Здоровье

Россияне против введения обезличенной сигаретной пачки

Итак, как сами россияне относятся к предлагаемым государством очередным «антиникотиновым» мерам? И какие из уже принятых стали особенно эффективными? Это выяснили специалисты ВЦИОМ в ходе проведенного 6-7 июня опроса, в котором приняли участие 1200 россиян старше 18 лет.

Оказалось, самым полезным, из того что сделало государство в этом направлении, наши граждане, точнее, 45% из них, считают запрет курения в общественных местах. Кроме того, 32% респондентов поддержали такую меру, как запрет на рекламу сигарет, а еще 28% положительно относятся к проведению разъяснительной работы о вреде курения. Продажа сигарет в закрытых витринах в целом по душе каждому четвертому опрошенному.

А вот антитабачная рекламная кампания, как выяснилось, многим действует на нервы и ведет к совершенно обратному эффекту. Лишь пятая часть опрошенных отметила, что такие меры способны повлиять на сокращение потребление табака.

Еще меньше людей (19%) считают разумным размещение разного рода страшных картинок (черных легких, ступней с трупными бирками и пр.) на сигаретных пачках. Как выяснилось, наших курильщиков такими ужасами и кошмарами не пронять.

И наконец, всего 2% опрошенных поддерживают введение обезличенной (унифицированной) упаковки сигарет, предложение о которой сейчас рассматривается властями. Эту меру россияне признали наименее действенной из всех существующих. Что интересно, в этом солидарны как курильщики, так и люди не курящие. Почему? Социологи поинтересовались этим подробно. Выяснилось, что 67% респондентов считают введение обезличенной упаковки избыточной мерой. А 53% уверены, что она нарушает права потребителя на получение достоверной информации о товаре. Еще столько же участников опроса полагают, что такая мера ограничит право потребителей на выбор. Большинство участников опроса к этому предложению относится скорее скептически, опасаясь роста контрабанды сигарет ( 67% полагают, что из соседних стран начнутся поставки сигарет в привычной для российских потребителей упаковке) или ожидая падения качества сигарет из-за того, что конкуренция производителей будет сведена исключительно к цене (58%).

По какому принципу наши курильщики выбирают сигареты? Этим тоже поинтересовались специалисты ВЦИОМ. Оказалось, два самых важных фактора — это цена и качество (они важны для 38% и 36% потребителей сигарет). Еще четверть опрошенных в первую очередь ориентируется на вкус, а для 15% прежде всего важна крепость. 11% верны той или иной марке на протяжении многих лет. Часть курильщиков ориентируются на предпочтения окружающих (8%), престиж (5%), личный стиль (5%), привлекательный дизайн и оформление пачки (4%).

Почему курильщики (или бывшие курильщики) в принципе подсаживались на сигареты? Для абсолютного большинства опрошенных важную роль сыграло курящее окружение. 11% таким образом решали дополнить свой стиль, а 3% подражали известным и успешным людям, которых показывают по ТВ, или героям популярных фильмов, а то и книг. Не нашлось ни одного опрошенного, который сказал бы, что взяться за сигарету его побудили привлекательные сигаретные пачки.

Интересно и то, на какое место россияне поставили задачу государства по борьбе с курением. На одно из самых последних — приоритетным направлением эту деятельность назвало лишь 5% респондентов. Людей, как выяснилось, волнует совсем другое — 54% озабочены состоянием медицины, 49% видят главную задачу государства в повышении пенсий и пособий. Еще 39% назвали главными сферами приложения усилий государства ремонт дорог, 31% – снижение уровня безработицы, по 28% – повышение уровня образования и улучшение состояния ЖКХ. Выходит, что хотя государство смогло добиться серьезных результатов в борьбе с табакокурением, общественный запрос фокусируется на повышении качества медицины, пенсий и пособий. «Дальнейшая стратегия в области борьбы с курением лежит уже не в сфере административного регулирования, ресурс которого исчерпан и которое не вызывает поддержки граждан, а в области здорового образа жизни», — подчеркивает председатель федерального экспертного центра «Платформа» Алексей Фирсов.

Источник: mk.ru

Leave a Comment