Культура

Кремль открывает балетный сезон

Николетта Манни и Тимофей Андриашенко в балете «Жизель».

Фестиваль этот ежегодный и один из крупнейших в Москве, а с этого сезона (после того как худрук Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лоран Илер объявил, что аналогичный фестиваль у них в театр больше проводиться не будет) в таком формате, еще и единственный. Правда и сам фестиваль в Кремле, в отличие от прошлых сезонов стал скромнее, значительно уменьшив количество спектаклей представленных на нем. В этом, как и в прошлом году, их было всего пять.

Открылся фест «Щелкунчиком» в редакции Андрея Петрова. Было что потанцевать в этом спектакле впервые выступившему в Кремле танцовщику из Болгарии Николе Хаджитаневу. Как и в Парижской Опере в редакции Нуреева, здесь главный герой Дроссельмейер, который во сне Мари становится Принцем-Щелкунчиком, и главная мужская партия таким образом увеличивается почти в два раза.

Николу в Москве помнят со времен его участия в знаменитом Московском Международном конкурсе артистов балета, что раз в четыре года проводится в Большом. В 2005-ом он выступал по младшей группе и состязался с самим Иваном Васильевым. С тех пор Никола вырос, стал премьером Софийской Национальной оперы, и теперь в его танце чувствуется мастерство и художественная зрелость.

Приятно удивила и его партнерша — совсем неизвестная в Москве Марта Петкова, выступившая в «Щелкунчике» в роли Мари. Удивила прежде всего своей красивой и окультуренной стопой, легкостью и искристостью танца. А вместе с ней хорошо смотрелась и вся труппа «Кремлевского балета», особенно женский кордебалет в «Вальсе нежных хлопьев». Своими «вихревыми» вращениями в этой сцене вызвали аплодисменты зрительного зала «Снежные вихри» (эксклюзив редакции Петрова) Амир Салимов и Даниил Росланов. Кремлевская труппа вообще может похвастаться своим художественным и техническим уровнем. В этот раз на фестивале блистали такие её танцовщики как Егор Мотузов, Ирина Аблицова, Наталья Балахничева, Саори Коике, Ксения Хабинец, Александра Тимофеева, Дмитрий Прусаков, Сергей Васюченко и многие другие.

Было в этом «Щелкунчике», как впрочем и в других фестивальных спектаклях, множество вводов: в первых своих партиях на кремлевском форуме вышли вчерашние выпускники хореографических училищ Владимир Пискарев, Анатолий Соя, Арина Томилина и другие.

Главный сюрприз нынешнего фестиваля – участие в нем молодых и многообещающих артистов. Их звездный статус может быть не столь очевиден, зато продюсер фестиваля Айдар Шайдуллин предоставил московским зрителям редкую возможность наблюдать процесс становления будущих звезд. Так 23-летний Тимофей Андрияшенко пока лишь артист кордебалета театра Ла Скала, но уже танцует там главные партии. Пригласил его в миланский театр Махар Вазиев (в то время нынешний руководитель балета Большого театра возглавлял балет Ла Скала), перехватив таким образом инициативу у Большого, который не сумел заинтересовать своим предложением молодого танцовщика после победы того (золотая медаль в младшей группе) в престижнейшем Московском Международном конкурсе в 2013 году.

— Для меня в этой партии важно тронуть сердце каждого зрителя,– признается мне Тимофей Андриашенко после спектакля. — А этот спектакль очень ответственный, ведь последний раз «Жизель» я танцевал в ноябре прошлого года, и тогда это был мой первый спектакль после травмы. А вообще это всего лишь четвертая «Жизель», которую я танцую. Мой дебют в Ла Скала был именно в партии Альберта. Махар Хасанович дал мне возможность в ней тогда показаться, и первой моей партнершей в этом спектакле как и сегодня была Николетта Манни.

Полина Семионова и Иван Зайцев в балете «Баядерка».

Тронуть зрительские сердца Тимофею Андриашенко удалось. Их дуэт с примой театра Ла Скала Николеттой Манни отличался во втором акте романтической прозрачностью, гармонией и трепетностью чувств. Технически Тимофей очень вырос, и хотя его дебют на кремлевской сцене не был лишен недостатков, в целом перед нами один из потенциальных лидеров нового поколения. Приятно, что мои прогнозы, относительно этого артиста, которые я делал, подводя четыре года назад итоги московского конкурса, сбываются.

Настоящих международных балетных звезд на этом фестивале было всего две: Полина Семионова представлявшая Берлинский Государственный балет и Американский Балетный Театр (ABT) и Вадим Мунтагиров из лондонского Королевского балета (Ковент-Гарден). Семионова выйдя в одном из лучших классических спектаклей кремлевского репертуара («Баядерка», редакция Андриса Лиепы) в партии Никии, не смотря на то, что совсем недавно родила ребенка, была в прекрасной форме. Представительница московской балетной школы она покорила зрителей не только неизменной харизмой, горделивостью осанки и убедительной игрой, но и грациозностью танца, доказав, что на сегодня является одной из лучших классических прим в мировом балетном пространстве.

Под стать ей был и партнер – премьер Михайловского театра Иван Зайцев, который смог в партии Солора предъявить свои прекрасные внешние данные, а кроме того академическую выучку. Высокий и статный, с красивыми длинными ногами (к сожалению, скрытыми под «псевдоиндийскими шароварами» из кремлевского гардероба, хотя сам постановщик Андрис Лиепа танцевал этот балет в трико) и мужественными манерами (что сейчас редкость на балетной сцене), он поражал не только фактурой, красотой позировок и высокими зависающими прыжками, хорошо покрывая ими гигантскую сцену Кремлевского дворца. Прошедший «университеты» в труппе Бориса Эйфмана, Иван к тому же прекрасный актер. Он внес в трактовку партии много психологических оттенков, отражая различные эмоциональные состояния своего героя.

Столь же фактурен был в «Лебедином озере» и премьер лондонского королевского балета Вадим Мунтагиров, участвующий в фестивале звезд в Кремле не впервые. Добившийся мирового признания выпускник пермского колледжа также поражал воображение своими мягкими и красивыми ногами, приземлялся в идеальные пятые позиции и не смотря на единственную репетицию был предупредительным и надежным кавалером, составив гармоничный дуэт с Одеттой- Одиллией — американкой балериной Сарой Лейн.

С этого года 33–летняя Лейн, балерина, прославившаяся в нашумевшем оскороносном фильме «Черный лебедь» как танцевальная дублерша кинозвезды Натали Портман — прима ABT. В театре, взявшем курс на воспитание собственных кадров, а не приглашенных звезд со стороны (особенно русских), она наконец то добилась высшей позиции, которой ее долгое время обходили. Обходили, надо сказать, не напрасно. В том же Кремлевском балете, с которым артистка выступала, она вряд ли бы смогла получить какие-либо партии выше корифейских. Харизма у балерины есть, но подкачала внешность, рост, да и техника – короткие руки совсем не походили на лебединые, хотя американская балерина и пыталась «гнать» ими «волну», 28 вместо 32 фуэте, тяжеловатые прыжки – всё это делало её «самым слабым звеном» фестиваля.

Зато очень порадовали своим выступлением кубинцы Адиарис Альмейда и Тарас Домитро, танцовщики в балетном мире известные. В свое время артисты остались на Западе. Тем не менее, сегодня они имеют полную возможность выступать и на Кубе. Адиарис работала в балете Цинциннати, потом в Испании у Анхеля Корейи, затем в Бостоне. Тарас 9 лет проработал в Сан-Франциско, а сейчас гастролирует по миру в качестве свободного танцовщика. Не смотря на свои украинские корни (бабушка у танцовщика украинка), в нашей стране Тарас Домитро впервые.

Проблемы у кубинской танцовщицы почти такие же, что и у Сары Лейн — маленький рост, короткие ноги, излишние объемности в бедрах. Но техника у нее в отличие от американки виртуозная. Партнер тоже выдавал её, поражая воображение видавших виды балетоманов. Обладатель огромного прыжка и сценической харизмы, он был естественен и дерзок на сцене, а вместе с Адиарис Альмейдой создавал ощущение «цунами». Энергетика в танце кубинцев зашкаливала и била через край.

Три года назад у фестиваля, который по сути открывает московский балетный сезон, была хорошая задумка — начинать его премьерой. Но с премьерами в «Кремлевском балете» сегодня «напряженка», поскольку финансируется эта труппа (заметим, третья в Москве после Большого и Музыкального театров), к сожалению, по остаточному принципу. Премьеры не случилось и нынче, зато как нам удалось узнать, на следующий год она ожидается. Да еще какая! Переговоры уже успешно прошли, и следующий, седьмой по счету фест, предполагают открыть знаменитым балетом Бориса Эйфмана «Евгений Онегин», который крупнейший российский балетмейстер перенесет со своими ассистентами специально на кремлевскую труппу!

Источник: mk.ru

Leave a Comment