Наука и технологии

России нужны военные ледоколы

Кто проведет корабли Военно-морского флота в полярных широтах.

В марте будущего года в Санкт-Петербурге планируется заложить для Военно-морского флота головной ледокол проекта 21180. Как рассказал ТАСС информированный источник в оборонно-промышленном комплексе, техническое и рабочее проектирование нового заказа выполняется силами инженерного центра «Адмиралтейские верфи». Предполагается, что суда этой серии будут нести службу в Арктике и на Дальнем Востоке. По данным разработчиков, ледокол будет иметь современную энергетическую оснастку, винторулевые колонки, электропривод, работающий по новому принципу. Водоизмещение составит 6000 т, длина — 84 м, ширина — 20 м, высота борта — 10 м. В автономном плавании судно сможет находиться до 60 суток, максимальная дальность плавания — 12 тыс. миль.

По мнению экспертов, ледоколы могут быть оснащены лишь средствами ближней самообороны, то есть малокалиберной зенитной артиллерией, крупнокалиберными пулеметами, что не займет много места. То же касается и ПЗРК. Возможно, установят корабельную турельную пусковую установку «Гибка» с более точным наведением и высокой скорострельностью. «Если поставить более мощное оружие, то это уже будет не ледокол. Все-таки его задача лед ломать, а не противника кромсать».

Уже сейчас в прессе началась полемика: «А зачем нам нужен этот ледокол?» Дело доходит до утверждения, что сейчас частные иностранные и отечественные компании строят контейнеровозы, танкеры и другие суда усиленного ледового класса, которые способны обходиться без ледокольной проводки.

Битва за Арктику

Увы, сезон потепления в Арктике 2007-2009 годов, по-видимому, закончился. Мало того, в 2010-2011 годах сложилась необычайно тяжелая ледовая обстановка в Финском заливе и Охотском море, что заставило направить туда из Арктики большую часть ледоколов. А зимой 2013/14 замерзло Азовское море, и более 60 судов попали в ледовый плен, а еще свыше 100 судов из-за льда не вошли в Керченский канал (не в пролив). Надеюсь, о том, что Азовское море может замерзнуть и в этом году, помнят в военных министерствах ЛНР и ДНР. Так что Севморпути никак не обойтись без ледоколов.

Помимо экономических существуют и важные военно-политические аргументы в пользу строительства военных ледоколов. Так, например, США до сих пор считают остров Врангеля собственной территорией. Правда, в отличие от японцев, они не устраивают шумных представлений «Верните наши острова!». Тем не менее де-юре остров Врангеля Сенат и Госдепартамент считают американским. Соответственно в Оттаве считают сей остров исконной канадской территорией.

В сентябре 1921 года к острову Врангеля подошло английское судно, командир которого некий Стефенсон высадил десант, поднял британский флаг и объявил остров владением Великобритании. На острове был оставлен небольшой отряд. В конце лета следующего года британское судно из-за сложной ледовой обстановки не сумело подойти к острову Врангеля, и высаженные там англичане погибли от цинги.

Слухи об этом дошли до Владивостока. И командование белой Сибирской флотилии отправило туда канонерскую лодку «Магнит» выселять «просвещенных мореплавателей». Однако пройти к острову через льды «Магниту» не удалось, а осенью белые увели судно в Манилу, где оно и было продано адмиралом Старком вместе с остальными судами Сибирской флотилии.

Воспользовавшись безвластием на Дальнем Востоке, в 1923 году англичане высадили на нем новую промысловую партию. Чтобы вытурить иностранцев с острова и заодно провести исследование побережья, в июне 1924 года советское правительство решило отправить туда Особую гидрографическую экспедицию.

Экспедиция отправилась на остров Врангеля на канонерской лодке «Красный Октябрь» (до марта 1924 года — ледокол «Надежный»).

19 августа 1924 года она достигла северо-восточной оконечности острова Врангеля. Следуя вдоль южного берега на запад, «Красный Октябрь» подошел к бухте Роджерса и встал на якорь. Высадившись на берег, члены экспедиции нашли признаки недавнего пребывания здесь людей, но их самих в тот день не встретили.

20 августа на мысе, позднее названном Пролетарским, на специально сооруженной мачте в торжественной обстановке был поднят Государственный флаг СССР.

При обследовании острова были захвачены канадец и четыре эскимоса. После проведения всех намеченных исследований канонерка 29 августа 1924 года вернулась во Владивосток.

В 1926 году на острове Врангеля было создано первое чукотское поселение, и начальником острова назначен Г.А. Ушаков.

Следует заметить, что иностранцы пытались объявить своей территорией не только остров Врангеля, но и Чукотку. Так, осенью 1924 года советское пограничное судно в бухте Зима на мысе Пузина обнаружило металлический знак с надписью: «Станция магнитного наблюдения и геодезических изменений побережья Соединенных Штатов. За справками обращаться в Вашингтон. За снятие этого знака — штраф 250 долл. или тюремное заключение». Пограничники отправили этот знак в Москву, а американцев выставили из этого района. В ответ на эту провокацию советский МИД направил в Вашингтон ноту протеста, где говорилось, что «действия американских агентов, забывающих, где кончается территория их государства и начинается территория суверенной страны, и впредь будут решительно пресекаться».

Воспользовавшись отсутствием на острове Ратманова военного гарнизона, американцы организовали в селении Илюклит свою факторию и в течение нескольких месяцев вывозили пушнину, китовый ус и моржовые бивни, пока десант с пограничного корабля «Воровский» не выкинул их оттуда.

Ну это дела давно минувших дней. А сейчас на дворе XXI век. Увы, претензии США на русский сектор Арктики с наступлением нового века лишь увеличились.

Холодная война

В докладе Комиссии США по арктическим исследованиям (органе, занимающимся разработкой стратегических направлений политики США в отношении Арктики) «Арктический океан и изменение климата: сценарий для военного флота США», опубликованном в 2002 году, прямо указывается, что противоречия по поводу Севморпути становятся важным пунктом в повестке российско-американских отношений. «США продолжают настаивать на том, что покрытые льдом проливы Севморпути являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок; Россия продолжает считать проливы своими внутренними водами. Скорее всего это останется спорным политическим вопросом между США и Россией». Кроме того, в докладе прогнозируется, что проблема использования Севморпути станет предметом уже более серьезных разногласий между США и Россией, и даже конфликтов».

Начиная с 1950-х годов, американские самолеты, в том числе стратегические бомбардировщики с атомными бомбами на борту, постоянно барражировали в Арктике, включая наш сектор. Довольно часто американские разведчики не ограничивались полетами над советскими территориальными водами, а летели дальше над сушей.

Так, 15 октября 1952 года первый полет над СССР совершили два разведчика В-47В, созданных на базе шестимоторного бомбардировщика В-47. Самолеты стартовали с авиабазы Йельсон на Аляске. Над морем они заправились от двух танкеров KC-97, а затем пролетели над островом Врангеля, сфотографировав его. Далее самолеты направились на юг и несколько часов летали над Восточной Сибирью. Звено МиГов пыталось перехватить их, но неудачно. Полет продолжался 7 час. 45 мин., за это время разведчики прошли расстояние в 5500 км, причем около 1300 км — над территорией СССР.

Ну а 6 мая 1956 года шесть самолетов вылетели из Туле (северная часть Гренландии), достигли Северного полюса и повернули на юг, к границам СССР. Они проникли в наше воздушное пространство над Амбарчиком и, выстроившись в ряд, продолжали лететь на юг на высоте 12 тыс. м. Затем RВ-47Е повернули на восток. Все это время они фотографировали наземные объекты на нашей территории.

Пролетев над Анадырем, самолеты покинули пределы СССР над Беринговым проливом и сели на базе ВВС Йельсон на Аляске.

1 июля 1960 года американский разведчик RВ-47Н отправился в очередной разведывательный полет к берегам Кольского полуострова. Разведчик был перехвачен советским истребителем, пилотируемым капитаном Василием Поляковым. «МиГ» зашел в хвост RВ-47Н. Кто-то открыл огонь: то ли истребитель, то ли янки из хвостовой 20-мм установки. Позже второй пилот Фримен Олмстед признался, что он израсходовал две трети боезапаса 20-мм установки. Тем не менее «Боинг» был сбит. Из шести членов экипажа спастись удалось лишь двоим.

Позже возник спор между СССР и США о том, был ли сбит RВ-47Н в нейтральных или территориальных водах.

На мой взгляд, действия капитана Полякова правомерны в обоих случаях. Даже если американец был в нейтральных водах у кромки территориальных вод, то в условиях постоянных вторжений в воздушное пространство СССР, да еще рядом с крупнейшей военно-морской базой, действия советского летчика вполне правомерны. Попробовал бы советский бомбардировщик Ту-95 приблизиться на такое же расстояние к Нью-Йорку, то так бы реагировали американские ПВО?

Полеты американской военной авиации над российским сектором Арктики продолжаются по сей день.

В августе 1954 года американская атомная подводная лодка «Наутилус» совершила первый поход подо льдами Арктики. А в начале 1960-х годов к боевому патрулированию в Норвежском и Баренцевом морях приступили американские подводные лодки типа «Джордж Вашингтон», оснащенные баллистическими ракетами «Поларис А-1».

К концу века дальность стрельбы советских и американских баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок, резко возросла и фактически стала межконтинентальной. В связи с этим американские подводные лодки с баллистическими ракетами ушли из Арктики в прибрежные воды Атлантики и Тихого океана. А вот российские подводные лодки с баллистическими ракетами по-прежнему патрулируют в Арктике, надеясь укрыться там от надводных кораблей и авиации США и НАТО. В свою очередь, США и Англия постоянно держат в Арктике десятки атомных подводных лодок-убийц.

Замечу, что холодная война подо льдом как до 1991 года, так и сейчас на 99,9% скрыта от мировой общественности. Так, можно лишь гадать, сколько всякого натовского барахла, как, например, гидроакустические буйки и станции слежения, установлено на льду, подо льдом и на дне российского сектора Арктики.

С целью обеспечения боевой деятельности атомных подводных лодок, а также ведения разведывательной деятельности, невозможной бортовыми средствами подводных лодок, американцы с начала 1960-х годов стали направлять в советский сектор Арктики свои надводные корабли.

Лучше всего для этой цели подходили ледоколы береговой охраны США. Так, в 1962 году ледоколы «Норд Винд» и «Бертон Айленд» провели совместное плавание в Беринговом и Чукотском морях. В 1963 году ледокол «Норд Винд» курсировал в районе от Берингова пролива до мыса Шелагский, а ледокол «Бертон Айленд» попытался пройти Северным морским путем. Проливом Дмитрия Лаптева он прошел в море Лаптевых, откуда попытался пробиться сквозь тяжелые льды и пройти проливом Вилькицкого на запад. Но планы американцев сорвались: недалеко от Таймыра на ледоколе вышел из строя руль, и, чтобы не остаться зимовать в дрейфующих льдах, «Бертон Айленд» срочно повернул назад.

Американские ледоколы и другие суда вели океанографические работы в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых. Так, в 1965 году ледокол «Норд Винд» прошел Карское море и вошел в пролив Вилькицкого. Тут американцев опять постигла неудача: из-за поломки гребного вала ледокол вернулся в Англию, где встал на ремонт. После ремонта «Норд Винд» сделал вторую попытку прорваться проливом Вилькицкого, но возле мыса Челюскина был остановлен советскими пограничными кораблями.

Тогда американцы решили обогнуть Северную землю и с севера пройти в море Лаптевых, и опять их ждала неудача. «Норд Винд», обогнув мыс арктический Северной земли, встретил паковый многолетний лед и вернулся назад.

И в последующие годы американцы не оставляли своей затеи пройти Севморпутем. Капитаны советских судов периодически встречали ледоколы ВМС США и береговой охраны США на трассе Севморпути. 26 августа 1970 года ледокол «Челюскин» (капитан Троценко), следуя чистой водой курсом 315±, в точке с координатами 68±18′ с.ш. и 175±52′ з.д. встретил ледокол, с которого поднялся вертолет с американскими опознавательными знаками. На следующий день ледокол «Поярков», шедший курсом 130±, обнаружил американский ледокол в Чукотском море за пределами 12-мильной зоны, в точке с координатами 68±44′ с.ш. и 176±08′ з.д.

На ледоколе «Норд Винд» была установлена инфракрасная камера с линзами диаметром 16 дюймов, предназначенная для фотографирования береговой линии СССР. Следуя курсом, параллельным берегу, ледокол проводил съемку нашего побережья с определением места расположения объектов на нем, то есть вел так называемую фотограмметрию. В экипаж ледокола входили геодезисты, в задачу которых входило профессиональное фотографирование береговой линии.

Ежегодно американские ледоколы заходили в Чукотское море в районе пролива Лонга. Двигаясь вдоль кромки льда, они наблюдали за передвижением советских кораблей и полетами самолетов, таким образом надеясь вычислить местонахождение советских народнохозяйственных, а главное, военных объектов.

Помимо военных ледоколов в советский сектор Арктики и даже в наши территориальные воды периодически вторгались боевые корабли других классов. Так, в 1976 году английский фрегат «Бервик» нарушил морскую границу в районе горла Белого моря.

Все те же и зеленые

В последнее время США планируют создание в океанах огромных плавучих баз из соединенных двух и более огромных кораблей. В качестве элементов таких баз планируется использовать большие контейнеровозы и выведенные из боевого состава авианосцы, например, «Констеллейшин», «Китти Хоук» и др.

В качестве малых плавучих баз уже опробованы одиночные суда, в том числе авианосец «Китти Хоук», сухогруз «Крагсайд» (водоизмещением 21 тыс. т).

На больших плавучих базах будут базироваться малые и средние десантные суда и летательные аппараты всех классов, включая самые большие военно-транспортные самолеты. Одну из таких баз США планирует разместить в Баренцевом море в непосредственной близости от берегов России.

В российский сектор Арктики лезут не только корабли США и Англии, но и даже малых стран НАТО. Так, с 1966 года в Норвегии последовательно построено три разведывательных судна ледокольного класса с одинаковым названием «Мариятта». Ни одна ракетная стрельба Северного флота не обходилась без присутствия «Машки». Один раз в ходе стрельб береговых установок П-35 «Машка» так долго уворачивалась от вытеснявших ее кораблей, что в конце концов один из тральщиков, уходя обратно, попал под собственную ракету. Хотя П-35 имела лишь инертную боевую часть, на тральщике погибли шесть человек. Вот бы заставить товарищей адмиралов посмотреть в глаза их детям, вдовам и объяснить, как их отцы и мужья погибли, грудью защищая натовских шпионов.

Последняя «Мариятта» создавала серьезные помехи при подъеме подводной лодки «Курск». Эта «Мариятта» была построена в 1995 году. Ее водоизмещение около 8 тыс. т, как у крейсера. Фактически это ледокол, снабженный большой вертолетной площадкой. Надстройки «Мариятты» покрыты лесом антенн. Естественно, их назначение, равно как и скрытое под палубой вооружение, совершенно секретно. «Мариятта» базируется в порту «Киркенес» в нескольких десятках километров от российской границы и до девяти раз в год выходит в Российскую Арктику на месяц и более.

Осенью 2010 года выдан заказ на строительство еще более мощного разведывательного судна ледового класса.

Мало вероятно, что Госдепартамент прямо объявит российский сектор Арктики своей исконной территорией. Для этого есть подконтрольный США Greenpeace.

Эти бравые ребята вроде бы питают добрые намерения к РФ — «Greenpeace и миллионы наших сторонников выступают за придание территории вокруг Северного полюса охранного статуса. Эта территория общей площадью примерно 2,8 млн кв. км находится за пределами так называемых исключительных экономических зон (ИЭЗ) арктических прибрежных государств, и на сегодня не относится к какой-либо национальной или международной юрисдикции.

Статус международной охраняемой природной территории для Северного полюса не несет какой-либо угрозы или экономических потерь для России.

Создание заповедной территории позволит закрыть зону для ядерного оружия и другого военного присутствия, и таким образом предотвратит убийственную для экономики «арктическую» гонку вооружений».

Увы, никто нам не говорит, кто будет нести охрану охраняемой территории. Greenpeace или ВМФ США?

Как туда будут добираться охраняющие корабли? Через российские воды? Через наш Севморпуть?

В Арктике введут закрытую зону для ядерного оружия. Американские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами так и останутся в непроницаемых зонах ПВО и ПЛО у западного и восточного побережья США?

А куда деваться нашим ракетным подлодкам? Еще в 1980-х годах советские лидеры предлагали США на паритетной основе создать безопасную зону патрулирования ракетных подводных лодок. Как американцы уперлись тогда, так и сейчас они против безопасных зон. Пусть Россия выводит свой атомный флот из Арктики и разоружается.

А стоит ли всерьез рассматривать бредовые планы кучки взбесившихся парней и девиц? Увы, стоит.

13 марта 2014 года Европейский парламент принял резолюцию, призывающую к созданию заповедной территории вокруг Северного полюса. Резолюция фактически повторяет требования арктической кампании Greenpeace.

Европарламент призывает сохранить акваторию площадью 2,8 млн кв. км, не принадлежащую на сегодня ни одной из стран, чтобы защитить ее от промышленного рыболовства и разработки минеральных ресурсов. На сегодня у нее нет никакого охранного статуса.

Таким образом, Европарламент взял да и оттяпал у России большую часть ее арктического сектора, который де-факто принадлежит нам уже почти 90 лет.

Так почему всем странам мира, включая США, Канаду, Японию и Норвегию, нужны мощные военные ледоколы, а России нет?

С оружием на борту

А раз у нас будут военные ледоколы, то надо думать и о их вооружении. Болтовню о ПЗРК и крупнокалиберных пулеметах оставим мастистым экспертам, а сами обратимся к истории.

Вот, к примеру, вооружение советских арктических ледоколов в конце Великой Отечественной войны: «Сталин»: 4-100-мм установки Б-34, 7-37-мм 70К, 13-20-мм автоматов «Эрликон», 2-12,7-мм ДШК. «Микоян»: 3-75-мм, 10-20-мм «Эрликон», четыре счетверенных «Браунингов»; «Каганович»: 4-130-мм Б-13, 7-85-мм 52К, 6-37-мм 61К, 12-20-мм «Эрликон».

10 августа 1964 года ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное Постановление № 680-280 о создании аналогичных замаскированных ракетоносцев в СССР. Приказом главкома ВМФ от 27 февраля 1965 года проекту было присвоено название «Скорпион».

На базе межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 Челомей спроектировал корабельный ракетный комплекс Д-8 с ракетами УР-100М. Однако руководство ВМФ признало более подходящим комплекс Д-9 с ракетами Р-29.

В комплекс Д-9 вошли восемь баллистических ракет Р-29. Они хранились с пятиминутной готовностью к старту полностью снаряженными и заправленными компонентами топлива в унифицированных с подводными лодками проекта 667Б вертикальных шахтах на пусковых установках 4С-75. Предусматривалась возможность нахождения ракет на корабле в течение шести месяцев.

В качестве носителя были выбраны транспортные суда ледового плавания проекта 550 (типа «Агуэма»), серийно строившиеся в то время в Комсомольске-на-Амуре и в Херсоне.

Эти суда дедвейтом 8700 т имели ледокольную форму корпуса, гребной винт со съемными лопастями и дизель-электрическую энергетическую установку, что позволяло им автономно работать на трассе Северного морского пути.

Однако по целому ряду причин в основном политического характера проект арктического ракетоносца реализован не был.

Мало кто знает, что по проекту все советские атомные ледоколы должны были в военное время или угрожаемый период нести артиллерийское вооружение. Так, атомный ледокол «Ленин» был снабжен фундаментом, погребами и иным оборудованием для счетверенных 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ1.

В начале 1975 года в Агитпропе разразился грандиознейший скандал. На обложке журнала «Огонек» была помещена большая фотография ледокола «Арктика». Все бы хорошо, но всякие там любители узрели на фото артустановки АК-726. И действительно, мобилизационное вооружение ледоколов «Арктика» предусматривало две спаренные 76-мм установки АК-726 и четыре шестистволки АК-630. С этим вооружением «Арктика» и проходила государственные испытания.

На мой взгляд, идеальным вооружением нового военного ледокола стали бы универсальные шахтные установки, как на американских эсминцах. Туда можно помещать как крылатые противокорабельные ракеты, так и зенитные ракеты дальнего действия.

Ну и само собой, нужна как минимум одна артсистема калибром не менее 100 мм и пара «Палашей». Не будем забывать, что атомному ледоколу часто придется находиться в одиночном плавании. Прикрывать его судами охранения, например, СКР, в арктических водах весьма проблематично.

А во сколько России обойдется строительство серии военных ледоколов? Думаю, не больше, чем амбициозные проекты перестройки Кремля и центра Москвы.

Не следует забывать, что Транссибирская магистраль и судоходная компания «Доброфлот» были созданы и контролировались государством. В целом они до 1917 года так и не окупились, но именно благодаря им Дальний Восток и Восточная Сибирь остались в составе Государства Российского.

Источник: vpk.name

Leave a Comment