Сравним две позиции. Официальную, с заботой о простой домохозяйке, которая уже сейчас думает над калькуляцией новогоднего стола. А чего тут думать, ей уже заготовлены варианты. Правда, выбор небольшой. Какой новогодний праздник без традиционных салата “оливье» и «селедки под шубой»? 22 ноября, выступая на заседании в Госдуме, глава Центробанка Эльвира Набиуллина специально для депутатов (видимо, не все парламентарии разделяют экономический оптимизм) подсчитала два индекса — можно их считать новогодними. Как в 2017 году выросли цены на набор продуктов для традиционных новогодних блюд?
Оказывается, «оливье» за весь нынешний год подорожал всего-то ничего, на 1,2% — до 312 рублей. А «селедка под шубой» и того лучше, даже подешевела на 0,9% — до суммы 150 рублей. Правда, председатель ЦБ не уточнила, о каком количестве салата идет речь. А объем, согласитесь, имеет значение.
Ну, так вот, все бы в этой мажорной картине было здорово, если бы не наши подозрительные и недоверчивые сограждане. Невзирая на реальные 1,2 % и 0,9 % (со знаком минус!) они ожидают инфляцию в 8-9 %. Хотя даже по Росстату на 15 ноября она составляла 2,6%.
По каким-то причинам (правительство пока не понимает по каким именно) ощущение инфляции у людей гораздо выше, чем она есть на самом деле. И оно, правительство, очень хочет добиться доверия населения к своей политике. Чтобы дорогие россияне могли распоряжаться семейными деньгами, не помышляя о росте цен и не шарахаясь из стороны в сторону…
При оценке наблюдаемой населением инфляции для экономического всеобуча власти предлагают нам с вами оценивать рост цен по трем группам товаров-маркеров: фрукты и овощи, чай и кофе, сахар. Сюда по каким-то причинам не входит мясо и колбасные изделия с хлебом насущным, молоко и молокопродукты. Хотя это товары повседневного спроса, и каждая домохозяйка скажет, что в магазине они дорожают чуть ли ни каждый день. И их инфляция совершенно точно не вписывается даже в ожидаемые 8-9 %, что говорить про правительственный прогноз в 2,6 ?..
Как нужно относиться к подобной позиции властей — поинтересовался «МК» у экономистов.
— Наверное, можно согласиться с приведенной в Госдуме арифметикой, в ней нет подтасовывания цифр, — считает доктор экономических наук, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений ГОНТМАХЕР.- Однако здесь нужно учитывать два момента Первое: даже по официальной статистике доходы нашего населения продолжают падать По итогам третьего квартала по отношению к этому же периоду 2016 года, тоже самое можно сказать и по результатам 2-го квартала. Спорить с этими цифрами бесполезно.
Второй момент — власти всегда говорят о средних зарплатах по России. У кого-то она выросла, мы знаем, что в Москве составляет больше 90 тыс. рублей в месяц. Но у основной группы населения страны, в том числе и у москвичей, падение доходов составляет и 5, и 10 %…
Конечно, при снижающейся инфляции те, кто получают высокую зарплату жить стали лучше. И за счет их благополучия нивелируется незавидное положение бедных слоев населения. Это ведь классика мировой экономики: инфляция больнее всего бьет по малоимущим. Активнее всего дорожают продукты, которые покупаешь каждый день. А в России тех, кто живет у черты бедности не меньше половины !
Вот почему люди не верят в «улучшение». У них свой калькулятор, стол, в том числе и новогодний, становится все беднее. Это общее ощущение россиян, которые в разных городах и весях страны живут на одну зарплату.
Вот власти и рисуют для себя достаточно благостную картину. Социальной катастрофы вроде бы нет, даже проскальзывают обнадеживающие тенденции в макроэкономике. Но что делать той половине страны, которая выживает, считает копейки?
Источник: mk.ru