Политика

Интеграция: верхи не хотят, низы не могут?

Каковы перспективы у евразийского движения в Азербайджане? Может ли решиться карабахский вопрос в плоскости интеграции и кто в Азербайджане против вступления страны в ЕАЭС? Об этом в интервью КАВПОЛИТу рассказал председатель Евразийского движения Ильгар Гасымов.  

— Как давно создана ваша организация — Евразийское движение?

— Мы создали ее в апреле 2014 года. Пресса писала о ней, и резонанс, конечно, был огромный. Потому что это единственная организация в Азербайджане, которая объявила, что ее целью является участие в Евразийском содружестве.

Многие, конечно, это восприняли, как восстановление СССР, но я считаю, что это спекуляция фактами. Я всегда приводил пример: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев хочет, чтобы опять восстановился Советский Союз?

Дело ведь совсем не в этом. Если посмотреть на мировую практику: Африка — член союза, Европа объединена в союз и т.д. И при этом никто не говорит, что идет процесс создания некой новой империи зла и тому подобное.

Кроме того, никто никого силой не будет заставлять вступать в Евразийский союз. Я считаю, что вступление в него прежде всего выгодно для простого населения. С учетом того, что огромное количество азербайджанского трудоспособного населения работает именно в странах СНГ, вхождение в этот союз и открытые границы будут приносить Азербайджану только пользу. 

Но в Азербайджане есть силы, которые этого не хотят. Это прежде всего те, кто не хочет, чтобы границы были прозрачные. Сегодня в стране очень много монополистов, очень много людей, которые на таможенных сборах — легальных и нелегальных — зарабатывают огромное количество денег. Конечно, они будут против. Но я более чем уверен: жизнь покажет, что мы правы.

— Кто еще является учредителем вашей организации?

— Группа интеллигенции, политических деятелей…

— Ваша организация юридически оформлена в Азербайджане?

— Нет. В Азербайджане ту организацию, которая создается не по инициативе властей, зарегистрировать очень тяжело.

— Тем не менее, насколько я знаю, власти Азербайджана борются с теми НПО, которые не прошли регистрацию — как, например, институт Лейлы Юнус…

— Во-первых, институт Лейлы Юнус имеет давнюю историю. Благодаря своей деятельности она получила огромную поддержку со стороны. Кроме того, ее работа касалась прежде всего прав человека, а они, как вы знаете, во всем мире считаются приоритетом.

Мы будем добиваться регистрации. Получится – хорошо…

— Много людей сегодня поддерживают ваше движение, являются участниками?

— Как такового членства нет, но количество молодежи, поддерживающей нас, достаточное. В масштабах Азерабайджана, а не России. Сегодня в нашей республике какой-то политический застой, политической активности нет.

И даже так называемая демократическая оппозиция, которая считала себя единственным представителем и защитником интересов азербайджанского народа, в последнее время выдохнулась. Их мероприятия, митинги показали, что фактически сегодня оппозиции как таковой в Азербайджане нет.

— Баку на официальном уровне с самого начала заявил, что Азербайджан не вступит в Евразийский экономический союз. Вы же выступаете, судя по всему, за вступление Азербайджана в ЕАЭС?

— У нас свое мнение. Мы считаем, что Азербайджан должен войти в те организации, которые сближают государства.

— С Россией?

— ЕАЭС состоит не только из России, туда входят Белоруссия, Казахстан. Естественно, ведущую роль играет РФ — в силу сложившихся исторических моментов: и по силе, и по бюджету, и по населению, и по государственности.

Если взять в пример другую организацию – ШОС, там также не только Россия. И я считаю, что Азербайджан должен войти и в эту организацию. Ведь Турция там находится в качестве наблюдателя?

— Как вы считаете, из чего все-таки исходят политические элиты Азербайджана, не желая вступать в ЕАЭС?

— Мне кажется, что мы хотим декларировать себя независимо от всех. Показать, что мы самостоятельное государство, самодостаточное, что нам никакие союзы не нужны, и мы нигде не хотим участвовать. И я до этого говорил, что есть силы, которым невыгодны открытые границы внутри содружеств.

— Можете подробнее рассказать, что за силы?

— Те, кто наживается на существовании границы: это таможенная организация, это монополисты. Все в Азербайджане это прекрасно знают. Кстати, наш президент тоже все время критикует монополизм.

— А если критикует, значит, он не может в своем стремлении не вступать в ЕАЭС исходить только из их интересов…

— Значит, есть какие-то только ему ведомые моменты. Я считаю, что время покажет, у президента будет политическая воля, и он на этот шаг пойдет. 

— Вас не смущает, что одним из участников Евразийской интеграции является Армения?

— Армения – член СНГ, она входит в Организацию Объединенных Наций. И что, мы должны отовсюду выходить только потому, что там есть Армения? Нет, конечно.

Я считаю, что мы, наоборот, должны быть во всех международных организациях, которые полезны Азербайджану, в которых есть Армения, чтобы доказывать свою политику, то есть показывать свою позицию. А избегать участия из-за того, что есть Армения, я считаю несерьезным.

— А карабахский вопрос может решиться в рамках Евразийской интеграции?

— Для Азербайджана здесь есть как минимум один очень позитивный момент. В ЕАЭС государства вступают в рамках международно признанных границ, что наглядно показал пример с Арменией, когда ее вхождение было осуществлено строго без оккупированных азербайджанских территорий. Таким образом, в случае вступления Азербайджана в ЕАЭС Россией, Белоруссией и даже Арменией будет в очередной раз признан и подтвержден суверенитет нашего государства и его неотъемлемое право на Карабах и семь оккупированных агрессором районов.

— Вы испытываете давление со стороны властей в связи с вашим движением?

— Активного давления не было. Но не дают место в прессе и т.д. То есть косвенно свое отношение показывают. Но у меня нет никакого сотрудничества с ними сегодня.

— Объясните: у Азербайджана хорошие отношения с Казахстаном, прекрасно выстроены двусторонние отношения с Белоруссией и сильная динамика сближения с Россией. Исходя из всего этого, зачем властям блокировать публикации о вашем движении, ведь, по сути, оно никак не противоречит той политике, которая проводится?

— Потому что это не их инициатива. Это инициатива, которая не исходит от властей, она не принимается.

— Власти боятся конкуренции?

— Я не знаю, в чем причина, надо спросить у них…

— А вы как полагаете: вы действительно представляете угрозу властям Азербайджана?

— Нет. Я никогда угрозы не представлял. Я никогда не участвовал ни в каких выборах – это первое. И второе: для меня главное не должность, я и так на должности достаточно был. Для меня все это пройденный этап. Сегодня со своими знаниями, опытом и связями я хочу что-то сделать для Азербайджана. Я считаю: то, что я сейчас делаю и говорю – это во благо Азербайджана

— Вы же планируете, чтобы ваше движение усиливалось… 

— Это же только начало…

— А какая конечная цель? Создать партию?

— Конечная цель — чтобы азербайджанский народ жил лучше, укрепилась азербайджанская государственность, чтобы на всей территории Азербайджана действовали его законы и Конституция. Сегодня на 20% территорий этого нет. Поэтому я буду бороться, чтобы Азербайджан восстановил полную свою государственность на всей своей территории.

— Вы планируете работу с политическим полем Азербайджана?

— Сегодня такой политической силы в Азербайджане я не вижу.

— Но, может, какие-то близкие вам по духу политические организации присутствуют?

— Нет. В Азербайджане есть только прозападная оппозиция…

— А пророссийской силы нет?

— Нет ни одной. Есть разрозненные группы людей.

Какой у вас план действий на ближайшее время? Агитработа, попытки добиться большего доступа в СМИ?

— Прежде всего мы будем организовываться и стараться эту тему выводить на дискуссии — причем цивилизованные, а не огульные. Наша главная цель в Азербайджане – об этом говорить, убеждать людей.

— Вы будете искать каких-то партнеров в Казахстане, Белоруссии, России, которые оказывали бы вам содействие?

— Я не отказываюсь от сотрудничества не только с Казахстаном, Россией. С любой политической силой, даже в Европе, которая будет разделять наши взгляды, мы, конечно, будем сотрудничать.

Почему не сотрудничать? Если главы государств наших будут сотрудничать, я считаю, что сотрудничество должно на всех уровнях проходить. Даже если это оппозиционная партия, даже если это общественная организация, если это гражданское общество, все должны между собой сотрудничать.

— Опасаетесь реакции властей?

Нет, не боюсь. Те, кто знаком со мной, знают, что для меня интересы Азербайджана превыше всего. С другой стороны, я высказываю свое мнение. И если кто-то хочет подискутировать со мной, я готов. Я о чем думаю, о том и говорю…

Таша Титова

Источник: kavpolit.com

Leave a Comment