В мае 2016 года Рязанский кожевенный завод отпразднует свое 100-летие. К юбилею флагман легкой промышленности не только России, но и Европы подходит на подъеме: освоены новые способы отделки, которые войдут в моду в 2017 году, мировые автопроизводители ведут переговоры об использовании рязанских кож для отделки салонов своих автомобилей. Наконец, продукция завода будет использована в проекте «Кортеж» — она украсит интерьеры президентского лимузина и машин руководства страны.
Предприятие начиналось с небольшого заводика, перенесенного в 1916 году из Риги. Через 50 лет завод выпускал десятки видов обувных и галантерейных кож, носил титул предприятия отличного качества и коммунистического труда и стал первым на рязанской земле заводом-орденоносцем. Еще 20 лет производство здесь развивалось поступательно и плавно, а с 1988 года началась новая эра. Итальянская фирма Cologo построила на окраине Рязани огромный завод, начинив его самым современным оборудованием.
Слоган Рязанского кожевенного завода «Гигантские размеры, объемы и возможности». Территория завода 480 тысяч квадратных метров. Наладчики, технологи и другие вездесущие специалисты передвигаются по делам на велосипедах. Завод работает в три смены, его мощности загружены на 100 процентов.
В Рязани выпускается более трети российских кож, половина продукции идет на экспорт в Европу и Азию. Примерно 60 процентов кож рязанской выделки используется в обувном производстве, остальное покупают изготовители одежды, аксессуаров и мебели. Партнерами завода являются мировые бренды — такие как IKEA и ZARA.
Активно развиваются новые направления: кожа для авиации и производства автомобилей. В качестве обивки для кресел самолетов, помимо гладкости, хороших тактильных ощущений и приятного запаха, рязанская кожа обладает еще одним важным свойством — она не горит. Предприятие ведет переговоры с крупнейшими автоконцернами, чье производство локализовано в России: Volkswagen, Mitsubishi. В заводском шоу-руме стоит обтянутое двухцветной перфорированной кожей кресло с логотипом АвтоВАЗа. Участвует предприятие и в проекте «Кортеж» — лимузин президента России будет отделан рязанской продукцией.
В том же шоу-руме выставлены кожи диковинной выделки: pull-up при натягивании меняет цвет, wet-white экологична — для ее дубления используются растительные ингредиенты. Чтобы подчеркнуть подлинность продукта — производители кожзама достигли невиданных высот, — на коже настоящей оставляют природный брак: мелкие шрамы и другие шероховатости. Есть кожи винтажные и аванградные. Специфика производства заставляет рязанских кожевенников не только следовать за модой, но и на пару лет ее опережать.
— Нам в наследство досталось столь огромное производство, что другого выхода, кроме как выходить на новые рынки и разрабатывать новые продукты, просто нет, — рассказал генеральный директор завода Юрий Литвинов.
Кроме стойкости к огню, есть у кожи и другие уникальные свойства. Она, к примеру, пропускает воздух, но задерживает воду. У рязанского завода есть даже специальный демонстратор, изготовленный в Германии: стеклянную колбу делит пополам кожаная мембрана. Сверху вода, внизу сухо. При помощи груши в нижнюю половину можно накачать воздух — тогда вверх от мембраны побегут веселые пузырьки. На всех выставках к демонстратору выстраивается очередь.
Санкции Запада и курс на импортозамещение оказались на руку производителям кожи — количество импортной продукции на отечественном обувном рынке сократилось на 40 процентов, российские производители воспрянули духом, наращивают объемы производства и закупают все больше кожи. Помогает и правительство — запрещая, скажем, животноводам отправлять сырье за границу. Обеспечение поставок шкур крупного рогатого скота в достаточном количестве — самая насущная проблема кожевенников.
— Рязанские предприятия кожевенной промышленности до недавнего времени испытывали дефицит сырья. Одна из основных причин заключалась в значительном вывозе кожевенного сырья за рубеж. В результате могла пострадать не только кожевенная отрасль, но и другие смежные секторы экономики. В августе 2014 года правительством РФ был введен временный запрет на вывоз сырья до 25 ноября 2015 года. И это дало положительный результат. Ко мне не раз обращались руководители «Русской кожи» с тем, чтобы пролоббировать на федеральном уровне вопрос о продлении запрета. Я обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с письмом о рассмотрении возможности продления запрета. Наша просьба была услышана. Мораторий продлен до 30 мая 2016 года постановлением Правительства РФ, — рассказал глава региона Олег Ковалев.
— Мы входим в новые сегменты рынка не только для развития, но и чтобы застраховаться от колебаний конъюнктуры: одни отрасли проседают, другие растут, потом наоборот. Перераспределяя потоки сбыта, мы обеспечиваем равномерную загрузку мощностей. То же самое с географией: иногда спрос больше в Европе, иногда в Азии. Мы хорошо представлены в Белоруссии и Индии, группа компаний «Русская кожа», в которую входит наш завод, владеет предприятиями в Испании и Китае. Ну а Россия — это главный рынок. Здесь мы исторически, да и логистика намного проще, — продолжил Литвинов.
Вне зависимости от рынка сбыта вся рязанская продукция соответствует самым жестким европейским требованиям. Предприятие прошло сертификацию по стандарту ISO и ежегодно тратит 300 миллионов рублей на техническое перевооружение.
«Инвестиции большие, принята программа полного обновления производства к 2020 году. Но если этим не заниматься, мы просто вылетим с рынка», — заметил директор. Большое внимание уделяется и экологии, поскольку химии в выделке кож используется предостаточно. Правда, химии первоклассной — завод использует продукцию лучших немецких концернов.
— Завод строился при Советском Союзе и в проект были заложены жесткие экологические нормы того времени. Нам остается только выдерживать их. Ежегодно в совершенствование систем очистки вкладывается от 20 до 40 миллионов рублей, — рассказал Литвинов.
Антон Валагин
Источник: rg.ru