Оказывается, не всем аграриям приходится по душе и по карману чересчур теплое лето. Если жители центральных регионов России в нынешний каникулярный сезон жаловались на непогоду, то дальневосточное население уповало на перманентный дождь и даже кратковременную изморось. Именно при таких вполне переносимых осадках можно наблюдать наиболее удачную путину, при которой рыба сама идет в сети.
Однако в этом году на Дальнем Востоке путина оказалась на грани провала. Сахалинская область вместо привычных 250 тыс. тонн лосося смогла предоставить рынку чуть меньше 30 тыс. тонн. В целом в регионе было добыто около 205 тыс. тонн красной рыбы (включая кету).
Как полагают эксперты, вина в сокращении поголовья лосося лежит на глобальных климатических изменениях. Другие промысловые зоны — Тихо-Океанский регион и Северная Америка — пострадали в не меньшей степени. По словам замглавы Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра Игоря Мельникова, период добычи лосося и других видов рыбы, дающих рынку красную икру, остался позади. Наиболее это заметно в Корее и Японии, однако Россия по этому неблагополучному показателю не отстает.
Как утверждает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова, участников российского рыбного рынка погубят осенний улов, а также жадность и непрозрачность. «Российский рынок деликатесов по-прежнему мало связан с законами экономики. Из-за потепления в Японии по итогам сентября и октября у нашего южного соседа производство красной икры сократилось на 40%. Данный факт стал драйвером стремительного роста на икру в Стране восходящего солнца. В России, в частности на Камчатке и в Магаданской области, зафиксирован впечатляющий улов лососевых. Показатели добычи лососевых в целом остаются на лучших отметках десятилетия», — отмечает эксперт.
Почему тогда дорожает икра? Внутренний российский рынок ввиду падающих доходов и ограниченных возможностей потребителей не может переварить 20-процентное повышение розничных цен на икру с нового улова, на котором настаивает государство. Если отечественным компаниям удастся воспользоваться сложившей конъюнктурой рынка и заработать больше в Японии и других странах, это можно понять. Мировая ценовая прогрессия не позволяет расслабиться отечественным производителям и ритейлерам — если годом ранее оптовая цена на икру варьировалась от 3,3–3,5 тыс. до 2,2–2,5 тыс. рублей за килограмм, то сейчас она может достичь 4 тыс. рублей. В Москве в рознице цена доходит до 5,5–6 тыс. рублей. «Рассчитывать на крупный рост потребления в России не стоит. Он и так уже упал в три раза по сравнению с 2013 годом. Предусмотрительность производителей доведет до того, что при повышении цен даже на 100–200 рублей за полкило выльется в вычеркивание икры из новогоднего меню россиян с низкими и средними зарплатами. Икра превратится в невостребованный продукт и станет пылиться на складах и прилавках. К сегодняшней оценке можно добавить, что такое развитие событий станет подножкой всему дальневосточному рыбному комплексу».
«Перепады курса доллара, падения и скачки барреля нефти понятны с точки зрения ценообразования импортных продуктов. Тогда при чем икра? Не понятно, почему скачки цен на этот продукт в других обедненных природными ресурсами странах должен отражаться на кошельках рядовых россиян», — полагает Анна Бодрова.
Только потребление красной рыбы в России неуклонно снижается. В 2013 году этот продукт в охлажденном виде в России был закуплен в рознице в 170 тыс. тонн. В прошлом году мы сократили свои апетитит втрое.
«Рыбаки на Камчатке сразу воспользовались моментом, чтобы взвинтить цены на 30%. Осенью прошлого года килограмм горбуши стоил 130 рублей, сейчас — около 180 рублей», — отмечает вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин.
Если следовать этим темпам, то к концу года новогодний стол можно будет украсить баночкой излюбленного деликатеса уже не по 600 рублей, а куда дороже. Поэтому любителям дорогостоящих деликатесов стоит поторопиться.
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram
Источник: mk.ru