Политика

Индия просит Россию помочь с вертолетами

Выпуск вертолетов Ми-17 и Ка-226Т будет налажен в Индии. Соответствующая договоренность была достигнута по итогам прошедших 11 декабря прошлого года переговоров президента Владимира Путина и премьер-министра Нарендры Моди.

Российские Ка-226 конкурировали с европейскими AS550 «Феннек» (Fennec) в индийском тендере на поставку без малого 200 легких многоцелевых вертолетов. Однако его на заключительном этапе отменили. Это объясняется уникальностью характеристик Ка-226 и особыми запросами заказчика. Вертолет будет производиться в морской и горной модификации.

Как ранее сообщил заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» Вадим Лигай, ведутся переговоры об открытии сборочного производства в Индии: «Прорабатывается вопрос по совместному созданию вертолетов типа Ка-226. Многие развивающиеся рынки хотят развернуть у себя виды высокотехнологичного производства. Мы должны найти оптимальный вариант, чтобы и у себя работу оставить, и чем-то поделиться».

Индия – наиболее крупный внешний рынок сбыта отечественной вертолетной техники, и Россия намерена увеличить на нем свое присутствие. В то же время реализация амбициозных планов Нью-Дели по повышению обороноспособности столкнется в этом году с проблемами, связанными с недостаточным финансированием и стратегией локализации, проповедуемой новым правительством.

Перечень требований к авиационной составляющей в области обороны предусматривает давно ожидаемую поставку 126 многоцелевых истребителей «Рафаль» на сумму свыше 20 миллиардов долларов, дополнительное приобретение 106 учебно-тренировочных самолетов (УТС) PC-7 «Пилатус» (Pilatus), большая часть которых будет производиться местной авиапромышленностью, 22 ударных вертолетов AH-64 «Апач» (Apache) и 50 вертолетов CH-47 «Чинук» (Chinook).

Правительство предприняло решительные меры для сокращения импорта оборонной продукции, оцениваемого в 130 миллиардов долларов, на предстоящее пятилетие и, как предполагается, отвергнет все предложения, в которых не будет задействовано отечественное авиастроение. Однако как считают некоторые высокопоставленные представители Министерства обороны, приоритетные импортные закупки все-таки должны быть сделаны для обеспечения боеспособности вооруженных сил.

Если рассматривать предложения российской стороны в области вертолетной техники, которые могут быть реализованы в Индии в кратчайшие сроки, то наиболее привлекательным из них выглядит приобретение легких многоцелевых Ка-226. Эта машина участвовала в тендере на поставку Индии 197 вертолетов разведки и наблюдения, который стартовал в 2008 году. На финальном этапе, который в 2014-м был отменен, оставались машины двух компаний: холдинга «Вертолеты России» и западноевропейской Airbus Helicopters.

По результатам испытаний тендерный комитет пришел к выводу: «В соответствии с объемом проведенных испытаний вертолеты AS-550 C3 Fennec компании Airbus Helicopters и Kа-226T компании «Рособоронэкспорт» (осуществляет поставки военной техники производства «Вертолетов России») соответствуют эксплуатационным требованиям. Вертолеты AS-550 C3 и Kа-226T рекомендованы к принятию на вооружение индийских вооруженных сил (сухопутных войск и ВВС)».

Сравним?

По имеющимся сведениям, испытания образцов вертолетной техники, представленной двумя компаниями, проводились в несколько этапов и в различных климатических условиях. В Индии вертолетам приходится работать и при высоких температурах и повышенной влажности, и в горах, где лежит снег, дуют сильные и холодные ветры. Поэтому техника оценивалась по большому перечню параметров.

По ряду характеристик оба вертолета оказались сопоставимы. Однако у этих машин есть различия, анализ которых позволяет утверждать, что российский вертолет может оказаться наиболее оптимальным для индийских вооруженных сил.

Прежде всего на Ка-226Т установлены два двигателя. Это существенно повышает безопасность полета, особенно когда противник ведет прицельный огонь. Выход из строя одного двигателя оставляет возможность вернуться на базу. Вертолет компании Airbus Helicopters не обладает этим достоинством. То есть вероятность полного выхода из строя силовой установки Ка-226Т ровно в два раза ниже.

Двигатели на российских машинах более современные. Они созданы специально для этого вертолета. На Ка-226Т устанавливаются два французских двигателя Arrius 2G1, которые работают на нескольких типах авиационного топлива. Это очень важно в условиях боевых действий, когда могут возникнуть сложности с поставками горюче-смазочных материалов определенной марки. Можно воспользоваться тем, что есть поблизости из перечня, изложенного в руководстве по эксплуатации.

С двигателем, установленным на AS-550C3, ситуация выглядит иначе. При использовании некоторых видов авиационного топлива этот вертолет имеет ограничения по профилю полета из-за того, что заметно падает мощность силовой установки.

Для безопасности экипажа и пассажиров большое значение имеет параметр времени, требуемого для перезапуска в воздухе, – иногда во время полета может возникнуть такая необходимость. На российской машине перезапустить двигатели можно за 35 секунд. Вертолету AS-550C3 требуется 45 секунд. Когда борт фактически падает, 10 секунд могут спасти жизнь.

Автопилот на российском вертолете контролирует положение машины по четырем координатным осям и обеспечивает автоматическое висение. На AS-550 C3 такого устройства нет.

Лопасти на вертолетах Ка-226Т складываются назад, в сторону хвостовой балки. В таком виде вертолет становится компактнее и удобен для транспортировки, например, на самолете и хранения в ангарах.

Российский и европейский вертолеты относятся к одному классу, но Ка-226Т в полтора раза вместительнее. AS-550C3 может перевозить четырех экипированных десантников, а Ка-226Т – шестерых. В европейский вертолет вмещается двое носилок или одни носилки плюс медработник. В Kа-226T – двое носилок и два сопровождающих. Помимо этого, больший размер кабины гарантирует преимущества и для пассажирского варианта Ка-226Т.

Максимальная масса груза, перевозимого российской машиной, на 40 с лишним процентов больше той, которую способен поднять вертолет компании Airbus Helicopters, – 1100 и 760 килограммов соответственно.

Все это обеспечивает значительное превосходство Ка-226Т по эффективности проведения боевых операций, в чрезвычайных ситуациях и даже при выполнении гражданских работ. Перечисленные преимущества существенно расширяют круг задач, в решении которых можно использовать российский вертолет.

Трудно отказаться

Предлагая свой вертолет Индии, российская сторона намерена поделиться с покупателем новыми технологиями, которые позволят сформировать индустриальную базу для развития высокотехнологичного производства. Реализация пакета предложений, включенных в офсетную программу по Ка-226Т, может поднять авиационное сотрудничество двух стран на новый уровень.

О чем идет речь? Прежде всего об организации производства Ка-226Т на территории Индии. Этим готово заняться совместное предприятие холдинга «Вертолеты России» и компании SUN Group. Здесь планируется организовать производство основных агрегатов вертолета Ка-226Т: фюзеляж, колонку, несущие винты, проводить окончательную сборку, а также наземные и летные заводские и приемо-сдаточные испытания.

Продукцию совместного предприятия предлагается использовать не только для выполнения заказов Министерства обороны Индии, но и для экспорта в другие страны. Таким образом, заказчик может получить востребованный на рынке продукт, уникальный опыт организации высокотехнологичного производства и рабочие места.

К тому же потребности страны в многоцелевых вертолетах существенно превышают 197 машин, которые предполагалось закупить ранее. Растущий спрос стал причиной начала работ по созданию собственной вертолетной платформы. Только в этом случае реально полностью удовлетворить собственные потребности в технике и соблюсти государственные интересы в вопросах безопасности.

Россия, чья вертолетостроительная отрасль имеет более чем 70-летнюю историю, предлагает организовать с компанией HAL (Hindustan Aeronautics Limited) совместный центр разработки. Первым проектом могла бы стать модификация Ка-226Т для нужд военно-морских сил Индии. Эти машины могли бы принять участие в объявленном тендере на поставку 56 легких многоцелевых вертолетов корабельного базирования. Россия предлагает совместно разработать также и модификацию для медицинских и спасательных целей.

Кстати, корпорация HAL обратилась во входящее в российский отраслевой холдинг конструкторское бюро Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля с предложением начать совместные работы по созданию индийского многоцелевого образца. В случае выбора Ка-226Т и положительного ответа от нашего КБ Индия могла бы получить доступ к наработкам сразу двух ведущих мировых конструкторских школ – Камова и Миля, специализирующихся на соосной и традиционной схемах компоновки вертолетов. Положительные результаты такого проекта для Индии трудно переоценить – это и собственный высокотехнологичный продукт, и уникальный опыт его создания с использованием передовых российских ноу-хау и технологий.

Наконец, еще один пункт российской офсетной программы – создание центра подготовки летного и технического персонала для работы с вертолетами Ка-226Т, Ми-8/17 и другими. Учебное заведение планируется создать в партнерстве с российскими компаниями, среди которых «Транзас Авиация» и «Динамика».

Индия испытывает острый дефицит хороших пилотов и особенно высококвалифицированных техников, способных качественно обслуживать современные воздушные суда. В последнее время вертолетный парк Индии быстро обновляется и растет. Это касается не только машин, приобретаемых в интересах Министерства обороны, но и развивающегося гражданского сектора. В прошлом году согласно данным Ascend и Forecast International по объемам поставленных военных вертолетов рынок Индии стал третьим после Северной Америки и Европы – 17 процентов глобальных продаж, а по количеству закупленных винтокрылых машин (152 единицы) – второй страной мира.

Без нас – катастрофа

Сотрудничество Москвы и Дели в вертолетной сфере началось еще в 50-е годы прошлого века. Первыми вертолетами, поднявшимися в индийское небо, стали советские Ми-4. На эту машину выбор пал после того, как она выиграла высотные испытания в Гималаях у образца, представленного американской компанией «Сикорский». Индия закупила 120 Ми-4, создав у себя самую мощную в регионе группировку вертолетов.

Ми-8 военно-воздушные силы Индии стали получать одними из первых в мире. Всего было поставлено 128 таких машин. Затем последовали транспортные Ми-26, боевые Ми-25 и Ми-35, Ка-25, Ка-28 и Ка-31, а также более современные вертолеты серии Ми-8/17, самым новым представителем которых стал Ми-17В-5. Сегодня завод в Казани, входящий в холдинг «Вертолеты России», выполняет заказы в общей сложности на 71 борт для ВВС Индии, МВД и секретариата кабмина.

На каждом индийском Ми-17В-5 установлен современный комплекс навигации и электронной индикации, в котором информация о работе систем выводится на четыре многофункциональных дисплея. Таким образом значительно облегчена работа экипажа. Также упрощена предполетная проверка. Поставляемые Индии машины оснащены современными мощными двигателями, что значительно расширяет возможности по перевозке тяжелых и крупногабаритных грузов в Гималаях.

Кстати, именно эти вертолеты защищал недавно командующий международными силами по содействию безопасности в Афганистане американский генерал Джозеф Данфорд от нападок сенаторов на слушаниях в конгрессе США. Несмотря на противодействие парламентариев, Пентагон выступил за поддержку завершения контракта на поставку российских Ми-17В-5, суммарное количество которых в Афганистане сегодня составляет 63 единицы.

«Закупки Соединенными Штатами русских вертолетов Ми-17 для вооруженных сил Афганистана имеют важнейшее значение для безопасности этой страны, и прекращение поставок таких машин было бы настоящей катастрофой», – заявил генерал. При этом он подчеркнул, что специально выбрал слово «катастрофа».

Для Болгарии отказ от российских вертолетов обернулся значительным ростом расходов на содержание парка винтокрылых машин. Под давлением НАТО Болгария частично заменила российские модели на AS532 Cougar производства Airbus Helicopters. Опыт оказался ошеломляюще неприятным – безумно дорогие запчасти и техническое обслуживание. И все это усугубляется низкой надежностью, необходимостью частых плановых осмотров планера и авионики. Из-за этой особенности вертолетов Cougar значительную часть 2012 года летала только одна из 12 приобретенных машин. Остальные стояли на земле в ожидании плановых осмотров и ремонта.

Реальные условия эксплуатации показывают, что вертолеты Airbus Helicopters обходятся примерно втрое дороже, чем последние модификации серии Ми-8/17. Несмотря на уверения маркетологов, что европейские и даже американские вертолеты в классе 9–11 тонн неприхотливы, фактически периодические проверки и другие сложные виды обслуживания делают плату за обладание ими примерно в два – четыре раза выше, чем российскими Ми.

В соответствии с офсетной частью контракта, заключенного в 2008 году на поставку ВВС Индии 80 экземпляров Ми-17В-5 (поставки завершены в 2013-м), Россия проводит дооборудование ремонтного завода в Чандигархе. В частности, там будет модернизирован цех газотурбинных двигателей ВК-2500, устанавливаемых на Ми-17В-5, а также организовано 16 линий ремонта приборного оборудования и несущей системы вертолета. После завершения работ капремонт российских машин практически полностью сконцентрируется в Чандигархе, что еще более снизит стоимость их обслуживания. А ведь только национальное Министерство обороны располагает примерно 200 транспортными вертолетами из России.

На последних выборах в Индии наглядно проявился демократический процесс перемен. Новое правительство намерено сделать страну сильной, экономически процветающей, с мощным военным потенциалом. Очевидно, что соответствующая база может быть сформирована за счет продуманной политики, ускорения различных процессов и высоких технологий.

Одним из наиболее показательных примеров успешного взаимовыгодного сотрудничества России и Индии является компания «БраМос аэроспейс». Это совместное предприятие, в котором обе стороны не только применяют передовые технологии, но и сообща разрабатывают новые. Основой успеха проекта считается слияние возможностей двух стран. Реализация планов по производству Ка-226Т в Индии даст положительный пример и в национальном вертолетостроении.

Николай Новичков

vpk.name

Источник: vpk.name

Leave a Comment