Министерство культуры РФ озвучило причины увольнения Ирины Лебедевой с поста гендиректора Третьяковской галереи: среди них затянутое строительство второго корпуса музея и отсутствие комфортной среды для посетителей, а также постоянные скандалы.

«Затянуто строительство второго корпуса. Постоянные скандалы. Так и не создана комфортная среда для посетителей, школьников, студентов, методистов. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром. В планах — снижение посещаемости на 15%», — приводится на сайте министерства комментарий директора Департамента культурного наследия Министерства культуры Михаила Брызгалова.

В министерстве пояснили, что означает «не создана комфортная среда для посетителей» — «нет кафе, магазинов, Wi-Fi».

Между тем, сама Лебедева, ранее говорила, что многие инициативы разбиваются о проблемы с кадрами и законодательство, напоминает «Эхо Москвы».

По информации «Газеты.ру», недовольство Минкульта также вызвала история с бесцеремонным удалением из галереи учителя рисования, проводившего экскурсию для своих учеников, и те комментарии, которые давала экс-директор Третьяковки по этому поводу.

Главной претензией департамента культуры Москвы к Лебедевой был ее отказ от участия в масштабных общегородских акциях, сказал ТАСС глава ведомства Сергей Капков. Он выразил надежду, что при новом руководителе Третьяковка впишется в культурный календарь города.

По словам советника президента по культуре Владимира Толстого, у Ирины Лебедевой была возможность остаться в музее, но лишь на должности научного сотрудника. Кроме того, ей предлагали должности «в других музеях и культурных учреждениях».

«Ее опыт как искусствоведа, безусловно, не вызывает никаких претензий», — цитирует слова Толстого заявление Минкульта.

Ирина Лебедева, считающаяся крупнейшим специалистом в области авангарда, возглавила Третьяковскую галерею в июле 2009 года, сменив на этом посту Валентина Родионова. Напомним, Родионов не хотел покидать этот пост и завил, что его отставка была не совсем добровольной, а свой пост он покидает под давлением со стороны министра культуры Александра Авдеева.

Лебедева работала в музее с 1985 года, последовательно прошла все ступеньки карьерной лестницы, была старшим научным сотрудником, специалистом по русскому авангарду, возглавляла отдел живописи первой половины ХХ века, входила в оргкомитет премии «Инновация».

В первые годы директорства Лебедевой о музее говорили не только в контексте новых выставочных проектов и образовательных программ, но и в связи с разногласиями в трудовом коллективе. Так, в 2011 году в сети появилось анонимное письмо, в котором сообщалось о коррупции в руководстве музея и планах по распродаже коллекции. Тогда среди причин его появления Лебедева указала конфликт поколений и отрицание нововведений частью коллектива. За директора Третьяковской галереи вступились другие работники музея во главе с министром культуры Александром Авдеевым.

Когда Лебедева стала директором Третьяковской галереи, все еще обсуждались планы о возможном сносе ЦДХ, где экспонируется часть музейной коллекции и проходят большие временные выставки. Тогда она активно лоббировала появление у галереи отдельного здания для показа искусства ХХ века, напоминает телеканал «Культура».

За время работы Лебедевой в качестве директора, в частности, был создан попечительский совет, реформирован лекторий и организовано несколько десятков выставок в России и за рубежом. Самые крупные среди них — «Святая Русь», которая после Москвы была показана в Лувре, «Видение танца. К столетию Дягилевских сезонов», «Александр Дейнека. Работать, строить и не ныть!» и многие другие.

Трегулова возглавила музейно-выставочный центр РОСИЗО в 2013 году. В конце января состоялось заседание коллегии минкультуры, на которой рассматривалась деятельность организации и подводились промежуточные итоги ее работы, которые весьма высоко оценил министр культуры. В частности, в 2014 году активизировалась выставочная деятельность при участии музейно-выставочного центра. Помимо собственных 30 экспозиций, там занимались созданием виртуальных музеев, региональных и международных проектов, среди которых «Палладио в России. От барокко до модернизма» в венецианском Музее Коррер и ретроспектива Казимира Малевича в лондонской «Тейт Модерн».

До прихода в музейно-выставочный центр Трегулова проработала в должности заместителя директора Музеев Кремля 11 лет, за это время была организована масса выставок декоративно-прикладного искусства и моды в содружестве с крупнейшими мировыми музеями. Это, в частности, «Сокровища оттоманских султанов», «Искусство Рене Лалика», «Пуаре — король моды», «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла II». Она принимала участие в создании нескольких выставок для фонда культуры «Екатерина», показанных в Монако и России. Это «Бубновый валет» и посвященная дягилевским сезонам экспозиция «Видение танца».

Ксения Ларина: «Опять чего-то мутят, не верю я им»

Комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн прокомментировал «Независимой газете»: «Зельфира Трегулова, с которой мы сделали много выставок, очень высокий профессионал, достойный такой должности. Думаю, Третьяковская галерея будет развиваться в правильном направлении. Ситуации со снятием Ирины Лебедевой я не знаю, поэтому комментировать не хотел бы».

Искусствовед и преподаватель МГУ Андрей Ковалев, назвав Трегулову «блестящим организатором», заявил, что не видит в размене фигур в Третьяковке ничего отрадного. По его словам, такие предложения, какое поступило Трегуловой, должны делаться гласно и о будущей смене руководства общественность должна знать заранее — минимум за полгода.

Новый директор должен иметь время, чтобы составить, представить и защитить свой выставочный проект и стратегию развития.

«Я не уверен, что Трегуловой дали на это время и она прямо сейчас сможет озвучить свою стратегию, — говорит он. — Это выглядит безобразно, потому что два блестящих профессионала поставлены в ситуацию неприятного конфликта. Лебедева — безупречный специалист по искусству XX века, претензии к которому могут возникнуть разве что на научной конференции. В этом смысле я не понимаю минкультовских начальников».

Критически отозвалась о том, как кадровое решение Минкульта было представлено в государственных СМИ, известная журналистка Ксения Ларина. По ее словам, в репортаже «Вестей» говорилось о том, что «Лебедева незаконно заняла служебную квартиру в Лаврушинском переулке за счет бюджетных средств, что Лебедева сдавала музейные залы для корпоративных вечеринок с видом «хоть на Девочку с персиками», хоть на «Три богатыря».

«Мне все это не нравится. Почему тогда сразу не сказали, что увольняют за превышение и злоупотребление. Зачем мямлят про какие-то кафе, магазины и вай-фай? Опять чего-то мутят, не верю я им», — подытожила она в своем Facebook.

Источник: newsru.com

Leave a Reply

Top Яндекс.Метрика