Массовые протесты в Молдове не утихают. Недавняя «ночная присяга» правительства только подлила масла в огонь. О ситуации в Кишиневе RuBaltic.Ru рассказал директор Института стратегических исследований Европейского университета Молдовы, президент Молдавской ассоциации международного права Александр БУРИАН:
— Александр Дмитриевич, не первый месяц в Кишиневе бушуют протесты оппозиции против проевропейского правительства. Получается, жители Молдовы разочаровались в европейском пути страны? Или это просто повод высказать накопившееся недовольство из-за экономических проблем?
— Протесты направлены не столько против так называемого проевропейского правительства, сколько против так называемой проевропейской коалиции в парламенте, которая формирует правительство, так как, собственно говоря, ничего «европейского» в их действиях не просматривается. И «проевропейцами» они сами себя называют, потому что они якобы борются с опасностью прихода к власти в Молдове пропутинских сил, хотя никаких доказательств такого исхода и такой опасности никогда и никем не было представлено.
Более того, правящая в Молдове с 2009 года парламентская коалиция (Демократическая партия, Либеральная партия и Либерально-демократическая партия) по своей сути даже антиевропейская, так как грубо нарушает принципы, провозглашенные Европейским союзом: о независимости судебной системы, о борьбе с коррупцией, о необходимости реформирования общественных и государственных институтов и многие другие.
На деле получилось, что все государственные учреждения были разделены между партиями, составляющими коалицию, и эти органы выполняют лишь указания своих боссов, а не то, что полагается выполнять согласно Конституции и действующему законодательству. Судебная система, а также прокуратура и Национальный центр по борьбе с коррупцией оказалась в руках одного человека — теневого лидера Демпартии Владимира Плахотнюка. Министерство финансов, таможня и Налоговая служба оказались в руках другого партийного босса — лидера либерал-демократов Влада Филата. А Нацбанк, Служба безопасности и учреждения культуры и образования оказались в руках лидера Либеральной партии — Михая Гимпу.
Во всех этих учреждениях все назначения, от министра до уборщиц, проводятся по партийному принципу, а также исходя из родственных и кумовских связей. Началось воровство казенных средств, притом воровали и продолжают воровать как в отдельности, по кланам, так и совместно — всей коалицией. Пример кражи миллиарда долларов из Банка де Економий (Banca de Economii) и вложение туда вместо украденных денег средств из госбюджета — это только один эпизод, который демонстрирует коллапс, в котором оказалась Молдова.
Разумеется, уровень жизни населения стал ухудшаться и недовольство граждан достигло угрожающего предела.
Вместе с тем протесты не носят чисто экономический характер, а направлены на свержение существующей коррумпированной парламентской коалиции и реформирование политической системы общества.
— Протестующие требуют досрочных выборов в парламент. Есть ли основания для этого?
— Разумеется, есть. Правящая парламентская коалиция продемонстрировала абсолютную некомпетентность и коррумпированнось, доведя страну до хаоса. Более того, если эта коалиция останется у власти, уровень коррупции не просто сохранится, но и повысится, а государство станет полицейским, так как количество уголовных дел против оппозиции увеличивается в геометрической прогрессии — так называемые уголовные дела против Григория Петренко (бывший депутат парламента), Ренато Усатого (пример муниципия Бельцы и лидер «Нашей партии») и других.
Плюс ко всему — абсолютно незаконные методы, которыми 20 января было инвестировано правительство Павла Филипа, при прямой поддержке США и Румынии, сплотило оппозиционные силы Молдовы. Впервые за последние 20 лет левые и правые объединились с целью свергнуть существующий олигархический режим.
Среди лозунгов тысяч протестующих, которые не отходят от стен парламента ни днем ни ночью, превалируют: «Досрочные выборы», «Долой олигархов», «Долой альянс за проевропейскую интеграцию», «Мы молдаване, мы не румыны» «Америка, мы Молдова, мы не Сирия», «Румыния, мы не хотим аншлюса!».
Согласно соцопросам, проведенными разными организациями и центрами, более 80% населения выступают за досрочные парламентские выборы, а также за прямые выборы президента.
— Каким образом происходила «ночная присяга» кабинета Филипа?
— События 20 января 2016 года, несомненно, войдут в историю Молдовы как пример постыдного политического фарса, устроенного правящей парламентской коалицией.
Несмотря на прямую поддержку со стороны Конституционного суда, посольства США в Молдове и президента Румынии Клауса Йоханниса, правящая коалиция, осознавая свою незаконность, неправомочность и нелегитимность, организовала чрезвычайное заседание парламента, оповестив об этом депутатов лишь за два часа до начала заседания вопреки трехдневному сроку, отведенному этой процедуре регламентом парламента, и не представив им программу и состав нового правительства. В голосовании по утверждению нового правительства приняла участие лишь так называемая мажоритарная коалиция в составе 57 депутатов, образованная в нарушение требований регламента. Граждане Молдовы, узнав о так называемой чрезвычайной сессии парламента по утверждению правительства, спонтанно начали собираться около здания парламента, требуя отмены голосования.
И хотя лидеры оппозиции, как правой, Андрей Нэстасе, так и левой, Игорь Додон и Ренато Усатый, призвали протестантов митинговать мирно, без эксцессов и насилия, нашлись провокаторы, которые силой проникли в здание парламента, а за ними последовала масса протестующих. В результате начавшихся подтасовок пострадали 15 человек, в том числе 7 полицейских, которые были госпитализированы. После переговоров с полицией протестанты покинули здание парламента, но при выходе из здания парламента депутатов были избиты лидер Либеральной партии Михай Гимпу и член этой партии, министр просвещения Корина Фусу. Пострадал также и один из лидеров правой оппозиции Кирилл Моцпан.
Протестанты остались перед зданием парламента до утра, требуя от президента страны Николае Тимофти не принимать присягу у незаконно назначенного правительства и не подписывать указ об инвестировании.
Однако президент Тимофти пренебрег требованиям протестантов и ночью принял присягу у вновь назначенных министров, что привело к еще большему сплочению митингующих.
На данный момент, полдень 21 января 2016 г., перед зданием парламента и на главной площади страны собралось несколько десятков тысяч протестующих, которые требуют отставки парламента, правительства и президента и объявления досрочных парламентских выборов и прямых президентских выборов.
— Способны ли досрочные выборы изменить политический расклад в Молдове?
— Естественно. Только таким образом можно вывести из под контроля мафиозных групп государственные органы власти — прокуратуру, суды, МВД, СИБ, НЦБК, таможню, налоговую инспекцию. Согласно соцопросам, в случае досрочных парламентских выборов более 60% в новом парламенте получат Соцпартия Игоря Додона и «Наша партия» Ренато Усатого. Конечно, таким образом изменится политический расклад в Молдове, чего боятся США и Румыния.
— Некоторые эксперты и комментаторы отмечают, что в Молдове повторяется или может повториться украинский сценарий. Насколько подобные сравнения соответствуют действительности?
— Надеюсь, что сценарий майдана не повторится. Хотя бы потому, что США и Румыния поддерживают коррупционное правительство, а не протестующих. Хотя различные провокации спецслужб этих стран в поддержку правящего режима и для компрометирования оппозиционных сил вполне могут быть применены.
— В декабре Владимир Плахотнюк говорил, что западные партнеры дали ему «зеленый свет» на проведение реформ. В ответ глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола возразил, что ЕС никому персонально «зеленый свет» не дает. Как Вы вообще оцениваете позицию Евросоюза по отношению к политическому кризису в Молдове?
— Европейский союз не может разобраться в том, что происходит в самом союзе, а не то, чтобы понять, что происходит в Молдове. Возможно, именно поэтому они и поддерживают идею об инвестировании нового правительства, несмотря на коррумпированность. Кроме того, ЕС следует указаниям из Вашингтона, который страшно боится, что Молдова может попасть под влияние Москвы, поэтому они готовы поддержать любое правительство, лишь бы не ссориться с США.
Что же касается реформ, то правящая коалиция за 6 лет не провела ни одной реформы, и непонятно, на каком основании Евросоюз надеется, что эти реформы начнутся сейчас.
— Дают ли массовые протесты повод задуматься о неких итогах программы «Восточное партнерство», в которой Молдова принимает участие? Какой эффект программа оказывает на постсоветские страны?
— Вряд ли нужно связывать то, что происходит сейчас в Молдове, с программой «Восточное партнерство». Эта программа во многом неудачна, и заявленные цели абсолютно не совпадают с реальными результатами, достигнутыми каждой страной-участником программы по отдельности. Безусловно, Молдова достигла и определенных успехов на пути европейской интеграции, но это результат прямых контактов с ЕС, а не благодаря «Восточному партнерству».
— На Ваш взгляд, как в дальнейшем будут развиваться протесты в Молдове?
— Хочется верить, что протесты пройдут мирно и протестующие добьются отставки парламента, правительства и президента и в результате досрочных выборов будет изменена политическая структура молдавского общества.
Радует, что оппозиционные силы, как правые, так и левые, объединились. Это дает основание надеяться, что внешний вектор политики Республики приобретет новые контуры. Во-первых, это может сыграть положительную роль в процессе формирования гражданского общества в Молдове и, собственно, молдавской нации, независимо от этнической принадлежности, языка общения, вероисповедания, политических взглядов и геополитических ориентиров. Учитывая, что основная масса молдаван выступает за нейтралитет страны, невступления Молдовы в НАТО и развитие нормальных политических и экономических отношений как с Востоком (Россия и страны СНГ), так и с Западом (Европейский союз), можно надеяться, что Молдова, наконец, может стать мостом между ЕС и Россией. Ведь на данном этапе Молдова — единственная страна Европы, которая имеет безвизовый режим как с ЕС, так и со странами СНГ. Молдова — единственная страна Европы, которая входит в зону свободной торговли ЕС и зону свободной торговли СНГ. К сожалению, коррумпированные правительства не используют этот уникальный момент, а выполняют указки из Бухареста и Вашингтона по дезорганизации общества, используя для этого выдуманные проблемы относительно «козней» Москвы.
— В 2015 году в Молдове сменилось пять кабинетов. Что должно произойти, чтобы страна смогла рассчитывать на эффективное и стабильно работающее правительство, способное решить существующие проблемы?
— Только досрочные парламентские и прямые президентские выборы могут изменить ситуацию в Молдове.
Александр Шамшиев
Источник: rubaltic.ru