Экономика

Чем опасен ажиотажный спрос в российских магазинах?

Россия переживает потребительский бум, какого не было много лет. Люди массово бросились скупать все, в чем еще недавно себе отказывали, – начиная от мехов и телевизоров 4K и заканчивая мебелью и квартирами в новостройках.

Интернет-ритейлеры также свидетельствуют: на фоне ослабления рубля иностранцы массово закупаются в России. Все спешат сэкономить, ведь завтра цены явно будут выше. И многие поставщики уже принялись переписывать ценники, хотя шопоголиков это пока не останавливает.
Расплата за ажиотажный шоппинг наступит уже скоро. Январь, когда окончательно опустеют прилавки, а у людей кончатся деньги, окажется самым тяжелым для российской экономики за многие годы. А потом и до потребителя дойдет отрезвление, что он набрал в квартиру горы барахла, а вот на черный день запасов не осталось… 

Ценники без товара как примета времени

Вчера вечером прогулялся по магазинам – пора ведь покупать новогодние подарки. Ажиотаж неимоверный! В салонах электроники полки с планшетами и нетбуками опустели давно, даже старые ценники продавцы не убирают. Используют их как маркетинговый ход.

– Смотрите, у нас iPad mini 2 утром последний забрали, стоил всего 15.990, – указал мне на ценник в витрине парень в неофициальном «яблочном» салоне. – Берите третью модель, пока еще есть.

– И сколько?

– 29.990.

Эге, нет! Безделушка, которая и до кризиса стоила недешево, сейчас вовсе зашкаливает. Но люди раскупают «яблочные» продукты, как горячие пирожки. А цены все растут. В «Цифрограде», признался продавец, уже дважды за день выставляли новые ценники. В итоге, например, iPad mini 2 подорожал с 17 до 27 тысяч рублей! И это не предел, ближе к Новому году ждут новые рекорды.

– Но ведь техника все равно со временем дешевеет? – спрашиваю продавца.

– Дешевеет?! Забудьте это слово!

В гипермаркете «М-Видео» на кассах не протолкнуться: люди тащат телевизоры, холодильники, стиральные машины. Все огромное, дорогущее. Потому что компактных, дешевых моделей не осталось уже вечером вторника, когда обвалился рубль.

Примета дней – половина продавцов обслуживает покупателей, другая – переклеивает ценники. Только я успел купить электрочайник, как следом отдел закрыли на «переоценку». На следующий день модель стоила на три сотни рублей дороже.

– Некогда, некогда, никаких консультаций! – отмахиваются мчащиеся по торговому залу продавцы от покупателей, которые ждут консультаций. В приоритете – те, кто уже определился с выбором. Иначе на всех времени не хватит.

Курс валют как горячечный больной

Продавцам грех жаловаться. Их зарплата «привязана» к выручке. Представьте, какие премиальные они получат перед Новым годом! А потом – лапу сосать, ведь пустые прилавки в январе вряд ли наполнятся.

Многие западные компании уже заявили, что замораживают поставки продукции в Россию. Это, в частности, автоконцерны General Motors (бренды Chevrolet, Cadillac, Opel), Audi, BMW, Jaguar Land Rover… Они выжидают, пока курс рубля стабилизируется, а пока направляют машины, предназначенные для России, в другие страны. Подогревает ситуацию и то, что в Москве планово остановлены сборочные производства Renault и Nissan (в связи с оптимизацией товарных запасов).

После объявления о грядущем повышении цен приостановила продажи кухонной мебели и бытовой техники шведская компания IKEA.

«Заморозили» поставки в Россию (накануне начала поступления новой, весенней, коллекции) компании, управляющие Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, Zara, Bershka… Многие магазины одежды (особенно в премиальном сегменте) отказываются от шикарных предновогодних акций и распродаж.

Не обошел валютный кризис стороной даже пищепром: приостановили отгрузку продукции компания «Сады Придонья» (производит овощные и фруктовые соки) и крупнейший импортер вин Simple. И это лишь самые резонансные примеры. Объявили о повышении цен и дистрибьюторы лекарств, такие как «Протек» и Stada.

На этом фоне россиянин грустно хмыкнет новости из столичных деловых изданий: мол, ювелирный дом Cartier’s тоже планирует повысить розничные цены на 40-50%.

Все производители объясняют это нестабильной ситуацией на рынке и стремительным ростом доллара и евро. Когда возобновятся поставки, неясно: курсы валют скачут ежедневно, словно горячечный больной. В любом случае, повышение цен будет ощутимым – что на автомобили, что на одежду. И совпадет это с тем, что у людей кончатся предновогодние накопления.

Значит, на фоне гигантского ажиотажа вокруг ритейла (скажем, Ozon заявил о двукратном росте продаж в сравнении с прошлым декабрем) падение будет еще более ощутимым: январская рецессия побьет все рекорды

 «Опора» тушит огонь керосином

Многие торговые сети, пользуясь всеобщей неразберихой, подымают цены абсолютно необоснованно. Например, Apple официально объявлял о пересмотре ценников пока лишь однажды – 26 ноября, следующий раз это должно произойти 24 декабря (а до этого времени здесь сокращена программа рассрочек). Тем не менее, все официальные дистрибьюторы техники задрали цены, ссылаясь якобы на решение «головной» компании.

Честнее повел себя Samsung, который пока что пересмотрел цены лишь на несколько ходовых моделей. Но это не мешает продавцам переписывать этикетки, как им вздумается. Хотя продают-то они товарные запасы из старых закупок, по прежним ценам. Правда, никакого контроля за ценами (а по сути, за спекуляциями) государство не осуществляет: хочет покупатель платить на 10 рублей больше за iPad – пусть платит.

– Дополнительный спрос населения взвинчивает рост цен. Ритейлеры видят, что их продукцию сейчас в любом случае купят, заранее повышают цены, хотя им изначально не было в этом смысла, так как товарные запасы были куплены еще по прежнему курсу доллара, – объясняет аналитик по финансовому сектору компании «Инвесткафе» Михаил Кузьмин

Еще одна причина потребительского бума – это циркулирующие в обществе слухи: например, люди твердят о грядущей деноминации рубля (плохо, правда, понимая, что это такое). А на следующий день после «черного вторника» в соцсетях принялись массово распространять сообщения, будто Сбербанк останавливает выдачу наличных и обслуживание депозитов.

И до сих пор в банкоматах стоят огромные очереди из людей, стремящихся снять деньги. Ажиотаж столь огромен, что сотрудники банков даже не успевают заправлять деньги в устройства. Из-за недостатка наличности даже в некоторых операционных офисах ограничили выдачу крупных сумм (в рублях, естественно, поскольку валюта кончилась еще неделю назад).

Если дозвониться в call-центр Сбербанка, то в первую очередь автоинформатор вас подробно просветит по поводу того, что никаких ограничений на оборот наличности здесь не вводилось. Жаль только, что об этом так же регулярно не твердят на федеральных телеканалах – здесь по-прежнему Украина, Обама, газ…

Никто из опытных и авторитетных экономистов не спешит развеивать слухи, пользуясь низкой правовой культурой россиян. Скорее наоборот: пытаются тушить костер керосином. Как, например, «Опора России», которая официально обратилась в Минэкономики РФ с просьбой разрешить ставить ценники (а также устанавливать стоимость госконтрактов) в «у.е.». А ведь подобные предложения иначе как провокационными не назовешь: нужно гасить панику на потребительском рынке, а не подогревать ее.

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com

Leave a Comment