Здоровье

Джеймс Уотсон: спорт может заменить химиотерапию

— Я надеюсь, что мне не придется доживать до ста лет, чтобы увидеть результаты — препарат, излечивающий большинство видов рака, — сказал лауреат Нобелевский премии 1962 года, один из первооткрывателей структуры ДНК Джеймс Уотсон на лекции, которую прочитал в Москве в Российской академии наук.

Оптимизм ученого основан на уже созданных лекарствах, демонстрирующих хорошие результаты, на успехах химии и генетики. Представители этих наук, по его мнению, должны работать совместно, поскольку одним генетикам успеха добиться будет трудно. Да и вряд ли получится. Даже при том, что стоимость расшифровки генома упала в разы с того момента, как появилась такая возможность. И сейчас можно расшифровать геномы всех людей, заболевших раком, чтобы лучше понять это заболевание.

А пока лекарства мечты нет, стоит заняться спортом.

— Занятия спортом, по моим данным, снижают вероятность развития рака на 30 процентов, — сказал Уотсон. — Физические упражнения запускают реакцию окисления — по сути, ту же, что и химиотерапия.

Джеймс Уотсон будущим студентам: » Выбирайте цель, которая опережает время»

Нынешний визит легендарного генетика в Москву не первый. Он был тут 5 лет назад — как раз перед началом вступительных экзаменов в ВУЗы, выступал в МГУ, — сообщает сайт «Комсомольская правда».  Рассказал, как стать успешным ученым, познакомив со своими «правилами Уотсона». Вот они — с комментариями самого ученого, которые он дал корреспонденту «Комсомолки» Валерию Чумакову:

Правило 1: Развивайте интеллект в аспирантуре

a. Выберите научного руководителя из числа молодых и амбициозных. Даже если он имеют ужасную репутацию.

б. Развивайте в себе интеллектуальную смелость, чтобы не испугаться уже в начале работы

в. Не тратьте времени на различные вспомогательные курсы и программы повышения квалификации

г. Не выбирайте исходные тезисы для вашей диссертации

д. Круг ваших интересов должен быть значительно шире, чем это нужно для достижения поставленной цели

Уотсон разъясняет: «Научный руководитель должен быть умным, амбициозным и молодым. Только в таком случае вам не придется тратить время на изучение неактуальной и неперспективной темы. Плохая репутация — это, конечно, ужасно, но ее можно воспринимать как неизбежную плату за будущий успех. Выберите учителя, который по достоинству оценит ваши интеллектуальные способности и интересы. Только в таком случае вы заручитесь необходимой поддержкой и получите дополнительный источник научного вдохновения».

По мнению генетика, молодой, пусть даже еще не имеющий особых заслуг руководитель, лучше чем заслуженный мастодонт. Лучше уже тем, что он не успел закоснеть в своих взглядах. И не превратился из исследователя в консервативного защитника пары-тройки собственных теорий.

Уотсон не скрывает: «Большинство ученых не любят молодых коллег за то, что они поднимаются выше своих учителей …

Ученый признался, что в школе и колледже он вообще практически игнорировал те предметы, которые были ему неинтересны. Например, математику. Зато усиленно налегал на биологию и химию. То же он посоветовал и студентам: заниматься всегда тем, что нужно, и не тратить времени на то, что может не пригодиться.

А как же сдавать экзамены по неинтересным предметам? Тут Уотсон дал четкий совет: постарайтесь понять, как мыслит учитель и дайте ему тот ответ, который он желает получить. Если что-то не помнишь, но у тебя есть о предмете базовые представления, до правильного решения можно просто додуматься.

— Чаще всего заставляют запоминать ключевые факты, даты и имена, — недоумевает Уотсон. — Но гораздо важнее знать не что произошло, а почему это происходит.

Правило 2: Получайте удовольствие от работы в лаборатории

а. Постарайтесь сразу проявить себя, свое имя

б. Банальные мысли господствуют и в гениальных головах, боятся их не стоит

в. Тренируйте интеллект скучной работой

г. Работайте по воскресеньям

д. Не работайте поздним летом, это претит человеческой природе

По мнению Уотсона, начинающему ученому амбициозность не вредит. Равно как и некоторая легкомысленность: «Работать нужно весело. С вами должны трудиться люди, с которыми у вас есть общие интересы. В таком случае вы можете даже отвлечься на научную чепуху, пошутить и снова заняться делом …»

Генетик советует: «Избегайте занудства. И сами не занудствуйте, и с занудами не водитесь».

На счет воскресенья: «Если не заниматься в это время работой, то что же еще делать?»

Правило 3: Делайте науку собственноручно

а. Ставьте перед собой большие цели, чтобы ощущать себя большим ученым

б. Если тема семинара вам интересна, садитесь в первом ряду

в. Невоспроизводимый результат может из неприятности превратится в благо

г. Всегда подбирайте зрителей для ваших экспериментов

д. Избегайте работать в области, которая кажется вам скучной

«Если вы не любите один из предметов — выберите специальность, на которой изучение ненавистной науки сводится к минимуму». Потом, в процессе, может оказаться, что пропущенный предмет все-таки нужен. Так случилось у Уотсона с математикой: в работе над структурой ДНК без нее обойтись было невозможно. Но, поскольку мозги у молодого ученого были настроены правильно, для него это уже было не страшно. Напротив, когда знание математики стало ему необходимо для дальнейшей работы, она вдруг из скучной превратилась в интересную.

А посещение нужных лекций и чтение нужных книжек быстро восполнили мешавшие пробелы в образовании.

Правило 4: Стремитесь к золоту

а. Всегда имей в друзьях кого-то, кто может тебя спасти

б. Выбирай цель, которая опережает время

в. Беритесь за проблему только в том случае, если чувствуете, что она через несколько лет принесет ощутимый результат

г. Работай с теми, кто равен тебе по интеллекту

д. Будь в тесном контакте с интеллектуальными конкурентами

е. Не стоит быть самым ярким в комнате

Сам мэтр сейчас занят исследованиями в области генетики онкологических и психических заболеваний: «Это крупная тема, и она станет прорывной в течение пяти лет. Вот этим и нужно заниматься в аспирантуре, а потом точно представлять дальнейшие программы исследования. Если бы я сейчас только закончил аспирантуру, то я бы занялся проблемой рака».

Если научное чутье подвело, то надо не пугаться, и ломиться упрямо в бесперспективность: «Оперативно смените поле деятельности … У вас должен быть план «Б», которым вы воспользуетесь в случае своего поражения или коммерческой неудачи. Сохраняйте хорошие отношения с людьми, которые могут быть вашими потенциальными работодателями».

Уотсон советует: «У вас должны быть только те друзья, у которых вы можете чему-то научиться. Вот поэтому у меня почти и не было друзей».

По словам ученого , в скачках на приз ДНК участвовало три лошади, только две из них сошли с дистанции. Вместе со своим соавтором Френсисом Криком он постоянно общался с конкурентами, Морисом Уилкинсом и Розалиндой Франклин. В разговорах они, конечно, не раз выбалтывали лишнее, но такое же «лишнее» частенько вычерпывали и из болтовни соперников. Кстати, Уилкинс тоже получил Нобелевскую премию — вместе с Уотсоном и Криком.

Возможно, премию дали бы и Розалинде, но ее к тому времени не было в живых: чрезмерное увлечение рентгеновскими лучами не прошло бесследно, и она умерла от рака в 1958 году в возрасте 37 лет. А посмертно нобелевская премия не дается.

Но были и те, с кем общаться было страшновато и сложновато. Такими были признанные великие ученые, которые часто сами страдали от своей «великости». В случае с исследованиями ДНК пострадал Лайнус Полинг, который, по словам Уотсона, «вел себя как Господь и не терпел никакой критики», в результате чего пошел по неверному пути.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВИЛО

В МГУ Уотсона спросили: как сделать так, чтобы научный коллектив стал многообещающим?

— Наверное, стоит его хорошенько накормить, — ответил автор открытия, признанного ведущими учеными мира самым выдающимся в прошлом веке.

 

Владимир Лаговский

Источник: volgograd.kp.ru

Leave a Comment