Бюст Александра Пучкова
Доктор Пучков пережил Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную, спас жизни тысяч пациентов и оставил после себя десятки полезных изобретений, без которых сложно представить нашу современную жизнь.
Родился Александр Сергеевич в Москве в августе 1887 года во врачебной семье. Его отец долгое время служил главврачом Московской Александровской больницы в Малом Казенном переулке. Позднее эта больница была переименована в Гаазовскую в честь ее основателя, известного врача-гуманиста Федора Петровича Гааза. Любопытно, что Сергей Петрович, отец Александра Сергеевича, инициировал открытие памятника доктору Гаазу на территории больницы в 1909 году, а на церемонии открытия присутствовал его сын, тогда еще студент-медик. Пройдет много лет, и именно Александр Пучков создаст в Москве скоропомощную службу, равной которой нет в мире и о которой доктор Гааз мечтал всю свою жизнь…
Медицинский факультет Московского университета Александр Пучков окончил в 1911 году со степенью «лекаря» с отличием. Сначала работал три года врачом-экстерном в 5-м родильном приюте, в Басманной и Мясницкой больницах. За это время он успел сдать экзамен на звание «доктора медицины».
А в 1914 году началась Первая мировая, и Александр Сергеевич Пучков был мобилизован в армию и откомандирован в распоряжение российского общества Красного Креста, где проходил службу в качестве военного врача и представителя Красного Креста. Именно в этот свой армейский период Пучков начал впервые заниматься вопросами организации экстренной медпомощи — раненым и пострадавшим на полях сражений. Современники, вспоминая Александра Сергеевича, поражались его четкости и оперативности. «Если Александр Сергеевич вам говорит, что приедет через 10 дней в такое-то время, то вы можете быть уверены, что он приедет в этот день и в этот час, несмотря ни на какую обстановку», — вспоминал профессор Н.М.Михельсон, который служил тогда начальником передового лазарета.
После октябрьских событий 1917 года Пучкова избрали председателем Армейского комитета Красного Креста. В Гражданскую войну, на которую Пучков пошел добровольцем, он был начальником военно-санитарных поездов. А в 1921 году Пучков стал одним из шести военврачей, которых направили в Москву для организации дела эвакуации сыпнотифозных больных — тогда в столице разразилась страшная эпидемия сыпного тифа. В тяжелые годы, когда было трудно с топливом, продовольствием, медикаментами, транспортом, Пучков занимался организацией лечебно-эвакуационных учреждений. Например, он основал Центропункт (это название существует и поныне), который занимался госпитализацией тяжелых инфекционных больных. Москва была завалена снегом, здания не отапливались, в чернильницах замерзали чернила. Работники Центропункта получали скромный паек военного времени. Но, несмотря ни на что, Пучков вспоминал это время как «лучшее время своей молодости».
…А с 15 октября 1919 года Московская Станция скорой медицинской помощи уже начала отсчитывать свое существование. Назначенный на должность заведующего Станцией доктор Владимир Поморцов, проработав совсем немного времени, оставил работу. До 1922 года Станция оставалась без «головы». Был нужен инициативный и талантливый руководитель. Руководство московского здравоохранения остановило выбор на Пучкове, и в конце 1922 года Центропункт объединяют со Станцией скорой помощи в одно учреждение, во главе которого становится Александр Пучков.
Его поразила примитивность скорой: две побитые санитарные автомашины, два телефонных аппарата и канцелярская книга для записи вызовов — вот и все. Пришлось начинать все сначала. В 1923 году он ввел должность старшего дежурного врача, который только принимал вызовы, не выезжая на них сам. Многие восприняли нововведение в штыки, но, как мы сегодня видим, оно прижилось. Сегодня старший дежурный врач стал обыденностью, тогда же это было революционным новшеством.
Кадры на новую должность Пучков отбирал очень тщательно. Это были не только крепкие профессионалы, но и люди с быстрой реакцией, умевшие молниеносно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, правильно оценивать вызовы, чтобы целесообразно использовать дежурный персонал и санитарный транспорт.
Пучков изобрел и систему записи вызовов: разрабатывались книги и бланки вызовов, листы учета работы санмашин и, наконец, сопроводительный лист, возвращаемый обратно из стационара и служащий для контроля диагноза и оказанной медицинской помощи врачами скорой. В те времена были серьезные проблемы со связью. Она была только телефонной. Тут на помощь пришел инженер А.В.Виноградов, совместно с Пучковым сконструировавший специальный пульт, снабженный звуковыми сигналами.
Поначалу скорая выезжала на несчастные случаи, в организации, учреждения, на улицы. Внезапные заболевания оставались вне поля ее зрения. Особенно плохо обстояло дело с тяжело заболевшими в ночное время. Тогда Пучков предложил властям создать специальную службу для оказания помощи на дому внезапно заболевшим. Народный комиссариат здравоохранения активно поддержал это предложение к распространению этого начинания во все крупные города страны.
В 1926 году Пучковым организовывается служба неотложной медицинской помощи на дому, аналогов которой в мире не было. В 1927 году Пучковым создается еще один вид экстренной помощи — психиатрической.
Из весьма полезных изобретений и нововведений Пучкова стоит также упомянуть указатели числа работающих бригад на подстанциях и числа свободных бригад на подстанции; специально сконструированные часы, отслеживающие быстроту подхода бригады к машине и ее выезда на вызов (они начинали отсчет при передаче вызова и останавливались при сигнале сторожа об отбытии бригады).
С 1926 года Пучков начинает борьбу за то, чтобы бригады были рассредоточены по городу, что позволит приблизить помощь к населению — 4 года ушло на то, чтобы доказать чиновникам важность этого нововведения. В конце 1930 года на территории 1-й Градской больницы открывается первая подстанция. К 1941 году их число достигло семи, включая центральную. Дальнейшим планам помешала война…
Пучков моментально перевел себя на «казарменное» положение и уже не уходил с работы. Сотрудники работали по двое-трое суток! Работники оперативного отдела по нескольку раз спускались в бомбоубежище, но скорая ни на минуту не прекращала своей работы. Как только поступал сигнал о разрыве бомбы, Александр Сергеевич направлялся туда. Днем и ночью на своем автомобиле он мчался от одного места попадания бомбы к другому, увлекая за собой вереницу белых карет. Позднее академик Бурденко писал, что опыт «Московской Станции скорой помощи в годы Великой Отечественной войны может быть использован для внесения корректив в организацию военно-полевой хирургии».
В первые же месяцы войны Пучков обратил внимание на участившиеся обмороки в продовольственных магазинах — люди теряли сознание из-за того, что теряли продкарточки. А это угрожало голодом семье в течение месяца. Пучков обратился в Московский совет с предложением разделить выдачу карточек на 3 декады. Итог: вызовы на такие случаи почти прекратились. С присущей ему энергией и страстью он вел активную борьбу за снижение несчастных случаев, изучал причины и характер их возникновения, изучал детский травматизм. Им первым в стране был поднят вопрос о роли Станции скорой помощи в профилактике несчастных случаев. Это одно из важнейших теоретических и практических достоинств в построении службы скорой помощи в нашей стране.
Пучков окружил трогательной заботой весь свой персонал: добивался улучшения питания, доставал талоны на обувь, одежду и другие промтовары. Сам же он ходил в стареньком френче и заплатанных брюках. Он часто говорил с улыбкой, что «медикам это не страшно, их всегда выручают халаты». В то же время он никогда не позволял себе впадать в уныние. Он зажигал сотрудников своей энергией, вселяя веру в скорую победу над врагом. 6 ноября 1941 года за выдающиеся заслуги в деле народного здравоохранения Пучкову было присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР».
Множеством его изобретений мы пользуемся и по сей день. Например, именно он добился, чтобы уксусную эссенцию производили только в треугольных флаконах, что снизило число отравлений этой опасной жидкостью. По требованию Пучкова были установлены решетки на околооконных люках подвальных помещений, предотвращающие падение туда людей. Были запрещены передвижения по городу автомобилей с яркими фарами и сведены до минимума звуковые сигналы автотранспорта. Установлены красные стоп-сигналы на снегоочистительных машинах и обязательное освещение тросов. Сейчас мы не можем представить, чтобы эскалатор в метро не был снабжен никелированными устройствами, как при входе, так и при сходе с него. Это сооружение тоже было предложено Александром Сергеевичем как предотвращающее травматизм.
По образу московской скорой создавались станции СМП и в других городах страны. После войны Александр Сергеевич вплотную занялся вопросами усовершенствования санитарного автомобиля, который бы обеспечивал быструю, атравматичную транспортировку и обладал хорошей амортизационной системой. Пучков стал частым гостем конструкторского бюро ЗИЛа — и вот в начале 1947 года белые с красными крестами машины стали появляться на улицах Москвы.
С 1947 года Пучков не раз избирался депутатом Моссовета, участвовал в работе Комиссии по здравоохранению, Ученых советов Минздрава, читал лекции врачам и студентам мединститутов. И, конечно, продолжал работать, всегда был на боевом посту. Как он сам выражался, у него «не было другой жизни, кроме скорой».
Он торопился делать добро, но болезнь унесла его жизнь 9 июля 1952 года. В мае 1995 года Постановлением правительства Москвы Московской Станции скорой и неотложной медицинской помощи присвоено имя Александра Сергеевича Пучкова. 17 ноября 2012 года перед зданием Станции в 1-м Коптельском переулке был открыт памятник доктору, который сделал так много для людей, в том числе нас с вами.
Источник: mk.ru