Украинской ССР (как ни обидно это кому-то сегодня признавать) положило начало украинской государственности. Хотя без выходцев из Галиции тоже не обошлось. Более 50 тысяч их советская власть «импортировала» из Польши для распространения в республике украинского языка.

Кстати, оказался тот язык в его галицком варианте не таким уж чистым. Что составило одну из строжайших тайн украинства. «Вы не можете себе представить, как тут засорен даже живой интеллигентский язык полонизмами, — писал в 1925 году из Львова пребывавший там в эмиграции украинский политический деятель Иван Огиенко украинскому ученому Агатангелу Крымскому. — Но вслух сказать про это тут боятся».

А саму Галицию присоединил к УССР в 1939 году Иосиф Сталин, предварительно освободив ее от польского ига.

И «национально сознательные» галичане не могут простить ему этого до сих пор. Они-то трудились совсем на другой ниве. Прислуживали Адольфу Гитлеру. Во время Второй мировой войны убивали поляков, евреев, «москалей», а больше всего — украинцев. Командующий УПА Роман Шухевич считал возможным уничтожить половину украинской нации. Естественно, во имя построения основ государственности.

Убийства продолжались вплоть до полного разгрома УПА. После чего «национально сознательные» затаились.

Активизировались они в конце 1980-х. И, помимо прочего, устроили в Галиции волну антиправославных погромов с захватами храмов, избиениями верующих, поножовщиной (это к вопросу о галицкой духовности). Что же касается будто бы прекрасного знания галичанами отечественной истории, то на поверку все сие «знание» сводится к зазубриванию небольшого количества пропагандистских мифов, столь же лживых, сколь и примитивных.

Подведем итог: подлости, глупости, убийства, предательства, гонения на церковь, торговля Украиной оптом и в розницу. Ну как не возгордиться такой «государственнической» традицией?

Хотелось бы быть понятым правильно. Не все галичане такие. Есть среди них и другие — честные, работящие, мирные люди. Однако, увы, не они задают ныне тон в регионе. И, по-видимому, не их именует Петр Порошенко «основой государственности». Сие почетное звание, насколько можно судить, зарезервировано за теми, кто не терпит вокруг себя инакомыслящих. Кто готов уничтожать их с оружием в руках (как обозвать уничтожаемых — «сепаратистами», «террористами» или еще как-то, то дело десятое). Уничтожать не только в своем краю, но и заявившись в другой регион (как, например, сейчас в Донбасс), чтобы навязать его жителям собственные взгляды.

Впрочем, так ли не прав Петр Алексеевич? Ведь его режим занимается тем же. Если под государственностью понимать именно нынешнюю власть, то ей перечисленные галицкие традиции вполне подходят. Воплотители этих традиций и в самом деле могут быть опорой такой власти. И развивая мысль президента Украины, следует лишь констатировать: «Какое основание, такая и государственность»

Источник: kv-journal.info

Leave a Comment