Политика

Долгая дорога в Минск Ангелы Меркель

Когда они сядут за стол переговоров, то будут осознавать, что это может быть последним шансом на мирное урегулирование конфликта. Федеральный канцлер Меркель (Angela Merkel), президент России Путин, глава украинского государства Порошенко и президент Франции Олланд (François Hollande): теперь все зависит от них.

«Вновь встал вопрос о войне и мире», — заявил министр иностранных дел ФРГ Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) по завершении Мюнхенской конференции по безопасности. Каждый из тех, кто присутствовал в зале отеля «Баварский двор», чувствовал напряженность: такого не было с 2003 года, когда имело место жесткое противостояние европейцев и американцев по вопросу войны в Ираке.

Авторитет федерального канцлера заметно вырос в последние дни на фоне обострения украинского конфликта. Меркель, которая практически всегда предпочитает расплывчатые фразы и позволяет событиям идти своим чередом, действует целеустремленно и решительно. Европейцы и американцы доверили ей руководящую роль в том, что касается нынешнего кризиса. Таким образом, она взяла на себя огромную ответственность — за политику Берлина и за себя лично. Ни препятствия, создаваемые Кремлем, ни оскорбления со стороны американских сенаторов не смогли заставить ее отказаться от убеждения, что украинский кризис следует решить только политическим путем. Канцлер занимает твердую позицию по поставкам оружия Украине и настойчиво повторяет «нет».

«Военным путем все это не преодолеть», — заметила она, выступая в Мюнхене. — Это горькая правда«. Она неуклонно противилась стремлению американцев повысить «цену», которую Путину приходится платить за продолжающуюся агрессию. Вчера в Белом доме она в очередной раз заявила о своей позиции. Барак Обама (Barack Obama) с ней согласился, но одновременно дал указание своим советникам по вопросам безопасности, «изучить все возможные варианты».

Логика Меркель настолько проста, насколько подкупающа: даже большие поставки оружия не приведут к тому, что украинская армия станет равноценным противником российских вооруженных сил. Напротив, воружения для Украины — это приток еще большего количества оружия на восток Украины, где воюют сепаратисты. Тогда территория боевых действий расширится, начнется эскалация, из которой обеим сторонам придется «выбираться» с большим трудом, рассуждает Меркель.

Вдруг проявилась страстность, которую до сих пор в Ангеле Меркель не замечали. Она рссказывает, что ей было семь лет, когда построили Берлинскую стену, и, к счастью, Запад не попытался препятствовать этому с помощью военной силы. В конце концов, спустя три десятилетия, стена была разрушена, и сегодня политики должны проявить такое же «терпение и выдержку», как тогда, считает канцлер. 

У «ястребов» в Вашингтоне нет такого терпения. Если переговоры в Минске провалятся, заметно усилится давление, оказываемое на Обаму с тем, чтобы он одобрил поставки оружия. И тогда случится беда.

Мы можем только радоваться тому, что федеральный канцлер не позволила сбить себя с толку и настаивает на дипломатическом решении конфликта. Меркель, которая расстроена и разочарована курсом Кремля на агрессию и дестабилизацию, уже давно могла бы перейти на сторону «ястребов». Но она предпринимала новые попытки, постоянно бралась за телефонную трубку, снова и снова поднималась на борт самолета.

На саммите G20 в Брисбене казалось, что силы покинули Меркель. Однако позже она снова отправилась в путь: Киев, Москва, Мюнхен, Вашингтон, Оттава и Минск. Поиск мира — невероятно трудное предприятие. Но тот, кто не хочет, чтобы призыв поставить оружие сменился требованием взяться за оружие, должен быть благодарен федеральному канцлеру за ее упорство.

Как заметил Франк-Вальтер Штайнмайер в Мюнхене, «в сфере дипломатии назойливость может быть даже добродетелью».

Маттиас Насс

Источник: inosmi.ru

Leave a Comment