Экономика

Восточный лакомый кусок от Сбербанка

Сбербанк сообщил о подписании с дубайским Emirates NBD обязывающего соглашения о продаже 99,85% акций своей «дочки» в Турции — Denizbank. В соответствии с подписанным соглашением стоимость 99,85% акций составляет 14,609 млрд турецких лир (порядка 200 млрд. рублей). Цена основана на консолидированном собственном капитале Denizbank на 31 октября 2017 года, расчеты по сделке пройдут по механизму «locked box» (закрепления стоимости акций на момент подписания соглашения).

Как уточнил финансовый директор Сбербанка SBER.MM Александр Морозов, финальная цена будет зависеть от сроков закрытия сделки и динамики валютных курсов, и в результате может достичь 210 млрд. руб. Специалист пояснил, что Сбербанк приобрёл Denizbank в 2012 году почти за 148 млрд рублей (с учётом докапитализации). «Покупка Denizbank совершалась в рублях, и именно в российской валюте была отражена на балансе, с учетом изменения курса валют с 2012 года, продажа актива имеет однозначно положительный эффект на капитал и прибыль Сбербанка», — сказал Морозов.

Сделка еще должна быть одобрена регулирующими органами Турции, России, ОАЭ и других государств, в которых работает Denizbank. Но особых сомнений в том, что это произойдет, у участников соглашения нет. Они ожидают, что при всех возможных бюрократических препонах, она будет закрыта уже в текущем, 2018 году.

Судя по сообщениям участников соглашения, сделка представляется крайне выгодной для обеих сторон. Emirates NBD выплатит процент на покупную цену за период с 1 ноября 2017 года и по дату закрытия сделки, при этом прибыль Denizbank за период с даты locked box до закрытия сделки останется в распоряжении покупателя. На закрытии сделки Сбербанк также уступит Emirates NBD права требования по субординированным кредитам Denizbank, ранее предоставленным Сбербанком. После закрытия сделки Сбербанк перестанет быть акционером Denizbank.

Чтобы оценить масштабы сделки и ее международный эффект, достаточно сказать, что Denizbank — пятый по величине частный банк в Турции. Размер его активов составляет 169,4 млрд турецких лир, кредитов для клиентов — 119,2 млрд турецких лир, депозитов и вкладов — 115,7 млрд (по данным на 31 марта 2018). Сеть банка включает 751 офис, из которых 708 расположены в Турции и 43 на территории других государств (Австрии, Германии, Бахрейна, России и Кипра). Клиентами банка являются 11,8 млн человек, он предоставляет свои услуги через 5,9 тыс банкоматов. А во всех его подразделениях трудится свыше 14 тыс. специалистов.

По всем параметрам, на финансовом рынке — это весьма лакомый кусок, на что обратил внимание в своем комментарии президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф. «Denizbank – один из самых привлекательных активов на банковском рынке Турции, мы высоко ценим команду менеджмента и достигнутые результаты за время нашего владения, начиная с 2012 года. Решение о продаже Denizbank связано с изменением стратегии в части международного развития Группы Сбербанк и позволит нам в дальнейшем сконцентрировать свое внимание на развитии экосистемы Сбербанка», — заявил Греф.

Очень доволен результативной покупкой и банк из Эмиратов. «С помощью этой сделки Emirates NBD укрепит свою позицию ведущего банка на Ближнем Востоке и в Северной Африке и достигнет значительной диверсификации своих операций как в новых странах, так и в различных сегментах бизнеса», — прокомментировал соглашение управляющий директор Emirates NBD Хешам Абдулла Эль-Касим. Действительно, как подсчитали банковские специалисты, после приобретения турецкого банка Emirates NBD расширит свое международное присутствие до 13 рынков, а его международные активы превысят 30% консолидированного баланса.

Надеется на рост финансовых параметров в результате сделки и Сбербанк. Эту уверенность разделяют и ведущие эксперты финансового сектора.

«Продажа Сбербанком Denizbank — правильное, своевременное и дальновидное решение, — прокомментировал сделку Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков. Причиной тому он назвал нестабильную ситуацию в Турции, как в политической сфере, так и финансовой. В последние месяцы там наблюдается высокая волатильность национальной валюты: только с начала 2018 года турецкая лира упала на 20%, что, безусловно, не могло не отразится на экономике страны. Кроме того, внешнеполитическую позицию Турции не назовёшь простой. Как известно, 24 июня в стране пройдут парламентские и президентские выборы, на которых возможны сюрпризы. «А в Сбербанке работают профессионалы, которые заблаговременно просчитывают потенциальные риски. К тому же Denizbank давно уже не показывал существенного роста. В Сбербанке же понимают, что любой бизнес должен приносить прибыль. Впрочем, российский банк сейчас чувствует себя уверенно: он стабильно показывает выдающиеся финансовые результаты, расширяет свои позиции на международной арене. И это несмотря на санкции со стороны Запада. И вполне вероятно, что освободившиеся после продажи Denizbank средства Сбербанк эффективно использует в других перспективных проектах, которые в свою очередь станут подспорьем для дальнейшего роста российской экономики», — пояснил Аксаков.

Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра», со своей стороны, выделил сразу несколько причин, которые подтолкнули руководство Сбербанка заключить данную сделку. Во-первых, высокая конкуренция на рынке Турции и сложности, возникшие с привлечением пассивов; во-вторых, сумма от сделки в $3,2-3,4 млрд. положительно отразится на коэффициентах достаточности капитала Сбербанка, что послужит поводом для роста дивидендов; в-третьих, уменьшение санкционных рисков и защита капитала Сбербанка при возможной волатильности курса рубля.

Решение «Сбербанка» продать Denizbank является верным, полагает Роман Ткачук, старший аналитик Альпари. По его словам, в последние годы Denizbank не демонстрировал роста, рентабельность была на среднем уровне. «В финансовой сфере принято избавляться от активов, не приносящих существенной отдачи. А освободившиеся средства будут направлены Сбербанком на более перспективные финансовые проекты. Наиболее вероятно, что это будут проекты внутри России – к международным активам, учитывая санкции и непростую политическую обстановку, отношение сейчас у российских компаний осторожное», — утверждает эксперт.

Сбербанк получит за турецкий банк хорошую цену в живых деньгах, добавляет Максим Харитонов, генеральный директор ИК «Харитонов Капитал». «Эта продажа сможет повысить достаточность капитала российского банка примерно на 1-1.3 процентных пункта, и это сейчас важнее и для Сбера, и для банковской системы в целом, чем владение иностранным банком», — считает эксперт.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru

Leave a Comment