Экономика

Имейте совесть, господа!

Почему продукты питания подорожали у нас местами в несколько раз

Спекулянты продолжают наглеть и наживаться на бедных под предлогом инфляции и ужесточения санкций против России. Причем стремительно дорожают товары первой необходимости — сахар-песок, крупы гречневая и рисовая, куриное мясо, яйцо столовое, молоко, масло подсолнечное, картофель, которые по закону о торговле дорожать вовсе не должны.

Только без паники!

Одна жительница Нижнего Новгорода, испугавшись растущих цен, с ноября 2014 года закупила 320 килограммов гречневой крупы. Когда ажиотаж стих, пенсионерка попросила местные власти выкупить у нее гречку или предоставить помещение для ее хранения

Сообщив об этом факте, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области уже возбудило несколько дел против «завышателей цен» и призвало народ не поддаваться панике.

Но звонки на телефоны антимонопольной службы продолжали идти, и не только из Нижегородской области. Больше всего люди выражали недовольство по поводу стоимости молочных продуктов, подорожания яиц, рыбы (в основном форели и семги), гречневой крупы и хлеба.

В многих регионах гречка подорожала в 2 раза, а в декабре разброс цен превышал 100 руб. за пакет. В Чите и Казани из-за скачка цен на продукты в полтора раза повысилась родительская плата за детсады. Не лучше ситуация на Урале.

Цены подскочили не только в магазинах, но даже студенческих столовых и, кто бы мог подумать, в столовой Госдумы!

Самые высокие цены, как пишут в соцсетях изумленные и напуганные граждане, проявились вовсе не в Москве, а на Чукотке и… в дальневосточном поселке Билибино. Как уверяют местные жители, цены на некоторые продукты тут в 10–11 раз выше московских, а средняя зарплата у них около 19 000 рублей, многие получают и ниже 10 000.

В ответ на это чиновники лишь удивляются: не может быть, и предлагают обратиться к данным Росстата. Официальная статистика предлагает совсем другие цифры: с начала января 2015 года потребительские цены в общем и целом по России выросли всего …на 2,1 процента. При этом капуста подорожала только на 29,1 процентов, лук – на 20,3, морковь – на 19,3, картофель – на 13,4, сахар-песок – на 12, подсолнечное масло – на 5,7 процента…

Заоблачный ценник

Как бы ни считал Росстат, но резкий рост цен – не выдумка. Прокурорские проверки выявили случаи завышения цен до 400 процентов и выше. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка назвал ситуацию с ростом цен на продукты и медикаменты удручающей и пообещал применять к нарушителям самые жесткие меры. В случаях выявления нарушений Чайка поручил региональным прокурорам «обеспечить принципиальное реагирование и жестко пресекать факты ценового сговора»: запрашивать таможенные декларации, товарные накладные, сверяться с кодами ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) Таможенного союза.

Сотрудники прокуратуры Новосибирской области, посетив 120 магазинов, отмечают, что в ноябре 2014 года цена на гречневую крупу взлетела на 71 процент, в декабре она подорожала еще на 14 процентов.

В Ярославской области торговые надбавки на детское питание в магазинах составили от 17 до 50 процентов. Между тем именно на детское питание в России установлен строгий ограничитель – розничная надбавка не должна превышать 15 процентов.

В магазинах Ростова-на-Дону нашли подпавшие под эмбарго товары – испанский хамон, скандинавские морепродукты и американские куриные окорочка.

Чем объяснить, что в Самарской области за период с августа по декабрь 2014 года стоимость гречки выросла на 276 процентов, свыше 50 процентов прибавили мясные продукты, мороженая рыба, сыр, сметана и картофель? А капуста, огурцы и перец выросли в цене на 353 процента, 544 процента и 654 процента (!) соответственно.

И это не предел. Согласно прокурорскому отчету, в январе цены продолжали и дальше расти. Только за 22 дня еще на 26 процентов подорожали помидоры, на 48 – огурцы, на 58 – морковь, на 85 процентов – виноград.

За жадность – к ответу

В Пермском крае для торговых проверок создали мобильные группы из сотрудников УФАС, прокуратуры, Роспотребнадзора, полиции и чиновников краевого правительства. Контролеры побывали в торговых точках и переписали ценники на сахар, яйца, капусту и картофель. Помимо этого были проверены договоры поставки, накладные, счета-фактуры, а также колебания цен на прилавках в период с 19 декабря 2014 по 20 января 2015 года.

Прокуратура Пермского края, установила, что рост цен на некоторые товары в январе превысил 150 процентов, и потребовала провести доследственную проверку в отношении менеджмента двух крупнейших отечественных продуктовых сетей «Магнит» и X5 Retail Group, а также компаний «СемьЯ» и «Виват» сразу по четырем статьям Уголовного кодекса.

Прокуратура Москвы сообщила о выявлении неоправданных наценок в магазинах ряда торговых сетей. В отдельных случаях наценки достигали 130 процентов. Среди нарушителей названы несколько крупных торговых сетей, в частности, «Азбука вкуса», «Перекресток», «Магнолия», «Дикси», «Билла» и «Спар».

Любителей подзаработать на санкциях уже привлекают к ответственности.

Столичными прокурорами возбуждено 418 дел об административных правонарушениях, руководителям торговых организаций внесено 83 представления, объявлено 32 предостережения о недопустимости нарушения законодательства. В Белгородской области прокуратура возбудила 40 административных дел. Испортили настроение торговцам и в других областях.

Не исключено, что за административными делами последует череда уголовных дел. Действия руководителей торговых точек можно подвести под ст. 159, ст. 165, ст. 178 и ст. 201 УК РФ (совершение мошеннических действий, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, злоупотребление полномочиями, недопущение, ограничение или устранение конкуренции и др.). Максимальное наказание, которое предусматривает нарушение указанных статей,— лишение свободы сроком до десяти лет.

Прокурорские проверки вызвали бурю критики. Либералы подняли шум: мол силовики разрушают основы рыночной экономики, убивают предпринимательскую инициативу. Но как еще напомнить обнаглевшим торговцам, привыкшим не замечать других и ни в чем себе не отказывать, что пора и честь знать?

Ведь, что ни говори, а прокурорский мониторинг оказался эффективен. В нескольких регионах по его окончании цены были снижены. Об этом, в частности, отчиталась прокуратура Брянской области.

Понятно, что ни производители, ни торговля не должны работать себе в убыток. Но разве попытка получить всю прибыль, которую только можно себе представить, всем и сразу, – это не использование неконкурентных методов торговли и не нарушение антимонопольного законодательства?

Закон «О торговле» позволяет правительству устанавливать предельно допустимые розничные цены на территории субъекта федерации сроком на 90 дней. Это норма работает в случае, если рост цен на социально значимые продукты составит 30 процентов и более в течение одного месяца. Об этом знают все, в том числе и защитники бизнеса, выступающие за то, чтобы прекратить прокурорские проверки. Им почему-то призывы к исполнению закона видятся чуть ли не ударом по бизнесу…

Кто виноват и что делать

Казалось бы, цены на российские продукты, производство которых никак не связано с импортом, не должны расти с той же скоростью, с какой падает рубль. Но они растут, намного обгоняя инфляцию. Почему в одном магазине помидоры стоят 120 руб. за кг, а в соседнем точно такие же – 225? Стоимость куриного мяса на Ставрополье превышает московские цены.

Нельзя бросать людей на произвол торговцев. Но дело не только в них, а в порочной структуре нашей экономики, когда предприятием управляют из-за рубежа, а активы скрывают в офшорах. До них не добраться ни ФАС, ни прокуратуре.

В результате грабительской приватизации рынок поделен между монополистами (они есть практически в каждой отрасли, в том числе и в торговле). А эффективных рычагов влияния на них у власти, похоже, нет. И ввести режим ценообразования правительство РФ не решается.

Мы по-прежнему зависим от цен на нефть и импорта продовольствия. Даже если продукция произведена в России, то 60–70 процентов комплектующих к ней завозится из-за рубежа.

После введения контрсанкций чиновники ждут, что отечественные сельхозпродукты скоро подешевеют. Но станет ли фермер снижать цены, когда семенной картофель и корма, и племенных животных ему приходится закупать за границей?

В схватке с инфляцией, у нас по привычке зажимают денежную массу путём сокращения инвестиций и удорожания кредитов. Мол, не будем печатать деньги – и нам удастся сдержать рост цен. Но инфляция в России носит не монетарный характер. Нашей экономике как воздух нужны денежные вливания, чтобы оживить и разнообразить производство, задавить дорожающий импорт и монополистов-спекулянтов.

Понятно, что перестроить структуру экономики в одночасье не удастся. Сдержать же спекулянтов сегодня может только одно – фиксирование цен на жизненно важные продукты — хлеб, сахар, мука, яйца, молоко…

В условиях рынка и при резких колебаниях курса рубля, это возможно, как считает Елена Тюрина, гендиректор Института аграрного маркетинга, только при одном условии: если государство будет доплачивать производителям разницу между рыночной и фиксированной ценой.

Некоторые экономисты советуют вспомнить практику продовольственных интервенций, распечатать на худой конец запасы Росрезерва и ввести продовольственные карточки для малоимущих.

Но хочется верить, что до продовольственных талонов, которые ходили в России в конце перестройки, дело не дойдет. Сегодня мы живем в другой стране, и ни о каком дефиците продовольствия речи идти не может. А наводить порядок на рынке нужно, чтобы нарушать закон не повадно было.

 

Иван Полетаев

Источник: stoletie.ru

Leave a Comment