Первую славу Нансену принесла его экспедиция 1888 года, в ходе которой путешественник и пять его единомышленников сначала на нартах с собачьей упряжкой, а затем на лыжах пересекли Гренландию, достигнув эскимосского поселка на западном побережье, где Нансен занялся изучением жизни аборигенов. В ходе экспедиции, в том числе, удалось выяснить, что Гренландия покрыта снегом, а не голым льдом, и на её поверхности, вопреки существовавшим на тот период представлениям, нет «оазисов».
К слову, 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления экспедиции, прошла защита докторской диссертации Нансена «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин». По некоторым данным, в ходе этой защиты один из оппонентов заявил «Практически вряд ли можно надеяться, что молодой человек вернётся из этого похода живым, и если он будет счастливее оттого, что получил перед отъездом докторскую степень, так почему бы не дать ему её?».
Нансен возглавил знаменитую Норвежскую полярную экспедицию 1893—1896 годов, в ходе которой, в том числе, были уточнены северные границы архипелага Земля Франца-Иосифа, после обработки научных данных возникла новая научная дисциплина — физическая океанография. Путешествие стало первой полярной экспедицией XIX века, в ходе которой не было потеряно ни одного человека, а возвращение его участников на корабле «Фрам» стало в Норвегии национальным праздником. Впрочем, по воспоминаниям самого Нансена, всеобщее внимание скорее тяготило его.
В 1918 году Нансена был избран председателем Норвежского союза по созданию Лиги Наций, это предопределило всю его деятельность на протяжении следующих 12 лет, до самой кончины. Несмотря на традиционный нейтралитет скандинавских государств, Нансен добился избрания Норвегии полноправным членом Лиги в 1920 году и стал одним из трёх делегатов Генеральной ассамблеи Лиги. Ещё одним из его достижений на политическом поприще стало введение так называемого нансенского паспорта — международного документа, который удостоверял личность держателя, и впервые начал выдаваться Лигой Наций для беженцев без гражданства. Изначально паспорт Нансена предназначался только для русских эмигрантов, но со временем стал выдаваться и другим группам беженцев.
Вместо гербов государств на нансеновские паспорта наклеивались платные 5-франковые марки с изображением Нансена наклеивались на, символизирующих власть государства, после уплаты взноса и давали законную силу документу. Из средств, собранных за эти марки, формировался особый фонд, средства которого по большей части использовались для облегчения переселения и устройства беженцев в заокеанских странах, прежде всего в Южной Америке. В числе известных обладателей нансенского паспорта можно назвать Ивана Бунина, Владимира Жаботинского, Владимира Набокова, Анну Павлову, Сергея Рахманинова,, Зинаиду Серебрякову, Игоря Стравинского, Марка Шагала и Михаила Шемякина.
В 1938 году Нобелевскую премию мира за усилия по распространению нансенского паспорта Международный офис Нансена по вопросам беженцев. Сам Нансен стал нобелевским лауреатом в 1922 году.
Самое интересное за день в «МК» — в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.
Источник: mk.ru