Исследовательская компания Mar Consult провела среди российских врачей опрос с целью выяснить, что они думают по поводу усиленной пропаганды ЗОЖ в стране. В том числе, по поводу кампаний, направленных на отказ от спиртного, от курения сигарет, а также о пользе правильного питания, физических нагрузок и пр. С одной стороны, эти меры государства поддерживает абсолютное большинство людей в белых халатах. Другой вопрос — насколько они верят в то, что от них будет эффект. С этим, как выяснилось, сложнее.
Лишь половина врачей верит, что пропаганда ЗОЖ способна повлиять на поведение населения и заставить его изменить образ жизни, в том числе, покончить с вредными привычками. 39% опрошенных считают, что влияние не существенное, 4% отмечают, что пропаганда не оказывает никакого влияния.
Те врачи, которые не полностью поддерживают усилия государства, объясняют свою позицию тем, что человек должен сам определять свой образ жизни (46%), в этой пропаганде больше запретов, чем разъяснений, при этом не все рекомендации компетентны (25%) и другими причинами.
Кстати, не так давно проведенный экспертами «ВЦИОМ-Спутник» опрос показал, что многие меры, направленные на борьбу с курением, вызывают у россиян раздражение. Лишь пятая часть опрошенных отметила, что предпринимаемые государством меры способны повлиять на сокращение потребление табака. Прри этом только 19% респондентов видят толк в размещении разного рода страшных картинок (черных легких, ступней с трупными бирками и пр.) на сигаретных пачках. И совсем уж мало людей (всего-то 2%) поддерживают введение обезличенной (унифицированной) упаковки сигарет, предложение о которой сейчас рассматривается властями.
Как говорит председатель федерального экспертного центра «Платформа» Алексей Фирсов, что хотя государство добилось серьезных результатов в вопросах ограничения курения, общественный запрос со стороны граждан фокусируется на повышении качества медицины, пенсий и пособий: «Дальнейшая стратегия в области борьбы с курением лежит уже не в сфере административного регулирования, ресурс которого исчерпан и которое не вызывает поддержки граждан, а в области здорового образа жизни».
«Пропаганда здорового образа жизни однозначно нужна, и она дает свои плоды — ЗОЖ стал модным трендом, — тем временем, отмечает руководитель департамента исследований в медицине и фармацевтике исследовательской компании Ксения Медведева. – Но и тут не обходится без перегибов: когда вредная привычка или нежелательное поведение возводятся в ранг зла, на человека, который такое поведение демонстрирует, навешивается негативно окрашенный ярлык, и не всегда обоснованно. Вред, который несет в себе то или иное поведение, порой преувеличен. Но это неотъемлемая особенность пропаганды — она должна быть жёсткой и напористой, без полутонов. Она вкладывает в головы людей эмоционально окрашенный стереотип правильного и неправильного поведения. Именно эмоциональная окраска делает пропаганду эффективной. Рациональный компонент здесь второстепенный».
Источник: mk.ru