Мыши помогли по-новому взглянуть на популярнейшую моральную дилемму

«Проблема вагонетки» обычно формулируется примерно следующим образом: неуправляемая вагонетка несётся в направлении пяти человек, привязанных к рельсам, а если повернуть стрелку, она поедет по другому пути, к которому привязан один человек. Сама дилемма заключается в том, будет ли с моральной точки зрения более правильным стрелку перевести. Если этого не сделать, погибнет больше людей, однако в противном случае человеку придется лично «приговорить» одного человека во имя спасения пятерых.

В опросах, носящих сугубо теоретический характер, люди довольно часто заявляют, что в подобной ситуации были бы готовы взять на себя ответственность и выбрать более «прагматичный» вариант. Приемлемых с моральной точки зрения способов достоверно проверить, как люди на самом деле поступят в таком случае, скорее всего, не существует — даже если в действительности эксперимент не будет никому угрожать, но участников об этом не предупредят, подобное может быть чревато психологической травмой для самих участников.

Тем не менее, в новом исследовании учёные придумали опыт, который не выглядит слишком «бесчеловечным», однако действительно ставит участников перед непростым моральным выбором. 192 человека оказались перед клетками с мышами, некоторых из которых, как пообещали учёные должно было болезненно ударить током. Если на протяжении 20 секунд человек не нажимал на кнопку, заряд получали пять мышей, однако нажатие приводило к тому, что он поступал в другую клетку, где была одна мышь. Ещё 83 людям подобный выбор описывался «на словах», и они должны были ответить, как бы поступили в ытой ситуации теоретически.

На самом деле, в ходе эксперимента не пострадали не только люди, но и мыши — в действительности никого из них не било током вне зависимости от решения участников эксперимента. Тем не менее, по словам учёных, лишь 12 из 192 участников заявили, что заранее догадались об этом.

Можно было бы предположить, что, столкнувшись с реально дилеммой, люди будут чаще предпочитать бездействие, как будто снимающее с них ответственность. Однако на практике результаты оказались противоположными — столкнувшись с реальным, а не гипотетическим выбором, люди примерно в два раза чаще нажимали на кнопку, чем остальные сообщали о таком решении в ходе теста.

Специалисты признают, что отношение участников эксперимента к грызунам может быть совсем не таким, как к людям. Тем не менее, главной целью было не столько выяснить, как именно большинство людей решили бы «проблему вагонетки», а проверить, насколько достоверный ответ на такие вопросы способно дать анкетирование.

Исследование было опубликовало в научном издании Psychological Science.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.